UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Новини України і світу
  4. Статті
  5. Собеседование для работодателя

Собеседование для работодателя

6.10.2008 662

На вопрос: «Кто должен задавать вопросы на собеседовании?» — большинство читателей с легкостью ответят: «Конечно же работодатель», — и… будут в корне неправы. Любой словарь расскажет, что собеседование «то же, что и беседа». И никак не допрос. Поэтому вы — полноправный участник диалога о возможном сотрудничестве двух сторон. Уже одно это говорит о том, что вопросы работодателю задавать не только можно, но и нужно. Не теряйте шанс выяснить особенности и условия новой работы, чтобы ненароком не сесть «не в свои сани».

Результаты многочисленных опросов показывают, что более 47% кандидатов принимают предложение о работе на основании неполной информации. Так, приступив к выполнению должностных обязанностей, новоиспеченный сотрудник вскоре приходит к неутешительному выводу: «Это место мне не подходит». Что остается? Либо «скрепя сердце» продолжать трудиться, либо увольняться и начинать новый поиск. Зачастую этих досадных нестыковок можно было бы избежать, будь вы на собеседовании чуточку полюбопытнее.

Но самое главное — не стоит упускать возможность показать, что вы искренне заинтересованы в получении вакансии. Несловоохотливого кандидата, которому «все ясно», чаще всего зачисляют в разряд равнодушных к компании и должности. И поэтому, если вслед за вами на собеседование придет другой соискател, пусть даже с меньшим уровнем профессионализма, но который сумеет продемонстрировать интерес к фирме и будущей работе, скорее всего должность достанется ему. А самый простой способ проявить искреннюю заинтересованность — задать интервьюеру «правильные» вопросы. Но для начала о том, чего точно делать не следует.

Неправильные вопросы

  • Пытаясь поддержать на собеседовании непринужденную атмосферу, старайтесь не преступать грань делового общения. К неуместным причисляют не относящиеся к предстоящей работе и квалификации вопросы. Не нужно интересоваться у рекрутера подробностями его личной жизни вроде: «А сами вы женаты? И детки есть?».
  • Наиболее пагубным для вашего реноме станет вопрос: «И чем вообще занимается ваша компания?». Так в открытую показав неосведомленность о потенциальном месте работы, вы демонстрируете полное отсутствие у себя карьерной мотивации: наниматель сделает вывод, что вам абсолютно все равно, где работать, лишь бы аккуратно платили зарплату.
  • Порой кандидаты, не имеющие опыта в той или иной деятельности, с изумлением вопрошают: «И что здесь такого? Разве обязательно иметь опыт?». Рекрутеры отмечают: шансы у таких претендентов получить вакансию уменьшаются в геометрической прогрессии.
  • Советуем избегать некоторых «перегибов» при обсуждении «правильных» тем. Например, оговаривать вопросы зарплаты, социальных гарантий и премий вполне нормально. Излишне обсуждение уровня предлагаемой зарплаты. К примеру: «Сколько-сколько? Да за такие деньги у вас вообще никто работать не согласится!». Можно обсуждать наличие проездного в компенсационном пакете, но не стоит комментировать: «В какой дыре находится ваш офис! Целых 1,5 часа добирался!». Если вам не понравилось будущее рабочее место, можно поинтересоваться перспективами занять другое, но не стоит добавлять: «Мне что, предстоит работать в этой конуре?».
  • Не рекомендуется спрашивать: «Как долго еще придется проработать на этой позиции? Скоро ли меня повысят в должности?». Лучше обсудите возможности карьерного роста.
  • Не стоит на собеседовании (и в первые рабочие дни) задавать вопросы об отпуске. «Вы еще не преступили к выполнению служебных обязанностей, а уже думаете, как от них увильнуть», — подумает работодатель. А еще о том, нужен ли ему такой сотрудник. Но ведь у вас другие цели, не правда ли?

