Советская система образования гарантировала каждому гражданину право на бесплатное обучение в высшем учебном заведении. Требование к абитуриенту было лишь одно: пройти по конкурсу на желаемую специальность. Проходной балл зависел от конкретного вуза, факультета и престижности специальности. Практически каждый выпускник, имеющий аттестат о полном среднем образовании, мог выбрать институт и факультет в соответствии со своими интеллектуальными возможностями.
При таком положении дел вопрос о целесообразности обучения в вузе даже не стоял. Не иметь диплома считалось едва ли неприличным. И позволить себе такое, не рискуя быть причисленным к маргинальным слоям общества, могли лишь представители творческих профессий.
Сегодня ситуация несколько иная. С одной стороны, количество бесплатных мест в институтах и университетах ежегодно сокращается, а значит, учиться просто так, как говорится, «для себя», становится непозволительной роскошью. С другой стороны, в украинской системе высшего образования постоянно происходят изменения. Открываются и закрываются новые частные вузы, техникумы и училища переаккредитируются в университеты. При таком положении дел полученный диплом не всегда свидетельство надлежащей квалификации. Так стоит ли тратить время, силы, а порой и деньги на получение высшего образования? Пытаясь ответить на этот вопрос, рассмотрим наиболее распространенные стереотипы о необходимости обучения и получения диплома вуза, о влиянии «корочки» на трудоустройство и успешность карьеры.
Стереотип первый. Высшее образование — первая ступенька карьерного роста. Если ее не преодолеть, дальнейшее продвижение вверх невозможно.
На самом деле. Без «ВО» построить карьеру сегодня очень сложно. Потенциальный работодатель рассматривает диплом не только как гарант получения определенных знаний и подтверждения квалификации по специальности, но и как результат целеустремленности соискателя, показатель умения работать и добиваться поставленных целей. А эти качества для любой специальности и на любом рабочем месте расцениваются как положительные.
Итог: стереотип верен.
Стереотип второй. Некоторые специальности невозможно освоить в высшем учебном заведении: в Украине просто отсутствуют либо находятся в стадии перманентной разработки соответствующие программы подготовки. Значит, лучше сразу идти работать, чтобы уже «в процессе» получить необходимые навыки.
На самом деле. Однозначный ответ исключается: утверждение верно для одних специальностей и неверно для других. Например, если вы видите себя гениальным парикмахером, то, конечно, практика и обучение у хорошего мастера гораздо полезнее, чем обучение в институте или университете по «сырой» программе. А вот если вам хочется стать косметологом, лучше иметь базовое образование, в данном случае, высшее медицинское. Если мечтаете стать гениальным менеджером по продаже, достаточно будет врожденной наблюдательности, элементарных знаний о человеческой психологии и «подвешенного» языка. А вот чтобы стать маркетологом, лучше получить образование по специальности, хотя бы в том виде, в каком его предлагают отечественные высшие учебные заведения на сегодняшний день
Итог: стереотип может быть подтвержден либо опровергнут, в зависимости от специальности.
Стереотип третий. Высшее образование оценивается не столько дипломом, сколько умением находить и обрабатывать информацию, а также приобретенными в процессе обучения коммуникационными навыками.
На самом деле. С одной стороны, высказывание абсолютно верно. По мнению многих университетских профессоров, главное — не просто выучить предмет, а знать, где и как при необходимости раздобыть информацию. Некоторые работодатели именно так и воспринимают вузовский диплом, как свидетельство определенного уровня интеллекта и эрудиции. Поэтому не очень обращают внимание, что полученная в институте специальность не соответствует должности, на которую вы претендуете и направлению, которым хотите заниматься. С другой стороны, каким бы вы ни были начитанным и сообразительным, с дипломом инженера вас вряд ли допустят к хирургическому столу.
Итог: стереотип частично подтвержден.
Стереотип четвертый. Опыт работы ценится гораздо выше диплома. И потенциальный работодатель всегда отдаст предпочтение кандидату с опытом, чем выпускнику вуза, ни дня не проработавшему в данном направлении.
На самом деле. Идеальный вариант, если вы обладаете не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. Тем более, что на последних курсах вполне можно устроиться по специальности. Кстати, это неплохой вариант для карьерного старта: начав подрабатывать в компании, допустим, неполный день еще во время учебы, получив диплом и претендуя на полную ставку, будете иметь преимущество перед другими кандидатами на вакансию.
Итог: стереотип опровергнут.
Стереотип пятый. Не имеющие высшего образования обладают низким уровнем культуры.
