Даже тем, кто с удовольствием «горит» на работе, кто без любимого дела жизни своей не представляет, время от времени приходят мысли, что было бы совсем неплохо, если бы за сверхурочные еще и платили. Иногда это действительно происходит, и в конце месяца человек получает причитающуюся ему премию, надбавку и т.д. - в зависимости от того, в какой форме на конкретном предприятии принято рассчитываться за сверхурочные. Однако далеко не все руководители считают, что за переработку нужно платить, воспринимая труд своих подчиненных после установленной временной нормы чем-то само собой разумеющимся. Иные боссы, кстати, прочно усвоили западную сентенцию: сотрудник, который «грешит» переработками, просто не умеет должным образом организовать свой рабочий день и плохо справляется со служебными обязанностями. В некоторых случаях это действительно так. Рассказывает Ольга, менеджер по корпоративным клиентам (возраст!!!): «Я не могу начать работу в 9.00. То есть я, конечно, прихожу к этому времени на службу, но более мене продуктивно работать начинаю, где-то к часу дня. До этого перезваниваюсь со знакомыми, или по «аське» общаюсь, в интернете «вишу». Не знаю, может, это связано с тем, что я «сова», и мои биоритмы не совпадают с рабочим графиком. Но, как говорится, что имеем, то имеем. Естественно, к 18.00 я не успеваю сделать весь объем работ, и задерживаюсь, бывает до 21 часа. Начальство не в восторге, я, честно говоря, тоже, потому что продуктивность к вечеру уже не та. Периодически пытаюсь подкорректировать свой график работы, но пока с переменным успехом».
Естественно, в ситуации, которую описала Ольга, начинать разговор об оплате сверхурочных было бы, мягко говоря, верхом некорректности.
Чего уж греха таить, иногда сверхурочная работа возникает не по вине нерадивых сотрудников, а является следствием не совсем грамотно организованной работы руководства. Оксана, секретарь-референт, 30 лет: «Я всего полгода на этой работе и уже начала привыкать к тому, что практически каждый день задерживаюсь на час полтора, потому что, оказывается, именно сейчас нужно оформить документ, который надо было отправить клиентам еще позавчера. Если бы я была об этом проинформирована, то сделала бы все вовремя. Иногда приходится сидеть на работе и до позднего вечера: директор имеет привычку переназначать встречи с деловыми партнерами на 7-8 вечера, хотя я всегда тщательно планирую его расписание и вижу, что это можно сделать и днем, не напрягая ни их, ни себя, ни меня. Но он директор, имеет право, что тут скажешь.. В принципе, я бы не возражала иногда задерживаться на несколько часов после работы, если бы мне за это доплачивали. Я намекала об этом руководству, но моих намеков и даже «прямой речи» в упор не слышат. Если в ближайшее время ситуация не изменится, мне придется уволиться».
Действительно, как показывает практика, случаев, когда работодатель не считает нужным оплачивать переработку или хотя бы время от времени поощрять сотрудников, немало. В связи с этим вполне естественно, что «трудовое рвение», если оно было, начинает быстро испаряться. А если не было, то и взяться ему, соответственно, неоткуда.
Сверхурочные по КЗоТу
Согласно трудовому законодательству, сверхурочной называется работа, к выполнению которой работников привлекают в исключительных случаях. Например, если есть необходимость завершить работу, которая не могла быть сделана вовремя в связи с какими-то непредвиденными ситуациями (ст.62 КЗоТа). Если же работник хочет трудиться сверх установленной нормы рабочего дня добровольно, то такая работа не считается сверхурочной и дополнительно не оплачивается.
КЗоТ гласит: длительность рабочего времени не должна превышать 40-ка часов в неделю. Все, что «наработано» больше, — сверхурочные. В свою очередь, сверхурочные работы не должны превышать четырех часов на протяжении двух календарных дней подряд и 120-ти часов за год. Однако, когда на фирме постоянные дедлайны из-за недостаточно продуманной организациеи рабочего процесса или же «непредвиденных ситуаций», то ни о каких «четырех часах на протяжении двух календарных дней» говорить не приходится. При этом, в КЗоТе ничего не сказано о том, что работодатель при оформлении на работу сотрудника обязан предупредить о возможных переработках. Но это не значит, что и платить никому ничего не надо. Оплата сверхурочных закреплена в КЗоТе ( статья 106) и должна проводиться по умолчанию. Как именно? В зависимости от системы оплаты труда, принятой на предприятии: при почасовой системе — в двойном размере часовой ставки, при сдельной — в размере 100% тарифной ставки за все отработанное сверхурочно время. У работников на окладе сверхурочными считаются все часы, отработанные сверх установленного рабочего времени, и оплачиваются в зависимости от объема выполненной работы. Однако есть одно маленькое «но»: несмотря на все установленные законом правила, работодатели предпочитают за переработку рассчитываться с сотрудниками «бартером», например, дополнительными днями к основному отпуску, отгулами и т.д. В принципе, такой вариант тоже возможен, особенно, если вы не возражаете. Если же вы хотите денег, то лучше всего эти вопросы решить при поступлении на работу и оформлении трудового договора. И вообще, все щекотливые, на ваш взгляд, моменты и вопросы желательно оговаривать до поступления на работу, а не «во время» или «после». Если же вы по каким-то причинам (по неопытности, например) не учли этих нюансов, попробуйте решить все при личной встрече с руководителем. Другими словами, договориться «полюбовно». В ином случае успех, увы, не всегда может быть гарантирован.
