Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Соискателю
  4. Ищем вакансии

Смотреть "на сторону" - не грех

11 сентября 2007 9429

Менеджеры под прицелом

В ситуации кадрового голода спрос на управленцев значительно превышает предложение. Одним из вариантов решения проблемы нехватки квалифицированных руководителей может стать создание собственного кадрового резерва – «выращивание» будущих менеджеров внутри компании. Однако это достаточно длительный процесс. Сотрудник сначала устраивается в организацию на позицию специалиста и постепенно продвигается по карьерной лестнице: становится руководителем подразделения, далее – департамента, стажируется в качестве правой руки владельца компании и, наконец, получает предложение принять бразды правления. В таких перспективных сотрудников компания вкладывает немало времени и средств (обучение, различные стажировочные программы, в том числе за рубежом). Но все же тяга к дальнейшему развитию неистребима, и если такой работник в какой-то период развития своих профессиональных и управленческих навыков принимает решение сменить место работы, или его переманивают хедхантеры, предлагая перейти в стан к конкурентам, – это очень большая потеря для работодателя.

Сколько менеджера ни корми...

Причины поиска работы могут быть совершенно разные. Например, в компании поменялось руководство, и отношения с новым управленцем никак не складываются. Аркадий Мишин, начальник отдела развития телекоммуникационной компании, рассказывает: «У меня сменился руководитель. Новый топ-менеджер принял решение расформировать мой отдел, и мне стало непонятно, какой за мной остается функционал. На мои попытки прояснить ситуацию внятного ответа я не получил, равно как и предложения уволиться. Свое нынешнее положение я нахожу довольно странным: начальник несуществующего отдела». Итак, увольняться по собственному желанию невыгодно Аркадию, а увольнять его по сокращению невыгодно компании. «Понятно, что долго так продолжаться не может, поэтому параллельно я занимаюсь поиском нового места работы», – резюмирует соискатель.

Период активного поиска нового места – это тоже своего рода рабочий процесс.

Еще одна причина: в ближайшее время не предвидится повышения статусного положения в компании. Ваше стремление к дальнейшему профессиональному развитию и карьерному росту упирается в потолок, или руководство по каким-либо внутрикорпоративным причинам не может предложить вам желаемое повышение. Ольга Кокарева проработала event-менеджером в крупном агропромышленном холдинге два года. За это время она ознакомилась со всеми тонкостями профессии в выбранной отрасли. «К концу второго года я почувствовала, что не могу расти и развиваться на данной позиции. Я обсуждала со своим начальником возможность дальнейшего обучения, стажировки за рубежом. Мы пытались обсудить новый проект, которым я могла бы заняться, – рассказывает Ольга. – Но, к сожалению, у директора и без того дел хватало, и время шло, а ситуация не менялась». В этот же период соискателя стали переманивать в другую компанию, и в течение месяца велись переговоры, в результате которых, взвесив все за и против, она приняла решение сменить работу.

Какие бы ни были причины, поиск нового места работы – это всегда стрессовая ситуация. Поэтому если вас перестал устраивать характер работы, уровень ответственности, масштаб выполняемых обязанностей или размер заработной платы, то в качестве первого шага на пути к изменению сложившейся ситуации лучше обратиться к руководству с просьбой о пересмотре того или иного аспекта вашей трудовой деятельности. Когда работодатель не может предложить вам каких-либо вариантов вертикального роста, можно обсудить развитие вашей карьеры в горизонтальном направлении. Если же попытки остаться в компании не получат одобрения руководства, и ваше решение о смене работы перейдет в стадию «окончательного и бесповоротного», стоит тщательно продумать стратегию трудоустройства. Определиться с методами будущего поиска, предпочтениями и пожеланиями следует до того момента, как вы положите на стол начальства заявление об увольнении по собственному желанию, и начнется отсчет времени, необходимого для передачи дел.

Под лежачий камень вода не течет

С одной стороны, высокая квалификация, наличие солидного опыта работы в известных компаниях вселяют уверенность в том, что рекрутеры не обойдут своим вниманием вашу кандидатуру и сразу же после «выхода на рынок» предложат вам несколько заманчивых вариантов будущего трудоустройства. Но с другой стороны, период активного поиска нового места – это тоже своего рода рабочий процесс со всеми вытекающими последствиями: самопрезентацией, встречами с хедхантерами, походами по собеседованиям, анализом предложенных вариантов, оценкой слабых и сильных сторон потенциальных работодателей.

Излишне активные кандидаты, бомбардирующие рынок своими резюме, отпугивают работодателей.

«Мнение о том, что менеджер среднего звена не нуждается в активном поиске работы, аргументируемое кадровым голодом, в корне неверно, – полагает Григорий Черкасов, коммерческий директор Citilink. – Никто не отменял правила "лежачего камня", и, желая подниматься по карьерной лестнице, человек должен активизировать свои действия в этом направлении. Но, разумеется, у претендента на топовую позицию они отличаются от активности обладателя рабочей специальности». Нина Карелина, управляющий партнер консалтинговой группы ИМИКОР, предлагает следующий алгоритм: «Для начала я рекомендую проконсультироваться со специалистом – коучем по карьере. Он поможет проанализировать накопленный вами опыт, выделить сильные и слабые стороны, соотнести ваши пожелания с вашими возможностями». Формулировка целей – очень важный момент. Можно начать с эффективной и доступной техники SMART, которую часто рекомендуют на бизнес-тренингах: цель должна быть конкретной – Specific, измеримой – Measurable, честолюбивой, мотивирующей – Ambitious, реалистичной – Realistic, ограниченной по сроку достижения – Time bounded.