На самом деле: Общая степень развития определяется не только наличием диплома. Безусловно, в идеале, классическое университетское образование подразумевает, кроме изучения узкоспециальных дисциплин и курс гуманитарных наук (для повышения эрудиции и расширения кругозора). Но не всегда студенты уделяют этим предметам должное внимание.
Итог: стереотип опровергнут.
Стереотип шестой. Если не смогли поступить в вуз сразу после окончания школы, скорее всего, получить высшее образование уже не удастся.
На самом деле. Установку на штурм высшего учебного заведения дают своим чадам практически все родители: «Надо поступить, надо обязательно поступить, потом будет поздно». С одной стороны, в этом есть рациональное зерно: знания имеют свойство улетучиваться из головы. Поэтому, пока школьная программа еще крепко сидит в памяти после школьных выпускных экзаменов или тестов, шанс пройти вступительные экзамены довольно высок. С другой, многие, руководствуясь указанным стереотипом, делают поспешный выбор профессии, учебного заведения и… разочаровываются. Вряд ли стоит бояться, что, пропустив после школы год — два (не говоря уже о более длительных сроках), не поступите в вуз. Наоборот, немного осмотревшиеся в этой жизни, попробовавшие себя в различных сферах, как правило, более целеустремленные. А поэтому и процент прохождения по конкурсу, и эффективность усвоения учебной программы у них выше.
Итог: стереотип опровергнут.
Стереотип седьмой. Диплом — дело вторичное. Сначала нужно трудоустроиться, а потом смотреть по обстоятельствам: нужен диплом или нет. Имея работу, всегда можно пойти на заочное отделение вуза, или, в крайнем случае, купить диплом.
На самом деле. Если вести речь об обучении после того, как вы определились, в каком направлении хотите получить образование, то стереотип верен. Если фирма заинтересована в вас как в работнике, можете получить даже помощь в оплате обучения. Но ни в коем случае не поддавайтесь на кажущуюся легкость покупки диплома. Поверьте, вывести вас на чистую воду и раскрыть обман совсем несложно. И если это произойдет, считайте, что на вашей карьере поставлен большой и жирный крест.
Итог: стереотип частично верен.
Стереотип восьмой. Качество высшего образования сегодня очень низкое. Диплом не гарантирует достаточного уровня квалификации. Обучение в частных вузах не соответствует заявленным стандартам. Порой этим грешат и государственные институты. И вообще, за взятки поставят любую оценку.
На самом деле. Действительно, частные учебные заведения растут сегодня как грибы после дождя. Полностью проконтролировать уровень знаний, которые они дают студентам, просто невозможно. Поэтому, если есть выбор, лучше отдать предпочтение институту или университету, которому не один десяток лет. В любом случае, даже диплом частного института — лучше, чем его отсутствие.
Итог: стереотип частично подтвержден.
Стереотип девятый. Высшее образование — еще не гарантия того, что удастся хорошо трудоустроиться и много зарабатывать. Можно закончить двадцать институтов и сидеть без работы и денег.
На самом деле. Гарантией успешной карьеры может послужить только ваша личная целеустремленность, трудолюбие и удача. Высшее образование — всего лишь вспомогательный инструмент, своего рода альпеншток для покорения карьерных высот.
Итог: стереотип верен.
Стереотип десятый. Даже если вам удалось достичь определенного уровня без высшего образования, рано или поздно почувствуете недостаток квалификации или необходимость подучиться и получить заветный диплом.
На самом деле. Ситуация, когда специалисты, не имеющие «ВО» или бросившие обучение в институте, достигают карьерных высот и получают управленческие должности — не редкость. Но большинство на определенном этапе начинает испытывать дефицит знаний. Ведь даже специалисту с дипломом приходится много работать, чтобы поддерживать квалификацию на должном уровне, что уж говорить о стартовавших с более низких ступеней? К тому же, отсутствие диплома для вашей карьеры — своего рода стеклянный потолок в большинстве крупных фирм и компаний (особенно представительствах зарубежных предприятий).
Итог: стереотип верен.
Можно долго рассуждать, необходимо ли высшее образование именно вам, по конкретной выбранной специальности, на данном временном отрезке и в контексте современной системы образования. Но в большинстве случаев, диплом о высшем образовании может оказаться тем «плюсиком», который, при прочих равных, позволит вам всегда быть на полшага впереди других соискателей или претендентов на повышение в должности.
Анастасия АЛЕКСЕЕНКО
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.