Моя знакомая, занимающая ответственный пост в крупной компании и часто посещающая разнообразные тренинги, поделилась своим наблюдением: «Вообрази, что ты довольно сносно умеешь рисовать натюрморты и пейзажи. Но тебе хочется научиться писать портреты. Приходишь на тренинг, а тебя там учат смешивать краски или изображать простейшие геометрические фигуры типа композиций из цилиндров и сфер». Что возразить? С пятилетнего возраста родители определили меня в секцию фигурного катания, где я добилась ощутимых успехов. Однажды неудачно приземлившись (точнее, приледнившись) при выполнении флипа (один из видов многооборотных прыжков) я повредила связки на ноге. Травма оказалась не столь серьезной, и я довольно быстро встала бы в стройные ряды спортсменов,… если бы не страх снова потерпеть поражение. Сейчас думаю, что если бы мой тренер сумел разглядеть детские тревоги и оказать психологическую поддержку, кто знает, возможно, в Украине на одного олимпийского чемпиона было бы больше…
Полагаю, каждый попадал в похожую ситуацию. Однако неверным было бы считать, что все тренеры находятся не на своем месте. Среди них довольно много отличных специалистов. Вот только отделить «зерна от плевел» с каждым годом становится труднее. Благо, есть критерии.
Зри в корень
«Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает», — пелось в некогда популярной песенке. Иногда причины «несовпадаемости» кроются в наших неверных установках. Это как раз тот случай, когда эффект обучения зависит исключительно от слушателя, и тренер тут ни при чем. Вот некоторые стереотипные установки, мешающие правильному выбору:
· Веяние моды. Посещать тренинги, равно как и обращаться в раскрученные тренинговые компании, стало модным. Нужен ли вам тренинг на самом деле? Ответ довольно прост. Если все свои текущие задачи (найти новую работу, научиться печатать «слепым методом», примириться с коллегами (соседями), провести презентацию, поднять доходность бизнеса) вам удается решать «в рабочем порядке», значит, тренинг вам не нужен. Даже наимоднейший. Другое дело, если решение некоторых вопросов превращается в проблему. К примеру, подходящая вакансия полгода не находится, коллега (сосед) объявил вам о начале военных действий, презентации проваливаются одна за другой и т.д. Очевидно, что вам нужна помощь со стороны. И здесь хороший тренинг будет весьма кстати. При условии, что он поможет решить вполне определенную задачу.
Но помните: даже значащийся на визитке тренера логотип престижной компании не даст гарантии, что с вами будет работать высококлассный специалист. Многое зависит и от отношения к проекту. Случается, что тренеры модных компаний подвержены «звездной болезни». В то же время в менее известной вполне можно найти и более высококвалифицированного специалиста.
· Создание ажиотажа. Выпуская на рынок новую услугу или технологию, компании при помощи «двигателя торговли» умело создают и подогревают интерес аудитории. В результате, рискуете стать обладателем «ненужных» вам услуг. Здесь же уместно задуматься: будет ли специалист, столь умело продавший услугу, — отличный рекламист и продавец — столь же хорошим тренером по нужной вам (зачастую экспертной) теме?
Если вы успешно прошли самые сложные вехи пути (определились, какой и зачем вам нужен тренинг) — осталось обозначить критерии выбора тренера. На что обратить внимание?
Признаки некачественного тренинга
1. Когда на конкретные вопросы, например, просьбу привести пример успешно решенной тренером задачи, он отвечает расплывчатыми фразами: «У одного руководителя большой компании были проблемы. Благодаря нашим усилиям, они были решены». О каких проблемах идет речь? Не ладятся взаимоотношения с конкурентами? Не сошелся бухгалтерский отчет? Уволился заместитель? Или товар на складе погрызли мыши? Но самое главное: непонятно, каким все-таки образом были разрешены эти ситуации, то есть, не видна работа тренера. Поэтому, чем больше общих и меньше конкретных фраз услышите от представителя тренинговой компании, тем больше у вас будет оснований отказаться от его услуг.
Могут «пускать пыль в глаза», прибегая к дешевым манипулятивным приемам. Пресекается это простым способом: к примеру, попросите представить список публикаций (ссылку на сайт, предложения по тренингу или программу в письменном виде и т.д.), чтобы самостоятельно с ними ознакомиться, не тратя драгоценное время.
2. Рекламная информация о тренинге или программа перегружена профессиональными терминами (исключение — мастер-класс). Например: «Идиосинкразический подход Дж. Келли. Экзогенные и эндогенные детерминанты общения в теории Дж. Тибо. Процесс каузальной атрибуции. Шестикатегориальный анализ интервенций Хирона». Что вы на это скажете? «Ясно», чему вас научат? Видимо, всему сразу. Остается непонятным одно: как за два дня можно изучить то, что будущие психотерапевты постигают 5 лет? За это и 200 долларов отдать не жалко. В таких случаях уместен вопрос: «Я не специалист в этой сфере. Не могли бы вы объяснить содержание программы простыми словами?». Как правило, тренеру-халтурщику это не удается.
3. Еще один тревожный сигнал — когда вам гарантируют 100-процентный результат или сулят мгновенное решение всех проблем оптом: со здоровьем, в бизнесе и личной жизни. Вы должны понимать, столь глобальные обещания невыполнимы в принципе. Тем более, со 100% гарантией.
