UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Роботодавцю
  4. Корпоративна культура
  5. Тайны корпоративного коучинга

Тайны корпоративного коучинга

4.10.2005 26363

Я действительно восхищаюсь коучингом из-за силы его простоты - Виктория Лысенко

Сейчас коучинг становиться модным понятием, и это во многом отрицательно влияет на его развитие, потому что в погоне за модой теряется его суть. Как с этим можно бороться?

коучинг

Я бы этот вопрос разделила на несколько частей.

Во-первых, я бы убрала слово «бороться». Дело в том, что коучинг изначально предполагает, что со всеми все в порядке, а все, что происходит – это нормальный, закономерный процесс. Каждый делает наилучший для себя выбор, независимо от того, выбирает он консалтинг, тренерство или коучинг. Все это единственно правильный для него выбор. Поэтому понятие бороться в принципе не применимо к такому понятию, как коучинг. Я бы сказала по-другому: какие возможности дает коучинг? Ведь если бы люди знали, зачем на самом деле нужен коучинг, они обращались бы к нему больше.

Во-вторых, я бы не сказала, что коучинг – это модное понятие. Скорее, оно непонятное. То, что люди заказывают как коучинг, очень часто на самом деле по своей глубине коучингом не является. Поэтому, если компании начинает работать с коучингом и заказывать его, я бы рекомендовала самому заказчику уделить какое-то время и разобраться с тем, что это такое коучинг, быть более компетентным.

Тем ни менее, коучинг на Украине, действительно, развивается. Я практикую коучинг в чистом виде уже больше двух лет. Естественно, что в Киеве он развивается быстрее, но этот процесс происходит и в регионах: я знаю практикующих коучей из разных городов Украины. Пока основная сложность в том, что в нашей стране нет никаких ассоциаций коучинга. Я думаю, это временное явление. Когда возникает какая-то новая отрасль или направление ситуация всегда похожа: сначала существует практика, а позже появляются ассоциации федерации, сертификация, формируются стандарты. Думаю, что через два-три года тоже будет и в коучинге.

Виктория, скажите, а есть ли на Украине спрос на коучинг?

Тут нужно разделять - спрос или потребность. Если говорить о спросе, то спрос рождает предложение, а предложения много – сейчас практически все крупные тренинговые компании предлагают коучинг в том или ином виде. Значит, спрос есть. С другой стороны – запрос, потребность. Запрос пока четко не сформулирован ввиду того, что нет устойчивых знаний и понимания, что такое коучинг. Если бы каждый, кто интересуется коучингом, больше понимал, что он даст лично ему, то запрос был бы гораздо сильнее.

Как могут применять коучинг наши компании? Какие результаты могут дать коуч-сессии нашим работодателям?

А что тренерство может дать нашим компаниям? На этот вопрос, как и на вопрос, поставленный вами, ответ знает только один человек – это руководитель компании. Если руководитель четко знает, каких изменений он ждет – коучинг, действительно, может быть ему полезен. Здесь очень многое зависит от первого лица. Коучинг имеет огромное количество инструментов, техник, методов по раскрытию внутреннего потенциала людей. Их использование возможно в разных контекстах: на уровне «Быть», на уровне «Делать», на уровне «Иметь». Формирование результата, формирование целей, на уровне физических моментов и на уровне духовном – что нужно больше? Но только руководитель определяет, какие изменения нужны ему в компании. Ведь бизнес – это творчество, и только руководитель знает, что в его творческом процессе нужно изменить, чтобы получать больше прибыли. Изначально коучинг может помочь руководителю сформировать запрос. А дальше – у коуча есть очень большой инструментарий для того, чтобы помочь собственнику определить, как именно реализовать этот запрос.

В целом, механизм такой: правильный коуч встретиться с руководителем, сделает ему ознакомительную коуч-сессию (бесплатно, на прояснение запросов). Это так называемое формирование контракта между коучем и его клиентом. Клиенту нечего купить, если клиент не знает, что хочет изменить. В моей практике бывали случаи, когда руководитель говорит: «Я точно хочу изменений. Но не знаю, каких». Коуч может сделать слепые пятна видимыми, помочь найти ответ на вопрос «В чем сейчас нуждается компания, в изменениях какого рода?». Хорошо сформулированная цель на первом этапе – это 50% результата. И если уже при первой встрече коуч формирует цель, то можно сказать, что коуч начал работать на компанию.

