Ответ прост: перед вами представители «профессионального типа личности», — как характеризуют их психологи. Как только увлеченность основным родом деятельности начинает доминировать над личным, происходит профессионализация специалиста. Как правило, начинается это еще в школьном возрасте, когда строгие родители заявляют сыну/дочери-подростку: «Рано думать о любви! Первым делом — учеба». Иными словами, из самых благих побуждений нас с детства нацеливают на потребности социума: будь прилежным учеником, добропорядочным гражданином, хорошим работником. Безусловно, хочешь получить — отдай! И не претендуя практически ни на что взамен, специалист отдает профессии все, и оказывается перед угрозой профессиональной деформации. Каковы ее признаки?
«Сапожник, портной. Кто ты будешь такой?»
Результаты проведенного нами опроса представителей разных профессий позволили собрать и обобщить симптомы некоторых профдеформаций.
«И на Солнце бывают пятна». Юристы с годами работы начинают видеть одни лишь «пятна», порой не замечая прок от самого небесного светила. Необходимость постоянно выискивать двусмысленности, ошибки, «тонкие» места приводит к излишней подозрительности. При прочтении любого текста, будь-то договор или художественное произведение, законники, прежде всего, усматривают возможные негативные последствия и пытаются найти пути их устранения. На дружеских вечеринках охотно позабавят окружающих рассказами о случаях из практики, с комментариями из статей уголовного кодекса.
«Здесь могла быть ваша реклама». У специалистов в сфере маркетинга, рекламы и PR вырабатывается скепсис ко всем видам «двигателей торговли». Акции, скидки и распродажи обыкновенно заставляют их задуматься о том, почему владельцам не терпится как можно скорее сбыть товар покупателям. Если в каталогах указана старая цена или цена со скидкой, они твердо убеждены, что скидочная и есть настоящая. А когда их пытаются убедить, что кофе стал лучше оттого, что банка приобрела новую форму, они, как правило, только ухмыляются.
«История болезни». Желая того, или нет, врачи вынуждены оказывать помощь не только в рабочее, но и в нерабочее время членам семьи, всем друзьям, знакомым, соседям по подъезду или даже дому. Со временем в каждом человеке они усматривают своего пациента. Знакомясь с новыми людьми, хирург запомнит только наличие сколиоза, стоматолог — неправильный прикус, а гастроэнтеролог прочтет лекцию о правильном питании, после чего вам расхочется доедать вредоносный хотдог. Но более существенной деформацией медицинских работников является цинизм, вырабатывающийся как способ защиты от эмоциональных перегрузок. Окружающих зачастую шокирует способность врачей к месту или не к месту делиться леденящими душу анамнезами пациентов.
«Через тренинги к звездам». Профессиональная деформация бизнес-тренеров (коучей, консультантов) — «звездная болезнь». Со временем они становятся твердо убеждены, что все проблемы организаций или семей, в бизнесе, политике или экономике возникают именно оттого, что вовремя не пригласили тренера с его единственно верной концепцией. Поучают близких, друзей, коллег, руководителей, в том числе собственных, а также домашних животных и растения. В силу чего иногда портят отношения со всеми.
«Система выполнила недопустимую операцию». Программисты в разговоре практически всегда переходят на малопонятный для большинства «простых смертных» язык. Отвечая на вопросы непродвинутых пользователей, зачастую дают понять, что уровень умственного развития человека, не сведущего в делах компьютерных, не намного отличается от IQ простейших одноклеточных. Способен довести окружающих «до белого каления» своей безупречной логикой и умением мыслить алгоритмически. Однако, блестяще решая сложные задачи программирования, беспомощен в вопросах быта, ибо все нелогичное вызывает у него «зависание».
Их собратья по компьютерной сфере — системные администраторы твердо убеждены, что организация — это, прежде всего, он сам. И еще сервер. А работники компании, зловредные вирусы, которые только мешают работе организации. Сисадмин легко запоминает пароли типа «dhfue 7668 yt_clftncz yfi ujhlsq 44dfhzu», но с трудом помнит собственный домашний адрес.
«Работа над ошибками». Учителя, филологи, редакторы, корректоры всегда обращают внимание на правильность правописания и иные ошибки, например фактические неточности. Проходя мимо афиш, вывесок магазинов, читая меню ресторанов, им хочется исправить замеченные неточности.