4. Ординарное (не впечатляющее, читай, некачественное) начало тренинга. Став свидетелем безликого начала занятий, не убеждайте себя, что все войдет в нужную колею. Профессиональный бизнес-тренер, передавая знания или технологии должен сам уметь пользоваться ими. Если ведущий тренинга по ораторскому искусству с первых минут не сумел завладеть вниманием аудитории, то «чтобы не было мучительно больно за бесцельно» потраченные деньги, лучше покинуть занятия в первый же день во время «кофе-брейка».
Добротный товар
Хороший признак, если тренинговая компания по первому же требованию готова предоставить для ознакомления не только рекламные материалы и программу тренинга, но и публикации своих специалистов: научные работы, статьи, книги, адреса сайтов, блогов, по которым вы сможете определить уровень квалификации тренера. Как вариант — видеозаписи или CD-диски с записью занятий того специалиста, к которому вы направляетесь. Пусть вас не смущает отговорка: «У нас нет публикаций, чтобы конкуренты не похитили наши know-how». Багаж квалифицированного тренера состоит из сотен решенных проблем. И если он не может предложить для ознакомления хотя бы одну из них, скорее всего, демонстрировать попросту нечего.
На что стоит обратить внимание:
· Структура программы должна быть примерно такой: тема, цель, задачи, целевая аудитория, содержание и методы проведения тренинга. Особое внимание следует обратить на цель и задачи! В хорошем тренинге цель одна (а не несколько), а задачи, выстраивающиеся в логической последовательности, шаг за шагом должны приближать слушателей к ее достижению. Важно, чтобы и цель и задачи были сформулированы глаголами совершенного вида (отвечают на вопрос: «что сделать?» и обозначают действие, которое закончилось или закончится, достигнув результата, например, выучить). В противном случае рискуете застрять на этапе изучения, и упрекнуть будет некого: вы же сами видели задачу. А она не предполагала достижения результата.
· Если в многословных и пространных публикациях рассказывается о проблеме вообще, вокруг да около, скорее всего, то же будет и на тренинге. А вот когда приводятся конкретные примеры (задачка с решением) — совсем другое дело, фамилию этого специалиста стоит запомнить. Обратите внимание, если нет ссылок на первоисточники в публикациях, значит, вы имеете дело с авторской методикой (это будет видно по материалу) либо, увы, с плагиатом. В противном случае ссылки должны быть!
· Присмотритесь, используются ли в процессе обучения дорогостоящие технические средства, такие как мультимедийный проектор (наличие специальной аппаратуры говорит о том, что компания возникла не вчера и, заботясь о своем имидже, вкладывает средства в развитие собственного бизнеса).
Считается хорошим тоном, если компания гарантирует возврат денег, если тренинг не понравился (при отказе от тренинга в первый день семинара возвращают 100% суммы), или в случае болезни слушателя. Постоянным клиентам скидки.
И если тренер/тренинговая компания проводит бесплатные занятия-презентации, обязательно посетите! Ведь, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Мнение профи:
Сергей Скакун, бизнес-тренер:
В настоящее время в Украине существует более 500 официально зарегистрированных тренинговых компаний. Но уровень квалификации у всех наставников разный. Можете встретить как маститого, так и начинающего тренера, или неофита, насмотревшегося тренингов других специалистов и решившего: «Ничего сложного. В следующий раз я и сам такой проведу».
В Европе критерий оценки бизнес-тренера прост — он должен быть «глубоко» образован. Для европейца важно, чтобы бизнес-тренер 5 лет отучился в уважаемом всеми заведении, которое «держит стандарт». При этом он может и не быть «семи пядей во лбу», главное, чтобы освоил 3 тысячи часов по необходимым предметам и получил присвоенный уровень мастерства.
У нас особое внимание обращают на сертифицированность тренера. Услуги такого специалиста стоят дороже. Тем не менее, мало кто знает, что в Украине процедура сертификации бизнес-тренеров не предусмотрена законодательством. А это значит, что, руководствуясь принципом: «что не запрещено, то разрешено», выдавать сертификат можно любому желающему. Поэтому постарайтесь выяснить, компетентность организации, вручившей сертификат, и количество времени, посвященного вашим будущим наставником постижению азов тренерской науки. Если у него за плечами только двухнедельный тренинг для тренеров, призадумайтесь, в состоянии ли столь свежеиспеченный специалист передать необходимые вам навыки и знания.
Информационная справка:
Тренингом называют интенсивную форму обучения (1-5 дней), при которой краткие теоретические семинары перемежаются с практической отработкой навыков. На тренингах в форме специальных упражнений или деловых игр отрабатываются практические ситуации, встречающиеся на рабочем месте или в повседневной жизни. Наибольшей популярностью пользуются тренинги по тайм-менеджменту, продажам, переговорам, публичным выступлениям. Руководители предприятий отдают предпочтение тренингам личностного роста, управлению персоналом, проведению переговоров, навыкам командообразования, коучинга.
Историческая справка:
По официальной версии, история психологических тренинговых опытов берет начало в 70-х годах прошлого столетия, когда с подачи М. Форверга впервые прозвучало название «социально-психологический тренинг». Однако элементы современных тренингов можно встретить в описаниях тысячелетней давности о подготовке военных, художников, религиозных и государственных деятелей. К примеру, Леонардо да Винчи проводил практические занятия для начинающих живописцев «на лучшую проведенную линию длиной в локоть» (растояние измерялось натянутой нитью).
Анна КРУПКО
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.