Аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. Ваше здоровье

Профессия и стресс


22.10.2017 443

Этот старый добрый анекдот непременно приходит на ум при обращении к теме профессиональных стрессов. Однако надо сразу оговориться, что термин «стресс» здесь употреблен в житейском понимании, что не совсем корректно. В психологии стрессом считают ответ организма на любое внешнее воздействие. Причем не важно, радостное событие или печальное, в любом случае оно может вызвать слезы, учащенное сердцебиение и бессонницу. Организм мобилизует все силы для того, чтобы приспособиться к произошедшим изменениям. Но если воздействие не прекратилось, а силы уже истощены, возникает вторая стадия стресса, так называемый дистресс — перенапряжение, усталость, нервозность. Нередко он приводит в дальнейшем к негативным последствиям, вплоть до физической гибели организма. Другими словами, у сортировщика апельсинов налицо все признаки дистресса.

Автор книги «Стресс без дистресса» Ганс Селье писал: «Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его способен лишь тот, кто ничего не делает». Независимо от профессии и должности нервное напряжение держит нас в тонусе и заставляет действовать. Более того, многие признают, что лучше всего трудятся, когда срок сдачи работы уже на носу. Как говорил Альбер Камю: «Ничто так не воодушевляет, как осознание своего безнадежного положения». И верно, колоссальный прилив энергии и небывалое вдохновение посещают человека в последнюю ночь перед сдачей проекта, когда откладывать работу уже некуда.

Но, как и во всем другом, здесь важна мера. Если человек недостаточно отдыхает, не может отрешиться от служебных проблем в нерабочее время, ему некогда пообедать, то рано или поздно его силы иссякнут и начнется вторая стадия стресса — истощение. Тогда-то и случаются нервные срывы и психосоматические заболевания.

На нервной почве

Директор Ростовского института психотерапии и клинической психологии Игорь Хмарук характеризует ситуацию возникновения стресса у современного делового человека следующим образом: «Любой менеджер (я под таким словом понимаю специалиста, управляющего как минимум двумя людьми и принимающего решения за других) имеет две постоянные проблемы — отсутствие информации и отсутствие времени. Это фон, на котором стрессом может стать все что угодно, любое раздражение».

Нервное перенапряжение нередко вызывает целый ряд серьезных недугов, таких, как бронхиальная астма, аритмия, инфаркт, язва желудка и т. п. Их называют психосоматическими заболеваниями. Конечно, все они поражают организм человека и по естественным причинам. О психосоматике говорят только тогда, когда есть прямая зависимость возникновения болезненных симптомов от перенесенного эмоционального напряжения.

Профессиональный стресс

К развитию на работе второй стадии стресса — истощению — может привести множество факторов. Существует даже понятие «профессиональный стресс» — многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней. Употребляют также термин «психическое выгорание», под ним обычно понимают синдром, возникающий вследствие длительных профессиональных стрессов.

По мнению специалистов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка человека работой, недостаточно четкое ограничение его полномочий и должностных обязанностей, неадекватное поведение коллег и даже долгая и выматывающая дорога на службу и обратно, не говоря уже о недостаточной оплате труда, однообразной деятельности или отсутствии карьерных перспектив.

Профессии, располагающие к стрессу

Социологи и психологи регулярно пытаются составить рейтинг самых стрессовых профессий. Критерием здесь выступают частота сердечных заболеваний, состояние здоровья в целом, склонность к алкоголизму и участие в ДТП. Надо сказать, что со временем ситуация несколько меняется, и на первое место выходят иногда самые неожиданные профессии. К тому же подобные рейтинги, составленные в разных странах, существенно отличаются друг от друга.

По данным английских психологов из университета в Манчестере, самая стрессовая — профессия шахтера, на втором месте — полицейские, а вот третье поделили строители и журналисты. Дальше рейтинг выглядит так: актеры, политики, врачи, водители, дипломаты и фермеры. Но если такие итоги объяснить легко, то результаты исследования канадских психологов кажутся совсем уж странными. В Канаде самой стрессовой признана профессия… музыканта.

Помоги себе сам

Помните, как герой повести-сказки братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» Роман Ойра-Ойра во время производственного совещания в приступе ярости ринулся в коридор, сотворил дубль профессора Выбегалло и с чувством потряс его за грудки, после чего уничтожил? Прекрасный способ разрядки, но, к сожалению, у обычного человека, не обладающего магическими способностями, такой возможности нет.

Однако есть ряд простых советов для тех, кто стремится справиться с эмоциональной перегрузкой. Главный из них — не копить отрицательные эмоции. Делитесь своим состоянием с окружающими — сообщите о своих неприятностях тем, кто готов вас выслушать и кто не посмеется над вами. Разговаривайте с близкими, так вы разрядитесь. Если некому поплакаться в жилетку или не хочется, а внутри уже клокочет, постарайтесь оказаться в полном одиночестве. В пустом помещении вы сможете дать выход своим эмоциям, если крикнете изо всех сил «Хватит!», или «Надоело!», или еще что-нибудь сердитое. Кричать лучше до тех пор, пока не станет смешно или пока не устанете. Затем уже спокойно обдумайте дальнейшее поведение.

www.zarplata.ru

Если вам нужен персонал размещайте бесплатно вакансию на сайте!

Читайте также

  • Каких работников не хватает Украине20 Октябрь, 2017

    Этих специалистов ждут в Украине

  • Как соискателю завоевать внимание на собеседовании?18 Октябрь, 2017

    Собеседование – деловая встреча, на которой работодатель и соискатель впервые встречаются тет-а-тет, чтобы понять подходят ли они друг другу. Так как на работу все-таки трудоустраивает компания, то проведение собеседования часто находится в руках именно работодателя. Из-за чего соискатель чувствует дискомфорт, стеснение, неудобство. Такое поведение выдает неуверенность, нерешительность соискателя, а кому из работодателей нужен неуверенный в себе работник?! Сегодняшняя наша статья посвящена тому, как выглядеть соискателю на собеседовании более уверенно и завоевать внимание работодателя.

  • Уровень безработицы в Украине18 Октябрь, 2017

    По-немногу, но снижается...

  • Как наладить отношения с начальником?17 Октябрь, 2017

    Позитивная психологическая атмосфера на работе – залог хороших отношений в рабочем коллективе. Это также хороший плацдарм для успеха каждого сотрудника в коллективе в достижении персональных и общих целей. Разлад отношений даже нескольких сотрудников разбалансирует позитивный микроклимат в коллективе. Натянутые отношения заметны для любого сотрудника и негативно влияют не только на настроение, но и рабочий настрой. Но ничто так не огорчает, как разлад отношений с начальником.

  • Какая погода, такая работа?17 Октябрь, 2017

    А на вас это влияет?

Создайте лучшее резюме всего за несколько минут и работа Вашей мечты найдется быстрее!

 
↑ Наверх