«…Наше счастье в труде!» — весело повторяет окончание известной шутки начальник рекламного отдела Марина, когда у нее опять не ладятся отношения с очередным ухажером, бывший муж портит настроение или непутевый сын приносит «приглашение» от директора школы. Она уверена: лучшее лекарство от всех проблем — с головой погрузиться в работу. И действительно, посреди жарких дебатов на совещании Марина забывает все свои неприятности. А как здорово осознавать, что благодаря ей фирма обошла главного конкурента на столько-то процентов по нескольким показателям!.. Марине многие завидуют. Но только не те, кто знает ее близко. И в курсе, какую часть зарплаты она отдает психотерапевту…
Казалось бы, человек, способный неуклонно добиваться своих целей, рождать оригинальные идеи, руководить другими, должен уметь строить и свою жизнь как перспективный проект. Что же мешает успешной деловой леди стать счастливой? Психологи вычислили, какие именно установки мешают достичь гармонии между рабочей и нерабочей сферой жизни и как их все-таки можно гармонизировать.
Что творится в душе?
Итак, главные помехи для удачной реализации в семейной жизни (которые, в свою очередь, тоже ведь не могут влиять на жизнь рабочую!) — в личных особенностях характера и привычках «железных женщин».
— Во-первых, на «неформальное» общение ей часто не хватает времени и сил.
Какому мужчине понравится, что его возлюбленная которую неделю не может с ним встретиться, потому что улетает в очередную командировку в Лондон, а из аэропорта сразу мчится на важнейший семинар? Какой супруг обрадуется, когда, не посмотрев на приготовленный им романтический ужин, благоверная падает спать «без задних ног»? Какое-то время востребованность дамы сердца может вызывать гордость, а потом неизбежно начинаются баталии: «Ты совершенно не уделяешь мне времени!» — «А ты абсолютно не принимаешь во внимание, как я загружена!»
Что делать? Вы умеете планировать важные рабочие дела и встречи, поэтому выделить необходимое время на близких тоже вполне способны. Просто не приходит в голову поставить личные в один ряд с деловыми заботами. Напомните себе, что человек без родных и друзей подобен дереву, на котором нет ни одной птицы. А значит, день рождения мужа или первый школьный звонок ребенка имеют не меньшее значение, чем баталии с несговорчивым клиентом. Такие дела необходимо вносить в органайзер. Только не афишируйте своего тайм-менеджмента перед близкими: им не обязательно знать, что на семейный ужин вы выделили ровно тридцать шесть минут перед звонком деловому партнеру…
— Во-вторых, на руководящем посту вырабатывается привычка верховодить и подчинять себе людей. Нередко дама-начальник усваивает: чтобы добиться хорошего результата, нужно непременно все и всех контролировать. Стратегии могут отличаться, но подход: «Главная здесь я, я за все отвечаю, я плачу вам зарплату, меня нужно слушаться», — часто «прорывается» даже у шефинь демократичного типа. В том числе и в отношения личные… Подсчитано, что жестким женщинам-руководителям мужья изменяют в 4 раза чаще, чем «простым смертным», проявляющим гибкость.
Что делать? Учиться равноправному партнерству и на работе, и дома. Причем если с подчиненными методы «заставлять людей трудиться на совесть» еще хоть как-то могут быть оправданы, то вести себя в том же духе с мужчиной — значит, выносить приговор отношениям: рано или поздно взбунтуется даже самый мягкий и покладистый. Вашему партнеру нужны не «задания к выполнению», а совместный поиск решения каждой проблемы.
— В-третьих, образ жизни сужает круг общения, а максимализм и перфекционизм и вовсе сводят его к минимуму. Чем выше забираетесь по служебной лестнице, тем специфичнее становятся те, с кем вы имеете дело. Сегодня пообщались с самим Пако Рабанном, талантливейшим, богатейшим и изысканным, и бессознательно меряете встречных мужчин по такой же высокой планке. Рядом с добросердечным Васей, который носил ваш портфель еще в восьмом классе, вас будет не оставлять ощущение: да он же мне не пара!
Что делать? Видеть все разнообразие положительных человеческих качеств, а не только те, что способствуют успешной карьере. Возможно, для дружбы и любви нужен какой-то немножко другой «джентльменский набор»? «Неравный брак» чаще всего получается проблематичным, и все-таки не забывайте, что в отношениях не стоит гнаться за престижем и внешним лоском. Никто не будет показывать на вас пальцем, если вашим избранником станет не важный министр, а нежный программист. В конце концов, это не ИХ дело.
