Директор компании «Интер Консалтинг Груп» Татьяна Шорохова рассказывает, что если в заявке на кандидата работодатель указывает обязательные командировки, то заинтересованных в такой вакансии в три раза меньше, чем при отсутствии такого требования. «Приемлемая для кандидатов периодичность командировок – не более 1–2 раз в месяц. Если же требования работодателя выше, то кандидат на собеседовании может начать «торговаться», пытаясь уменьшить количество времени, проводимого в командировках», – рассказывает г-жа Шорохова.
Редкий шанс
В то же время директор по рекрутингу в Украине, Молдове и Беларуси агентства «Допомога» Екатерина Скибская говорит, что такая строптивость может помешать уже работающему сотруднику продвигаться по карьерной лестнице. «Работодатели очень ценят и всячески стимулируют сотрудников с активной жизненной позицией, готовых собрать чемодан за час и безропотно отправиться в служебную поездку. Например, даже находясь на такой должности как секретарь, можно получить предложение от руководства принять участие в открытии регионального представительства. В интересах сотрудника согласиться на такое предложение, ведь это позволит проявить себя и получить новый опыт. В случае отказа следующего такого шанса может и не быть. Работодатель сделает выводы не в пользу сотрудника, и на скорое продвижение по службе можно будет уже не рассчитывать», – считает г-жа Скибская.
«Мобильные» кадры
Впрочем, есть определенная категория соискателей, которые воспринимают командировки как нечто неразрывно связанное с их работой, должное и даже интересное. «Зачастую это люди, имеющие значительный командировочный опыт – торговые представители, инспекторы, журналисты. Бывает и просто «молодой и активный» кандидат, готовый проводить большую часть рабочего времени вне офиса. Для таких соискателей и доводы дополнительные приводить не надо, командировки сами по себе являются мотивом для принятия вакансии», – утверждает консультант компании HR-Consulting Людмила Переходько. Перечень позиций, предусматривающих обязательные служебные командировки, включает региональных представителей в самых различных отраслях экономики, логистов, аудиторов, директоров по персоналу, IT-консультантов.
Жадность всему виной
Чем же так не нравится соискателям постоянные разъезды по территории страны в служебных целях? Есть несколько факторов, объясняющих такую позицию. Для некоторых соискателей причина кроется в семейных обстоятельствах. Чаще всего от частых командировок отказываются женщины. «Сотрудница, несмотря на тотальную эмансипацию, все еще остается матерью, поэтому уход за детьми для нее гораздо важнее производственных нужд. Да и работодатели особо не надеются увидеть в лице женщины сотрудника, готового ездить в командировки», – считает генеральный директор компании Promotion Сергей Криворучко. Очень важной причиной отказа от вакансии, предполагающей командировки по Украине, кандидаты называют прижимистость работодателей, экономящих на своих сотрудниках. «Очень часто уровень т.н. «командировочных» невысок и в среднем составляет не более 50 гривен в день. Неудивительно, что за такие деньги мало кто захочет болтаться по поездам и автобусам», – отмечает г-жа Шорохова. Желание работодателя сэкономить на сотрудниках, находящихся в служебной поездке, выливается и в сокращение издержек на проживание. Финансовый аудитор одного из банков Ольга Васильева рассказывает, что большую часть своего рабочего времени уже почти два года она проводит в командировках. «Больше всего дискомфорта доставляют поездки в зимнее время, так как очень часто гостиницы, в которых приходится жить, плохо отапливаются. Да и всякая живность, вроде тараканов и клопов, в региональных гостиницах тоже, к сожалению, не редкость», – жалуется она. Негативным моментом, по словам Ольги Васильевой, является и то, что она снимает квартиру, а живет в ней в лучшем случае около недели в месяц. При таком графике работы говорить о наличии личной жизни просто не приходится. «Единственное, что меня удерживает от перехода на другую работу, это довольно высокая заработная плата – около $1500 в месяц», – рассказывает она.
Впрочем, Екатерина Скибская утверждает, что в последнее время на рынке наметилась обнадеживающая тенденция отхода компаний от установленных государством расчетов «командировочных» в сторону увеличения. «Если компания заинтересована в сотруднике и не хочет, чтобы через несколько месяцев он исчерпал свои силы и уволился, руководство увеличивает «командировочные». Кроме этого, предоставляет более комфортные гостиницы, да и на способах передвижения старается не экономить», – уверяет она.
Заграница – другое дело
Более благосклонно сотрудники относятся к заграничным командировкам, которые остаются привилегией высшего и, реже, среднего звена управленцев. «Нельзя сказать, что зарубежные командировки являются дополнительным стимулом для топов. Более того, однообразные поездки утомляют. Некоторые даже жалуются на усталость от постоянных разъездов», – говорит Сергей Криворучко. Однако у заграничных командировок есть несомненные плюсы. Кроме приобретения полезных связей и нового опыта, перед «командированными» сотрудниками отрываются перспективы познания новой культуры. По окончанию рабочего дня можно найти время посетить музей или театр, просто прогуляться по городу. Да и шопинг занимает не последнее место в приоритетах командированного. «Такие поездки очень полезны. Основным плюсом командировок для меня является возможность погрузиться в языковую среду», – считает инженер-программист одной из телекоммуникационных компаний Игорь Иванык.
Разъезды по-американски
В результате проведенного в Соединенных Штатах Америки исследования выяснилось, что 81% респондентов считают, что количество их командировок увеличится или останется на прежнем уровне. Как показывает исследование, на частоту командировок американских предпринимателей больше всего влияют факторы, связанные с экономической (47%) и геополитической обстановкой (16%), а также вопросы их собственного здоровья (15%).
Только в 37% случаев компании ни в чем не отказывали своим сотрудникам, отправляющимся в деловое путешествие. В остальных, как правило, работодатели накладывали ограничения на класс полетов и возможность проживания в дорогих отелях. Чаще всего сотрудник мог делать выбор авиалинии и гостиницы из определенного списка, составленного из соображений дешевизны.
Более половины (60%) респондентов пользовались недорогими видами транспорта, причем большинство из них (94%) не собираются отказываться от этой практики. Почти все (93%) респонденты отметили, что жили в недорогих гостиницах, в то время, как только 5% – в отелях класса «люкс».
Имя и репутация авиалиний и отелей влияет на выбор почти половины (49%) опрошенных. 43% бизнесменов ответили, что на выбор места проживания влияет их прошлый положительный или отрицательный опыт. Еще для 80% респондентов важно наличие специальных программ или скидок постоянным посетителям.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.