Считается, что настоящая охота разворачивается, когда речь идет о топ-менеджерах или по-настоящему уникальных специалистах. И это, безусловно, правда: «Ведь от этих людей зависит успех бизнеса. От эффективности и опыта топ-менеджера зависит успешная реализация бизнес-стратегии, а от квалификации и практического опыта технолога производства может зависеть успех нового продукта на рынке», — уверен Ильгиз Валинуров, директор кадрового агентства «Business Connection». Именно таких людей на рынке единицы, ими интересуются хэдхантеры, а сами они изучают вакансии только от скуки — им неведомы поиски работы. Но на топ-менеджеров не учат в вузах, а редкие специалисты потому и редкие, что не так просто приобрести нужную квалификацию. Но это вовсе не означает, что все, кто не попадает под одну из этих категорий, навсегда обречены обивать пороги компаний в поисках престижной работы.
Хантинг — это способ поиска и привлечения профессионалов любого уровня из любой области
По мнению специалистов, охота ведется за головами всех ключевых сотрудников, которые есть в каждой сфере бизнеса, и хорошего юриста конкуренты готовы сманить, несмотря на перенасыщенность рынка выпускниками юридических факультетов. «Конечно, не только топы отличаются повышенной востребованностью. Специалист может быть и не таким „узким“, ключевой фактор здесь, скорее, — его высокая эффективность, — считает Елена Тукмачева, HR-менеджер компании „Sibers“. — Важно, чтобы он имел опыт успешного решения определенных профессиональных задач, которые будут актуальны для многих компаний, возможно, даже разных отраслей». С коллегой согласна Наталья Киселева, руководитель службы персонала компании «Бизнес и Технологии»: «Совсем нередки случаи, когда именно на представителей „среднестатистических“ специальностей начинается охота. Ведь дело не только в том, редкая специальность или нет, дело в уровне развития профессиональной компетентности самого специалиста. Согласитесь, что специальности бухгалтера, кадровика, менеджера по продажам совсем не редкие. Однако на практике представители именно этих профессий становились объектами хэдхантинга».
Ясно одно: шанс стать таким профессионалом, который не успевает прочитывать предложения о работе, есть у представителя каждой профессии. Но чем именно суперспециалист отличается от обычного? «Факторов очень много, важными оказываются, помимо профессиональных, и коммуникативные навыки, так как эффективность нового сотрудника, особенно в первые дни, зависит от того, как быстро он вольётся в коллектив, — говорит Елена Тукмачева. — Высок спрос на достаточно опытных адекватных специалистов, которые реально оценивают свои возможности, знают о своих слабых и сильных сторонах, в курсе общей ситуации на рынке труда».
Чтобы стать объектом «охоты», вам нужно быть профессионалом и уметь приносить прибыль
Кроме отличных профессиональных и коммуникативных навыков, объекты интереса хэдхантеров, как правило, обладают какими-то уникальными навыками. Эти люди могут не только заменить целую команду и выполнить задание быстрее, чем большинство рядовых специалистов, но и принести реальную прибыль компании. Например, по словам Ильгиза Валинурова, сейчас востребованы бухгалтеры со знанием международной финансовой отчетности (МСФО). «Несмотря на то, что таких специалистов на рынке достаточно, переманить их довольно сложно, в чем мы убедились на собственном опыте, — рассказывает Ильгиз. — Нашему клиенту (крупной компании в сфере информационных технологий) срочно требовался бухгалтер со знанием МСФО. Для решения этой задачи мы приняли участие в российском форуме МСФО в Кремле, где познакомились с перспективными кандидатами, благодаря этому успешно реализовали проект».
По мнению Елены, сейчас наблюдается повышенный спрос на всех специалистов в области информационных технологий: «Конкретно для нашей компании хантинг — непопулярная технология поиска, но бывают случаи, когда специалисты нашей компании становятся „объектом охоты“ и получают выгодные предложения от конкурентов, — говорит Елена Тукмачева. — Компания-конкурент настолько заинтересовалась нашим web-разработчиком (заметьте, специальность вовсе не редкая), что делала несколько попыток переманить его. Они знали, куда целиться — специалист он действительно уникальный».
Итак, вы обладаете высоким профессионализмом, отличными коммуникативными навыками, и любая компания должна быть счастлива принять вас на работу. Но и этого иногда оказывается недостаточно. Представьте, что вы создали уникальный продукт, например, эликсир вечной молодости, да еще и без побочных эффектов. Спрос, конечно, будет невероятный, покупатели готовы занимать очередь на месяц вперед и платить огромные деньги. Все это случится после того, как о вашем суперпродукте станет известно потребителям. Так происходит и на кадровом рынке: для того, чтобы компания загорелась желанием принять в штат эксклюзивного специалиста, нужен пресловутый пиар. «Одними из главных показателей успеха для профессионала являются безупречная репутация, действительно значимые успехи и, возможно, некоторая „раскрученность“, когда информация о ваших профессиональных достижениях (например, удачная сделка) передается от одного клиента другому, — считает Наталья Киселева. — Существует также фактор „приближенности“, он работает в том случае, если по долгу службы сотруднику приходится выходить на „первых лиц“ компании. Тогда каждое результативное взаимодействие становится самой эффективной „самораскруткой“».
Немного саморекламы не повредит: общение на профессиональных сайтах в форумах и сообществах может быть полезно не только для саморазвития, но и для демонстрации ваших профессиональных знаний. Давайте консультации, вступайте в дискуссии, предлагайте интересные решения — среди пользователей вполне могут оказаться рекрутеры. Правда, более эффективным способом самопиара может стать участие в профессиональных конференциях, семинарах, круглых столах.
Все эти советы пригодятся лишь в том случае, если вы действительно показываете впечатляющие результаты: только тогда вы непременно станете объектом хэдхантинга. Такого выдающегося специалиста заметят не только конкуренты, но и руководство, а значит, необходимость в поиске работы надолго отпадет в любом случае.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.