— В-четвертых, деловая женщина не всегда позволяет себе побыть «просто женщиной». Конечно, положение обязывает выглядеть безупречно. Но поведение бизнес-вумен во многом становится по-мужски жестким. Недосказанность, загадочность, томность в деловом общении — не самые подходящие инструменты. Так что, если ими какое-то время не пользоваться, они могут постепенно «отмирать»…
Что делать? Не забывать, что привлекательность не только в роскошном костюме, профессиональном макияже и потрясающем маникюре, но и в ауре. Красоту нужно уметь подавать. А состоятельной и решительной трудно принять такую мысль: «Мне нужно уметь то-то и то-то»… Она привыкает к тому, что если за что-то уплачено — это должно эффективно работать. Отсюда, кстати, и непроизвольное потребительское отношение к партнеру: «Я его отчистила, вывела в люди, а он мне фигвамы рисует?!». А в отношения необходимо вкладывать не только средства, но и душу.
— В-пятых, она сама подспудно опасается близости, сокращения расстояния. Привязаться, полностью довериться кому-то — означает частично потерять независимость! А этим ценным приобретением истинная карьеристка очень дорожит, потому что оно помогло ей преодолеть родительские установки, начальственное давление, происки конкурентов и сделать все по-своему. Но в любви невозможно сохранять полный контроль. Даже если играть первую скрипку в отношениях, нельзя совсем не ориентироваться на другого человека, не подстраиваться… Даже просто переживать за кого-то еще — угроза своему «я сама»! Отсюда и ни к чему не обязывающие отношения. Которые не приносят настоящего удовлетворения…
Что делать? Попробовать однажды проявить слабость. Побыть хрупкой и немного беззащитной, позволить что-то решить за себя. Представьте, что это роль, как в пьесе или фильме. У вас получится сыграть такой эпизод? А теперь прислушайтесь к себе. Ведь временная перемена амплуа принесла удовольствие? Оказалось, что это даже приятно — на время ослабить «железную хватку» и позволить о себе позаботиться! Никто не заставляет вас ломать характер и становиться безвольной игрушкой в чужих руках. Но в какие-то моменты нужно уметь и расслабиться. Доверие может быть лишним в делах «акул капитализма», но в личных отношениях на нем строится очень и очень многое...
Что творится с делами?
Нужно сказать, что и в производственных вопросах честолюбивые, амбициозные и энергичные не всегда действуют эффективно. Их стратегия «бури и натиска» дает быстрые результаты, но со временем отзывается дополнительными проблемами. Прежде всего, физического и психологического характера. Что нужно сделать, чтобы вовремя их нейтрализовать?
Главная проблема, связанная с работой не за страх, а за совесть, — сильная перегруженность. Какое-то время можно выжимать из себя максимум и еще немного, подзаряжаясь адреналином и включая «второе дыхание». Потом неизбежно наступает «откат». Организм может поставить ультиматум: «Все, я так больше не могу!» — и предъявить вам какой-нибудь серьезный диагноз. Попробуйте не доводить его до этой стадии.
— Введите табу на работу дома. Не успеваете? Меняйте график, делегируйте полномочия, берите помощников. Но не совмещайте чаепитие, принятие душа, просмотр документов и ответы на звонки. Пусть дом станет вашей «священной» территорией, где время будет тратиться только на себя и близких.
— Попытайтесь ограничить время «общения» с компьютером. Дома его лучше вообще не включать: тут же появляется соблазн заняться ответами на письма, погрузиться в новости или виртуальное общение. А это лишняя нагрузка на глаза и психику. Даже если просто хотите почитать книгу или статью в электронном виде, лучше сделать распечатку или поставить аудио-вариант.
— Подберите себе деятельный вид хобби. Многие деловые люди «загоняют» себя потому, что просто не любят отдыхать, а не любят, потому что не умеют это делать. Нет навыка находить интересные занятия вне работы… А вы попробуйте! Это вознаградит новыми яркими ощущениями, а если увлечение будет сопряжено с физической активностью, вы еще и сэкономите на докторах.
На обоих фронтах
Одна из типичных «чисто женских» жалоб — неумение найти оптимальное соотношение между рабочим и домашним. Домохозяйки часто переживают о нехватке реализации в «общественно полезной деятельности», а руководительницы, что избыток работы мешает жизни личной. Но очень многие умеют находить ту самую золотую середину и на вопрос: «Как же удается сочетать успешную карьеру и семейное счастье?» — улыбаются: «А это не так уж трудно!». Какие же секреты известны этим счастливицам?