Если вы являетесь высококвалифицированным специалистом в своей области, хедхантеры будут за вас бороться независимо от того, находитесь ли вы в активном поиске работы или нет. Основное условие – соискатель должен быть успешным и известным в определенных кругах. Однако зачастую имена опытных специалистов, являющихся вторыми лицами в компаниях, не на слуху, не засвечены в прессе, но хорошие хедхантеры ищут, находят, грамотно презентуют работодателям и трудоустраивают таких кандидатов. «Для того чтобы к вашей кандидатуре появился интерес, станьте открытыми, – рекомендует Григорий Черкасов. – Отраслевые и бизнес-издания, выставки и конференции – все это служит источниками информации для хедхантеров, которые помогут довести нужную вам информацию до заинтересованных в вас работодателей». В то же время вопрос публичности, степени открытости информации о том, что вы ищете работу, – весьма тонкий.

Резюме: доступ ограничен

По мнению Михаила Торчинского, управляющего партнера рекрутинговой компании MarksMan, на определенных позициях, когда кандидат уже приближается к топ-уровню (вторые-третьи лица в компаниях), использование открытых источников, то есть опубликование резюме, нежелательно. «Такой вариант поиска снижает скорее не стоимость кандидата, а доверие к нему, – разъясняет эксперт, – поскольку у работодателя возникают сомнения по поводу того, что, если человек не способен самостоятельно найти работу и вывешивает свое резюме, возможно, он не так хорош, как представляется».

Какие бы ни были причины, поиск нового места работы – это всегда стрессовая ситуация.

Григорий Черкасов добавляет: «Массовые рассылки, безусловно, неприемлемы. Излишне активные кандидаты, бомбардирующие рынок своими резюме, отпугивают работодателей». Однако подготовить резюме и сделать его доступным для интересных вам работодателей просто необходимо. Ограничить же доступ к CV позволяют некоторые интернет-ресурсы. «Точечная рассылка по тщательно отобранному списку компаний (необязательно наличие в настоящий момент открытых позиций) и напоминание время от времени, желательно телефонное, о себе эйчар-менеджерам, получившим ваше резюме, станут катализатором процесса взаимного поиска», – заключает эксперт.

Будьте на связи

Приступая к поиску работы, нужно всегда иметь в виду, что, как замечает Михаил Торчинский, «прямой работодатель не всегда публикует у себя на сайте позиции топ-уровня, так как подобная информация становится неким сигналом, оповещающим о проблемах в компании». Поэтому менеджерам следует искать другие способы трудоустройства, и одним из самых эффективных механизмов служит работа со своей социальной сетью, или networking. Согласно статистике российских и зарубежных компаний executive search, более 70% менеджеров, претендующих на топовые позиции, находят работу благодаря своим связям. Следовательно, начав поиск нового работодателя, прежде всего вспомните свои формальные и неформальные знакомства, проанализируйте их и составьте список необходимых вам контактов. Созвонитесь и проинформируйте о вашей готовности рассмотреть интересные предложения и проекты.

Некоторые соискатели опасаются принимать такие меры, считая, что это может нанести урон их имиджу успешного специалиста, и тем самым закрывают для себя один из самых эффективных путей трудоустройства. Ольга Чеботкова, партнер TRANSEARCH/Top Hunt International, рассказывает случай из своей практики, когда способный менеджер, выпускник MBA, в течение полугода безрезультатно искал работу. Прислушавшись к советам Ольги, он написал информационное письмо и разослал его выпускникам MBA, с которыми вместе учился. Буквально через 15 (!) минут один из однокурсников позвонил ему и предложил занять позицию, на которую уже в течение нескольких месяцев не удавалось найти кандидата. Итог: уже два года топ-менеджер успешно трудится на этой должности.

Еще один способ найти работу менеджеру – обратиться в компании уровня executive search.

Еще один способ найти работу менеджеру – обратиться в компании уровня executive search. Необходимо направить резюме в агентство или в компанию executive search, встретиться с рекрутером и обсудить возможные перспективы. Эксперты советуют активно сотрудничать сразу с несколькими агентствами, оптимально – с тремя-четырьмя. Сообщив информацию о себе, вы попадете в базу хедхантеров, после чего вас всегда «будут иметь в виду».

Начинать налаживать контакты с консультантами executive search лучше до того, как вы уже окажетесь перед необходимостью поиска. Даже если в ближайшее время вы не планируете менять место работы, лучше всегда следить за происходящими изменениями в вашей профессиональной области, тенденциями кадрового рынка и интересоваться у вашего консультанта о появлении новых интересных вакансий.

Читайте также
↑ Наверх