Можно ответить на вопрос о том, что коучинг может дать компании и по-другому. Я сама выходец из бизнес-среды. И то, что я проповедую сейчас (и чувствую, что в этом есть запрос) – это сделать работу руководителя, управленца в удовольствие. У первых лиц бизнеса всегда много идей. И они всегда знают, где «поднять» деньги, они видят эти возможности лучше, чем кто-либо. Но вопрос, на который таким людям обычно приходится искать ответ – «Как вовлечь в то, чем горит руководитель, остальных сотрудников так, чтобы они относились к делу, как к своему делу?» Я работала пять лет с итальянцами: у них, если человек переступил порог компании – значит, ему нравиться их концепция, идеи, и он будет их развивать. По моему опыту, у нас все происходит немножко иначе. У нас человек, переступая порог компании, сначала доволен, но спустя некоторое время начинает искать недостатки у руководителя, у сотрудников, в самой компании. Вероятно, это связано с нашим менталитетом. В любом случае, очень важно вовремя переключить внимание сотрудников с негатива на позитив.

Как раз коучинг дает возможность создавать и общее виденье, и вовлекать людей в процессы, которые происходят, и создавать высокую степень приверженности делу. Что получает при этом работодатель? Прежде всего, свободу, легкость, нормальное партнерское взаимоотношение, мозговой штурм в поиске новых идей и самых легких путей. Также он получает конструктивные разговоры, интересные совещания, которые ориентируются на результат, и многое другое. Основная наша задача как коучей – разгрузить работодателя в каких-то тонких вопросах, в которых он, возможно, не силен, да ему это и не надо. Его задача – культивировать бизнес, видеть прибыль, уметь ее притянуть и удержать, и если команда будет его единомышленниками и ответственными партнерами, то он, естественно, не будет тратить время и энергию на работу с командой, а будет работать непосредственно на получение прибыли, на развитие бизнеса. Возможно, я и идеализирую.

Как происходит коучинговое сопровождение компаний?

Тут нет общих, стандартных схем, все очень индивидуально. Но если говорить о моем опыте, то, обычно, для компании со штатом в 50-70 человек, необходимы как минимум два тренинга для «настройки» коучинговых инструментов – чтобы сотрудники понимали, что такое коучинг. Первым модулем, к примеру, может быть «Менеджмент в стиле коучинг», вторым – «Коучинг для команд». Дальше идет работа с ключевыми сотрудниками. Формат такой работы определяет руководитель. Длительность такого проекта, обычно, как минимум три месяца. Именно в эти сроки, по моим наблюдениям, происходят указанные в запросе изменения. Если у КОМПАНИИ есть запрос на внутренние изменения, я предлагаю: «Сегодня у нас, например, 1 сентября. Давайте первый анализ изменений сделаем 1 декабря. Воздержимся от преждевременных оценок и диагностик. Данный процесс – динамика». Даже если во время проекта руководитель спрашивает: «Ну, как мои сотрудники?», я обычно отвечаю – «Динамика!». Закончим процесс и посмотрим. Потому что люди приходят работать с тем, что есть. Зачем пытаться ставить кому-то «диагноз»/оценку, если уже после сессии человек может быть в другом состоянии и выбирать другие поступки? То, что ему необходимо – чтобы в него верили, «видели его большим» и поддерживали в его стремлении к изменениям.

То есть, работа с командой занимает в среднем три месяца. А каким будет наполнение, должен решать руководитель: два тренинга, пять тренингов. Возможно, он будет ранжировать программы – с одной командой проводить один тренинг, с другой – другой.

Вы говорите о тренингах. Тренинги тоже проводятся в рамках корпоративного коучинга?

