Практический подход
Важно помнить, что первый телефонный разговор во многом определяет то мнение, которое сложится о вас у потенциального работодателя, поэтому постарайтесь продемонстрировать собранность и ответственность. Перед тем как сделать звонок, позаботьтесь о том, чтобы все необходимое было у вас под рукой: блокнот, ручка, документы, текст вашего резюме. Проверьте, не заканчиваются ли чернила в стержне. Забыв это сделать, вы рискуете поставить себя в неловкое положение, и впечатление о вас будет испорчено.
РазминкаПопробуйте произнести несколько фраз до того, как сделаете первый звонок. Это поможет справиться с волнением, снимет зажатость, а речь зазвучит приятнее и увереннее. Голосовые связки даже у певцов нуждаются в разогреве, что говорить про обычных людей. Особое внимание на голос и интонацию надо обратить в том случае, если работа, которую вам предстоит выполнять, предполагает регулярное общение с людьми.
Время
Если в объявлении не указано время, в течение которого можно звонить, это не значит, что вам будут рады с раннего утра до позднего вечера. Так что не стоит набирать номер в начале рабочего дня. Поставьте себя на место менеджера по персоналу, только пришедшего в офис. Ему нужно поздороваться и пообщаться с коллегами, проверить почту, выпить чаю или кофе. Так что беритесь за телефон где-то с половины одиннадцатого, но и не откладывайте надолго — после часа дня в компаниях начинаются обеденные перерывы. Если все-таки окажется, что нужного человека нет на месте либо он занят, не забудьте уточнить, во сколько лучше перезвонить, чтобы не отвлекать людей.
ЭтикаПосле такой подготовки можете набирать номер. Не забывайте здороваться с каждым новым собеседником. Порой бывает, что на звонок отвечает секретарь, который передает потом трубку специалисту по кадрам. Сразу называйте вакансию, на которую вы претендуете, так как, возможно, компания подбирает специалистов по нескольким позициям. Во время телефонного разговора не перебивайте собеседника, не договаривайте фразу за него, лучше дождитесь, когда он задаст вопрос или полностью сформулирует мысль. А вот если вы что-то не расслышали, уточните, особенно если дело касается имен, фамилий, адресов, телефонных номеров. В этом нет ничего страшного. Гораздо хуже, если вы воспользуетесь ошибочными данными.
Ответы на вопросыНе пытайтесь самостоятельно вести разговор, навязывать собеседнику свою схему общения. Специалисты по кадрам, как правило, имеют собственную систему, согласно которой они сразу узнают о кандидате важные для компании сведения, чтобы отсеять тех, кто заведомо не подходит на должность. Дальше обычно задают вопросы уточняющего характера. Они, как правило, касаются предыдущих мест работы.
Отвечайте спокойно, не торопитесь. В спешке можно назвать, к примеру, не те даты, ошибиться, рекрутер же в такой ситуации подумает, что вы его обманываете. Поэтому внимательно сверяйтесь с тем, что написано в резюме. Говорите четко и размеренно, особенно когда произносите имена, фамилии, названия организаций.
Тонкая темаНаиболее сложный вопрос — это обстоятельства вашего ухода с предыдущего места работы. В большинстве случаев увольнение является следствием совокупности причин: недостаточная зарплата, отсутствие карьерного или профессионального роста, плохие отношения с коллективом или руководством. Рассказывая подробности, вы вряд ли что проясните. Так что заранее подготовьте краткую версию причин вашего увольнения, в детали вдавайтесь, только если вас об этом попросят.
Расскажите о себеДовольно часто работодатели предлагают кандидату представить основные факты своей биографии. Здесь в первую очередь следует говорить о том, что вас объединяет с фирмой, в которую вы собираетесь устроиться: похожий опыт работы, соответствующее образование, наличие достижений в данной сфере. Ведь все мы знаем, что среди людей одной профессии много узких специалистов, и представителю нанимателя будет интересно узнать, что у вас есть схожий опыт. Рассказывая о предыдущих местах работы и своих достижениях, не проявляйте излишнюю скромность. Если вы стесняетесь говорить о себе, представьте, что речь идет о другом человеке, оцените свои действия со стороны. Но не увлекайтесь саморекламой. Даже если на вас держалась вся работа фирмы, нет смысла разбрасываться громкими фразами. В данной ситуации, скорее всего, вам не поверят, а вызвать сомнения в своей честности не в ваших интересах.
Даже если вам нравится вакансия, не обманывайте рекрутера. Ложь рано или поздно раскроется, а отсутствие заявленных навыков будет обнаружено. Вы просто потратите лишнее время, за которое легко могли бы найти работу, соответствующую вашим возможностям. Правда, сказав правду, но подчеркнув, что хотели бы попробовать себя в этой сфере, вы можете завоевать симпатию работодателя и получить предложение, к примеру, постажироваться некоторое время, чтобы определить, подойдете вы на это место или нет.
Что интересует кандидатаКаким бы подробным ни было объявление, соискатель обязательно захочет что-либо уточнить. По вопросам, которые он будет задавать, можно судить о его отношении к работе. Любой наниматель заинтересован в том, чтобы подобрать в штат людей, увлеченных своей профессией. Если вам удастся показать, что вы вкладываете в дело душу, это будет серьезным преимуществом перед конкурентами. Поэтому первые вопросы должны касаться характера и условий работы, далее можно спросить о том, сколько человек будет в коллективе и прочее. После этого обычно поднимают темы, имеющие отношение к графику, территориальному расположению фирмы, времени и продолжительности отпуска, наличию социальных льгот. В данном разговоре нет смысла выпытывать у собеседника мелкие детали и подробности. Спрашивайте только о том, что для вас принципиально важно и может повлиять на окончательное решение.
Избегайте вопросов вроде: «А это правда?» или «Вы не обманываете?» Очевидно же, если человек лжет, он в этом все равно не признается. Определить, надежна ли компания, предоставляющая вам работу, можно либо по тексту объявления (завышенная зарплата, нечетко прописанные обязанности и т. п.), либо при очной встрече.
Финансовый вопросПредполагаемая зарплата чаще всего тоже обсуждается сразу. Если она не указана в объявлении, не стесняйтесь спросить о ней. При этом вы уже должны знать, какая сумма будет для вас оптимальной. Для этого предварительно просмотрите объявления по сходным вакансиям, спросите у знакомых, выполняющих аналогичную работу, учтите и свой заработок на предыдущем месте. Определите вилку, в которую должна попасть цифра, названная работодателем.
Обратите внимание, что компенсации, предлагаемые компанией в виде оплачиваемого проезда, сотовой связи, медицинского обслуживания, ежедневного питания, позволяют неплохо сэкономить. Поэтому, если к небольшому окладу прибавляют премиальные или льготы, такое предложение может оказаться более выигрышным, чем то, где выплачивают только деньги.
Ольга КЛИМЕНТОВА
d-mir.ru/journal/riz
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?
Jobs.ua хоче підтримати Кращих Роботодавців і розширити можливості Шукачам роботи у важку хвилину, тому продовжує працювати в галузі працевлаштування та зберігає знижки і можливість безкоштовного розміщення вакансій для роботодавців.