— Расставить приоритеты. Одно дело — персональная «лестница» главных ценностей, другое — то, что важнее всего на данном этапе. Когда делаете «карьерный рывок» и ждете важного повышения, на первом месте для вас стоит проблема: «Как показать себя на работе в самом лучшем свете». Когда приходит время задуматься о прибавлении семейства, номером один становится благополучно произвести на свет здорового и счастливого младенца.
— Уметь полностью переключаться. На свидании или во время игры с детьми в «Монополию» выключите мобильный и не заглядывайте в палм. Одна барышня-юрист жаловалась: «Когда я с женихом, беспокоюсь, как там рабочие дела, когда прихожу в офис, начинаю скучать по любимому человеку!». А правильный вариант — с точностью до наоборот!
— Менять стратегии поведения. Причем в зависимости от конкретных надобностей, а не от готовых привычных решений. Не стоит быть одной и той же «строгой самодержицей» и с нерадивым сотрудником, и с маленьким сынишкой, который интересуется: «Мама, а почему небо голубое?». Будьте разной, будьте даже неожиданной, не замыкайтесь в одной и той же роли!
— Не бросайтесь в крайности. Еще одна характерная ошибка чересчур занятых дам: в какой-то момент «вспоминать», что не было додано родным, и преувеличенно каяться и исправляться. Начав уделять повышенное внимание повзрослевшему сыну, который с пеленок рос с нянями, рискуете «выковать» невротический характер. Постарайтесь быть последовательной.
— Прощать себе недочеты. Увлеченным своим делом людям свойственна повышенная ответственность. Если постоянно «гореть» на работе, панически боясь кого-то подвести, переживать за каждый шаг, принимать близко к сердцу каждую мелочь и при этом гордо держать свои переживания при себе, имеете шанс увеличить статистику из разряда «продолжительность жизни больших начальников снижается до…» А ведь вы у себя — одна!
Три маленьких совета крупным специалистам
1. Не пренебрегайте помощью. В том, что руководитель может не успевать что-либо сделать, нет ничего зазорного. На то он и руководитель, чтобы организовывать работу так, как считает целесообразным. И на то он хороший психолог и приятный человек, чтобы уметь дружески договариваться с окружающими.
2. Не стыдитесь каких-либо неумений. Если вас начинают грызть жестокие комплексы, скажем, при виде офис-менеджера, угощающей весь коллектив потрясающими пирожками («А мне даже бутерброды домработница готовит! Нет таланта!»), вспомните: у этих людей гораздо больше свободного времени. Зато у них нет таланта стратега!
3. Не оставайтесь незамеченной. К сожалению, деловым женщинам приходится жертвовать частью семейных радостей, к примеру, сознательно укорачивая декретный отпуск. Что делать, вы не можете позволить себе надолго «выходить из игры»! Не корите себя: вы уделяете больше времени работе в том числе для того, чтобы обеспечить ребенку благополучное детство.
Дина Зайцева
Досліджуючи біографії заможних людей, мимоволі впадає в око важлива деталь. Такі люди ще змалку вчилися заробляти гроші. Пропонуємо разом з Jobs.ua поговорити про основи фінансової грамотності, які варто передати власним дітям як цінну й життєво необхідну навичку.
Сьогодні, 7 березня, стартувала національна кампанія Дай собі шанс. Це чудовий спосіб проявити себе в бізнесі, фрилансі чи кар’єрі. На вас, дорогі жінки, чекають різноманітні активності, серед яких виділимо безкоштовні освітні курси, подкаст і відеоманіфест для мотивації і підняття духу.
Без дисципліни великих вершин не досягнути. Для сходження на багатотисячники, якщо висловлюватися альпіністськими метафорами, без належної підготовки не впоратися. То як її розвивати, ту дисципліну? З’ясовуємо разом із Jobs.ua, як розвинути в собі цю важливу навичку.
Вистачить однієї нещирої, фальшивої людини в діловому оточенні, щоб якоїсь миті все рухнуло, наче доміно. Як у відомій приказці, коли ложка дьогтю псує бочку меду. Пропонуємо з’ясувати, яких людей краще уникати, щоб максимально убезпечити бізнес від нещирих представників homo sapiens.
Як «приручати» мозок з користю для себе? В цій статті розповідаємо про ті способи розвитку креативності, про які мало хто говорить насправді, бо не надає цьому значення. А даремно.