Хороший вопрос. Я – сертифицированный бизнес-тренер, но я позиционирую себя как коуч. Чтобы в компании коучинг состоялся наилучшим образом, я провожу авторскую программу Эриксон Университета, чьим внештатным тренером являюсь. Данная программа за два-три дня встраивает всю компанию в понимание того, что есть коучинг. В эти три дня мы раскрываем потенциал людей, как бы открываем им новые возможности. Я бы назвала это не тренингом, а открытым коучингом. Он проводится внутри компании.

В любой компании находятся смельчаки, которые ориентированы на результат, у них нет страха, как они будут выглядеть, поэтому они могут отключиться и работать на себя. Остальная команда в это время поглощает эту энергию, видит, как человек меняется, растет за полчаса демонстрационной сессии. Сама команда может за это время существенно вырасти. И человек, участвовавший в демонстрационной сессии, открывается коллегам с новой стороны. Ведь мы крайне редко делимся тем, что мы чувствуем, каковы наши побуждения. Зачастую, работаем и общаемся на уровне действий – сделал, сказал, должен выполнить, я так решил. На уровне бытия – что для меня важно, почему я переживаю, почему я хочу сделать этот проект – мы редко общаемся.

У меня был такой опыт: в одной компании не принимался один проект, разработанный HRом. Как только речь заходила об этом проекте, не нужны были слова – достаточно было посмотреть, как на это реагируют сотрудники. Сотрудница, которая была ответственна за данный проект, рискнула пойти на демонстративную коуч-сессию. Это большая смелость! Она это сделала для того, чтобы вся команда через сессию увидела этот проект глубже. Мы проработали с ней 45 минут, и когда все закончилось, люди начали аплодировать – они даже не понимали выгод этого проекта для себя. Все мы знаем, что иногда у нас нет возможности (временной) даже провести сотрудникам презентацию проекта. Если в компании высокая степень доверия – проект проходит, но если есть какие-либо трения – проект может идти «со скрипом».

А какие сроки сопровождения клиента коучем?

Все зависит от запроса. Бывает, что во время ознакомительной сессии руководитель понимает, что у него нет виденья, куда вести людей, и ему самому необходимо поработать с коучем. Ведь зачем начинать коучинг или тренинги, если руководитель не понимает, какие навыки нужны? А это непонимание вырастает из того, что у него самого нет четкой картины, куда он идет.

А когда заканчивается сопровождение? С достижением определенных результатов?

Не всегда основным мотивом являются результаты. Коучинг – это как маховик. Если сделать пять оборотов, он начинает работать сам. Его запускают коуч вместе с руководителем. Коучинг в компании нужен как минимум месяц. Причем не так месяц ежедневной работы, как месяц вообще, поскольку коучинг – это динамика, это как процесс роста. Вначале кажется, что ничего не происходит, и я говорю клиенту – давайте просто подождем. Моя задача на этом этапе сводится к тому, чтобы как умный, опытный, профессиональный садовник чувствовать, что какому растению необходимо. В итоге, растения сами себе помогают, им нужны только поддержка и энергия.

А кто решает, когда прекращать сотрудничество?

Заказчик, когда видит определенную динамику. У меня есть компания, которой я полгода назад сказала, что они могут работать без меня. Но руководитель решил, что все равно мне необходимо появляться у них трижды в месяц. Что же – ему лучше знать. Его интуиция знает единственно правильное решение для него, для его бизнеса. При этом если руководитель спустя месяц чувствует, что дальше он сможет сам – это тоже его интуиция. Я могу высказать свои соображения, но руководитель либо их слышит, либо игнорирует. И это, в любом случае, лучший выбор для данной компании

Мы говорим о корпоративном коучинге. А как долго личный коуч сопровождает клиента?

В своей практике я еще не сталкивалась с тем, чтобы такое сопровождение прекращалось. Я с 1998 года очень плотно занимаюсь работой по развитию людей. С 2003 года стараюсь практиковать только Коучинг. Я делаю VIP-сессии, групповые сессии, и при этом я сама систематически работаю со своим коучем. Это огромная поддержка. Коуч задаст те вопросы, которые просто не хватает сил себе задать. Мне нравится, как главный герой фильма «Игры разума» сказал: «Нельзя решать задачу внутри задачи». Да, он единственный, кто сумел сам себе задавать вопросы и отвечать на них. Но это просто гениально. Хотя некоторые люди являются себе внутренним коучем, большинству просто необходим собеседник, который структурирует мысли, задаст вопросы, поддержит.