Подвиг разведчика

Главная из очерченных задач — оценить, насколько компания соответствует вашим представлениям о подходящей работе. Порой информация, полученная на собеседовании, несколько расходится с реальными условиями. Потому что в речи работодателя или рекрутера, ищущего достойного кандидата, всегда присутствует элемент агитации: руководитель ярко расписывает достоинства вакансии, скромно умалчивая о недостатках. Говорит он, конечно, только правду и ничего кроме правды. Но не всю правду. Например, вам могут сказать, что ваш стол будет стоять в просторном светлом кабинете. Но умолчать, что в этом кабинете будут трудиться еще 18 сотрудников. Результаты опроса показали, что только 23% менеджеров среднего звена придают значение той информации о внутреннем укладе в организации, которую получат на собеседовании. Поэтому во время своего визита в компанию постарайтесь быть внимательны. Все, что попадется вам на глаза во время интервью, а также до или после, так или иначе характеризует организацию.

Территория и помещения.

Подходя к офису, обратите внимание, предусмотрена ли стоянка для машин сотрудников? Если да, то такие машины стоят и много ли их (это поможет прикинуть примерный уровень доходов сотрудников и, соответственно, определить, на что вы можете рассчитывать). Если у парадного только «Мерседес» босса и парочка одиноких велосипедов, не стоит рассчитывать на высокий заработок.

А в каком состоянии прилегающая территория? Так проявляется забота компании о собственном имидже. Исключение: если офис расположен в бизнес-центре, то уход за территорией осуществляется совместными усилиями, то есть администрацией центра.

Какие меры безопасности избрала компания: камеры видеонаблюдения, турникеты с электронными пропусками, фиксирующими время прибытия-отбытия объекта с точностью до десятых долей секунд или бабушку-пенсионерку, занятую вязанием чулка? Кто встречает вас на входе в офис: приветливо улыбающаяся девушка-администратор, хмурый охранник в пятнистой униформе или «вход свободный»? Если вопросы безопасности возложены на ЧОП, запомните название, чтобы на досуге поинтересоваться реноме охранного предприятия: это поможет составить мнение о фирме-работодателе. Заметили ли вы в холлах кофе-машины? Сделайте вывод о том, как компания заботится о своих сотрудниках. При случае попросите показать вам офис, чтобы оценить размер и комфортность рабочей зоны сотрудников одного с вами ранга.

Не редкость, когда работодатели проводят собеседование вне офиса, чтобы изолировать претендентов от лишней информации. В большинстве случаев это сигнал: компания не хочет, чтобы соискатель видел реальное положение дел. Стоит задуматься: «А почему, собственно?»

Сотрудники.

Понаблюдайте, как ведет себя секретарь: обсуждает ли по телефону с подругой фасон нового платья или занята исключительно прямыми обязанностями? А что делают другие работники? Носятся с кипой отчетов, планов и смет из кабинета в кабинет или вальяжно прохаживаются по курилке, обсуждая новости культуры и спорта? Во что одет персонал: в строгие деловые костюмы или в «свободной форме одежды»? Это прояснит дисциплинарные требования.

Начальник.

У вашего будущего руководителя усталый вид? Можно предположить, вскоре и у вас будет такой же. Причин может быть две: либо объем работы превышает предельно допустимую норму, либо она из рук вон плохо организована. Обратите внимание, какие выражения использует шеф, какие оценки дает тем или иным явлениям. Это не только поможет узнать, что за личность перед вами. Главное, если вы начнете оперировать его категориями, в глазах шефа затеплится огонек: наконец-то удалось встретить единомышленника. Однако стоит и задуматься: совпадает ли ваше видение мира с восприятием мироздания начальника. Если имеются существенные расхождения, скорее всего, вы не сработаетесь. Стоит ли тратить время?

Считайте, что вам повезло, если в кабинет заглянет какой-нибудь сотрудник с неотложным делом. Обратите внимание на тон беседы: директивный, отстраненно вежливый или панибратский?

А если шеф при вас отругал своего сотрудника, можете быть уверенными: рано или поздно вас настигнет подобная участь.

Однако не делайте поспешных выводов на основании только одной замеченной детали. Это удел горе-психологов. Ведь, к примеру, в хорошей компании может быть плохой менеджер по персоналу. Старайтесь анализировать всю полученную информацию в целом.