Установлено, что наиболее заметное воздействие профессиональные деформации оказывают на личные качества тех, чья профессия связана с ежедневным общением с посетителями: у них формируется сугубо функциональное отношение к людям. Вырабатывается такая «вредная привычка» под влиянием многолетнего, а главное, — старательного выполнения профессиональных обязанностей. Что же получается: чем лучше выполняешь свои обязанности, тем хуже для тебя? Давайте разберемся.
Через несколько лет выполнения одних и тех же должностных обязанностей возникает профессиональная усталость, что отнюдь не способствует повышению работоспособности. Не даром в странах Западной Европы придерживаются мнения, что для пользы нервной системы человеку необходимо минимум 1 раз в 10 лет менять квартиру, а место работы и сферу деятельности — раз в 5 лет.
И действительно, в определенных условиях особенности профессиональной деятельности не только не помогают развиваться и совершенствоваться, но и тормозят его развитие как специалиста. Что это за условия?
Самая распространенная причина возникновения профессиональной деформации — специфическое окружение. К примеру, воспитатель детского сада подавляющую часть рабочего времени проводит с маленькими детьми, доктор — с больными, а бухгалтер — с цифрами. Это также неминуемо приводит к усвоению субкультуры своих подопечных. Так, инспектор по делам несовершеннолетних со временем начинает изъясняться на молодежном сленге.
Первый тревожный звоночек, сигнализирующий о происходящих с вами профессиональных трансформациях: вы продолжаете думать о работе в нерабочее время и стремитесь посвящать свой досуг общению с такими же социальными группами или своими коллегами. Словом, вы — трудоголик. Возможно, уделяете больше времени работе в ущерб отдыху помимо собственной воли, однако эффект все равно одинаков.
Вторая не менее значимая причина — узкая специализация. Ежедневная работа по решению типовых задач поначалу совершенствует профессиональные навыки и углубляет ваши знания. Но через несколько лет сформировавшиеся профессиональные стереотипы и привычки начинают задавать тон и определять стиль мышления и, соответственно, общения.
Лечение и профилактика
Вы обнаружили у себя признаки профессиональной деформации? Попробуйте придерживаться нехитрых правил:
Мнение профи
Комментирует Наталья Донских, психолог
Любая профессиональная деятельность, так или иначе, деформирует личность. Но есть ряд причин, которые активизируют этот процесс:
—На первом месте акцентуации характера. При длительном занятии какой-то деятельностью происходит чрезмерное усиление не только некоторых черт характера, но и профессионально значимых качеств.
— Изменение мотивации (разочарование в выбранной профессии, переосмысление ценностей, потеря интереса к работе).
— Возрастные кризисы становления личности.
— Профессиональная дезадаптация, вызванная возможными трудностями, неудачами и отрицательными эмоциями.
— Высокая ответственность за результаты работы;
— Завышенные личные ожидания или уровень притязаний, неадекватный возможностям.
— Низкая или завышенная общественная оценка (престижность) деятельности, что приводит либо к возникновению неуверенности в «нужности» своей специальности и профессиональному бессилию, либо напротив, к появлению чувства ложной суперзначимости.
— Неудовлетворенность зарплатой.
— Возможные психологические или физические перегрузки, связанные с недостатком времени для полноценного отдыха, ненормированным или нестабильным графиком работы.
— Исследования интеллекта показывают, что с ростом стажа невостребованные интеллектуальные способности угасают. В первую очередь это касается тех, чья деятельность не требует анализа производственных ситуаций, не связана с решением производственных проблем и планированием развития бизнес-процессов».
Это интересно
Сколько часов в год трудятся работники разных стран:
На первом месте рейтинга, как и следовало предположить, трудолюбивые южнокорейцы, обеспечивающие нас товарами народного потребления — они работают 2357 часов в год. На практике это выливается в шестидневную рабочую неделю с отпуском, не превышающим 3-5 дней в году! При таких раскладах задумай ООН провести чемпионат мира по количеству профессиональных деформаций, Южная Корея наверняка получила бы золотую медаль. Буквально наступают им на пятки греки — 2052 часа. На третьем месте, вопреки расхожим стереотипам, труженики Эстонии — 2001 час. Работают в пределах нормы жители США (1797 часов), Словакии (1749) и Японии (1784 часа). Да-да, вопреки распространенному мнению, японцы даже не попали в первую десятку государств-трудоголиков. Лучше всех устроилось население стран Западной Европы, которое не слишком-то утруждает себя: во Франции трудятся 1564 часов в год, в Германии —1436 и Норвегии — 1407. Но самыми «нетрудолюбивыми» оказались работники Нидерландов — они проводят на работе только 1391 час в год. А сколько времени работаете вы?
Анна КРУПКО
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.