Возможны ли коуч-сессии по Интернету?

Возможны, заграницей они практикуются, и я сама практикую на сайте www.coachcenter.com.ua коучинг по электронной почте. Из личного опыта скажу: чтобы практиковать коучинг по почте, важно, чтобы у клиента был развит центр воли. А у наших людей он не совсем развит, потому что на протяжении 70 лет он подавлялся, отключался, поэтому наша ментальная задача – развивать центр воли. У меня несколько лет подряд был девиз: «Даже один человек может привести лошадь к водопою. Но даже сто не заставят ее пить, если она не хочет». Коучинг, тем более по электронной почте – для тех, кто хочет.

Кроме того, необходима высокая степень самодисциплины. Чуть ли не с каждым клиентом мы прорабатывали самодисциплину. Я редко встречаю людей, которые говорят: «Сейчас я это сделаю», садятся и делают. Чаще я встречаю совершенно обратное – бесконечное себе-обещание. Но при этом мы в любом случае имеем то, что со всеми все в порядке. Важно, что у меня есть, а чего нет – это уже развитие.

Чем отличаются личные коуч-сессии от сессий через Интернет?

Коуч-сессии устанавливают личный контакт, высокую степень доверия. Я могу быстро ориентироваться в вопросах, которые вам задавать. Я слышу, какой вопрос вас больше всего взволновал, я записываю за вами. Эти материалы остаются у вас, и вы сможете перечитывать готовые коуч-сессии, если будут возникать вопросы. При работе через Интернет такой возможности нет. Я пробовала и коуч-сессии по icq, но эффект не тот. К тому же, когда человек пишет, он успевает проанализировать, и это уже совершенно другая информация, она идет через фильтр эго, она строится на логически-рациональном уровне, а хотелось бы строить ее на уровне бессознательном. Более того, через слова передается всего лишь 7% информации, а через Интернет идет только текст, только слова.

Виктория, скажите, а как стать коучем?

Если говорить о «стать» – это уровень бытия. Я считаю, что многие уже есть коучами. Другое дело, что это неосознанный уровень. Будучи прирожденными внутренними коучами, они не умеют этим осознанно пользоваться. Ведь если бы они структурировали эти знания, они бы четко понимали, что где нужно применить. Для таких людей и создается Школа коучей

Как вы определяете, является ли человек прирожденным коучем?

Я обычно делаю интервью, чувствую людей и каким-то образом определяю это. Все проясняется практически через пять минут разговора, видна глубина вопроса, который задает будущий коуч, видна открытость, умение создавать контакт, отношения.

Насколько коуч – дорогое удовольствие для компании?

Сколько вы готовы заплатить за то, чтобы получить в компании высокоэффективную команду, ориентированную на результат, с высокой корпоративной культурой? Вопрос «насколько дорого?» я бы переформулировала иначе: «насколько коучинг окупаем?». Нужно понимать, что любое обучение, любой тренинг, любой коучинг – это инвестиция, прежде всего, в себя, в потенциал компании. По моим наблюдениям, коучинг окупаем максимум за 3 месяца. Бывали случаи, когда в первый месяц эта сумма полностью покрывалась. Эффективность людей, по статистике, увеличивается в шесть раз.

За индивидуальную полуторачасовую сессию берут от 30 до 200 долларов. Все зависит от качества работы, от запроса, от вашего мастерства и профессионализма. Если говорить о программах, то стоимость может варьироваться. Зависит от количества людей, от объема работ, от проработанных тем.

Это огромное удовольствие – видеть рост людей. Сам коучинг – это удовольствие. Сейчас людям нужно уметь быстро обучаться. Коучинг – это именно о том, как быстро учиться.

Беседовала Ольга Клипкова

Читайте також

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 грудень, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 грудень, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 грудень, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.

  • Покоління зумерів: розвінчуємо міфи про їхній підхід до роботи і життя 4 грудень, 2024

    Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 листопад, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.


Часто шукають

↑ Вгору