Деловые контакты

Итак, вы задались целью произвести выгодное впечатление на работодателя, к месту задавая правильные вопросы. К ним можно отнести:

— Вопросы, касающиеся описания служебных обязанностей и требований. Об общепринятом распорядке дня вам наверняка сообщат. А вот о нюансах лучше расспросить дополнительно: случаются ли авралы, практикуются ли задержки после работы, выходы в выходные и праздничные дни. В некоторых местах предпочитают не запугивать соискателей ненормированным графиком, но на прямой вопрос обыкновенно отвечают честно.

— О технике (оборудовании), технологиях, информационных и прочих ресурсах, о методах работы, принятых в компании. Задавать нужно только те вопросы, на которые не смогли найти ответ на сайте фирмы.

— О возможностях повышения квалификации и перспективах карьерного роста.

— О трудностях, с которыми можете столкнуться при решении производственных задач.

— О зарплате. «Денежный» вопрос обычно обсуждается ближе к концу собеседования. Если вознаграждение за труд «сдельное» или «на %», попытайтесь понять, каким образом оно рассчитывается и оформляется. Если зарплата состоит из нескольких частей: ставка, премия, бонус, уточните, по каким принципам они начисляются. Практикуются ли лишение премий, штрафы, и за какие провинности. И, конечно же, узнайте, какую зарплату будете получать во время испытательного срока. Если обещают «копейки», а на горизонте — «золотые горы», скорее всего, надежды не оправдаются. Оплата в пробные месяцы не должна отличаться от основной более чем на 20%.

Один из самых важных моментов, который нужно прояснить на интервью: «Как возникла вакансия?». Согласитесь, существует большая разница между тем, что ваш предшественник пошел на повышение, был уволен за использование «аськи» в личных целях или почил от усталости.

Если не хотите начинать с вопроса о социальном пакете, зайдите с другой стороны, спросите о корпоративной культуре. HR-менеджер обязательно расскажет, как компания заботится о своих сотрудниках. Вам останется лишь задать уточняющие вопросы. В частности, о нюансах оформления на работу: будет ли сделана запись в трудовой книжке? Собираются ли с вами заключать трудовой договор «по всей строгости закона»? И если на ваши вполне конкретные вопросы отвечают недостаточно содержательно и открыто, то это лишний повод задуматься: а стоит ли ловить рыбку в мутной воде?

Алла Пономарь, ведущий специалист по подбору персонала:

Все вопросы, которые вы собираетесь задать работодателю, по сути, можно разбить на две группы.

В первой — относящиеся к детализации вашей деятельности (функции, требования, критерии оценки результатов). Задавая их, соискатель делает акцент на том, что полезного он может сделать для фирмы-нанимателя. Не стесняйтесь интересоваться и возможными трудностями: это продемонстрирует работодателю, что вы хорошо разбираетесь в том, чем предстоит заниматься.

Во второй группе — вопросы, помогающие вам уяснить, чем компания готова отплатить за доблестный труд на ее благо.

Причем задавать их нужно именно в такой последовательности. Лучше всего заготовить вопросы заранее, но их должно быть немного — не более 5-6.

Кстати

Прежде чем оговаривать уровень заработной платы, зайдите на работные сайты или полистайте печатные издания по трудоустройству, чтобы узнать, какие оклады предлагают специалисту вашей квалификации. Это поможет ответить на вопрос, не слишком ли дерзки ваши притязания, и сориентироваться, сколько просить, чтоб не попасть впросак. Пересмотрите перечисленные обязанности и сравните их с теми, которые обозначают в вакансиях с зарплатой, эквивалентной вашей для такой же должности. В чью пользу сравнение? Не оказалось ли, что вы, к примеру, пришли на вакансию офис-менеджера, а вам вменили в обязанности функции руководителя отдела?

Анна КРУПКО

Читайте також

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 грудень, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 грудень, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 грудень, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.

  • Покоління зумерів: розвінчуємо міфи про їхній підхід до роботи і життя 4 грудень, 2024

    Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 листопад, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.


Часто шукають

↑ Вгору