В сентябре Украина может присоединиться к зоне свободной торговли (ЗСТ) с Европой — это значит, что у нас подешевеют импортные продукты и спиртное. А вот отечественные производители бьют тревогу в связи с тем, что наши чиновники, по данным аналитика МЦПИ Александра Жолудя, от нас требуют не только не писать на этикетках «коньяк» и «шампанское» (вместо этого, например, — бренди и игристое), но, например, Италия хотела бы застолбить название «пицца», немцы — «гамбургские колбаски», то есть все, что имеет в названии географическую составляющую.
Но это вряд ли получится. «На переговорах о вступлении в ЗСТ речь идет только о замене названий спиртных напитков, ни одна других марка украинских пищевых продуктов, экспортируемых на Запад, под ограничение не подпадает», — разъяснили в пресс-службе Минагрополитики и продовольствия. Да и по спиртному пока ни о чем не договорились. «Мы стоим на позиции, что для внутреннего рынка имеем право маркировать свое спиртное как хотим», — сообщил нам начальник отдела развития садоводства и виноделия Минагропрода Михаил Агафонов.
Вице-президент Украинской торгово-промышленной конфедерации Вячеслав Сокерчак утверждает, что в любом случае требования ЕС незаконны. «Есть конвенция 1993 года по выпуску спиртных напитков, в которой говорится, что бренды, которые известны 10 и более лет, не должны меняться,— сказал нам Сокерчак. — Например, «коньяк» у нас выпускается с довоенных времен, «Советское шампанское» — тоже. А берут только «шампанское» и требуют заменить на «игристое». Также у ЕС есть претензии к названиям таких выпускаемых в Украине вин, как «херес», «мадера», «портвейн», «вермут». Возможно, что-то придется заменить, но для этого нужен переходный период на 15—20 лет, пока не выработаем, например, коньячные спирты. Потому что люди воспринимают надпись на бутылке «коньяк» и «бренди» как разные напитки, даже если налито одно и то же. Например, молдавский коньяк теперь в Европе называют «дивин», и его стали покупать там гораздо меньше». По словам директора Ассоциации виноградарей и виноделов Сергея Петренко, нам пока удалось отстоять только название вина «кагор», потому что оно связано с религиозными традициями.
Тем не менее наши постепенно подстраиваются к возможным переменам. Так, Артемовский завод шампанских вин уже пишет на этикетках только «Артемовское».