Искать ли правду?
Как говорят врачи, болезнь легче предупредить, чем от нее избавиться. Поэтому еще раз повторюсь: все щекотливые моменты желательно обсуждать до приема на работу. Если же вы этого не сделали, «полюбовно» с начальством договориться не удалось, а получить свои «кровно-сверхурочно» заработанные хочется, что ж, попробуйте побороться за правду. При этом нужно учесть несколько моментов:
— Согласно КЗоТу, если работодатель не оплачивает сверхурочную работу, то тем самым нарушает права наемного работника. Но! Факт выполненной вами дополнительной (сверхурочной) работы должен быть задокументирован, например, в книге учета рабочего времени.
— В случае, если таких документов нет, нужны свидетели. Иначе, сами понимаете, доказать что-либо весьма проблематично.
Выплаты компенсации за сверхурочную работу можно добиваться разными способами:
— Обратиться в профсоюз, если таковой на предприятии имеется, а вы являетесь его членом.
— Обратиться в управление Госнадзортруда, написав заявление на имя руководителя этой почтенной инстанции. После этого, по идее, специалисты этой организации должны тщательно расследовать ситуацию и восстановить права потерпевшей стороны.
— Обратиться в суд. Естественно, для этого нужно представить документальные доказательства сверхурочной работы. Если таковые есть, то вы можете требовать выплаты причитающихся денег и даже моральной компенсации. Но в этом случае вам придется доказывать с помощью психологов, что в связи с выполнением дополнительных работ, которые вам, кстати, не оплатили, вы получили серьезную моральную травму.
Однако все эти действия могут иметь и «побочный эффект»: вряд ли вы сможете вернуться на прежнее место работы, если у вас, конечно, возникнет такое желание. Причина понятна: отношения с работодателем будут испорчены если не навсегда, то на очень долгое время.
Ненормированная норма
Сейчас работодатели очень часто используют словосочетание «ненормированный рабочий день». По сути, любую сверхурочную работу можно «подогнать» под это понятие. И работодатель, обратив на вас кристально чистый и честный взор, скажет, что предупреждал вас об этом. А вы согласились. Что ж, назвался груздем — полезай в кузов.
Если ситуация с переработками становится совсем уж критической, попробуйте сослаться на письмо Минтруда №118/13/116-06 от 06.04.2006 г., где прямо указывается, что «на работников, которые работают на условиях ненормируемого рабочего дня, распространяется установленный на предприятии, в учреждении, организации режим рабочего времени. В связи с этим работодатель не имеет права систематически привлекать работников, которые работают в таком режиме, к работе сверх установленной длительности рабочего времени». Попробуйте «выбить» если не денежную компенсацию, то хотя бы дополнительный отпуск — до 7 календарных дней (в зависимости от вида профессии и исполняемых работ), на который имеете полное законное право.
Любовь Михайловна, менеджер по персоналу
Многие представители старшего поколения и даже среднего, воспитанные еще в советскую эпоху, считают что переработка — явление естественное, и просить, а тем более требовать оплату за нее, скажем так, стесняются, хотя имеют полное право, о чем прямо говорится в КЗоТе Украины. То же самое, может быть в меньшей мере, касается и молодых специалистов, с той только разницей, что молодежь, по моим наблюдением, трудовыми законами интересуется меньше и просто не знает, тем более, что сверхурочность часто «маскируется» под распространенное сейчас понятие «ненормированный рабочий день». Мой совет: почаще открывайте КЗоТ или обращайтесь за консультацией к специалистам — менеджеру по персоналу, юристу. Желательно сделать это перед поступлением на работу, чтобы быть «политически подкованным» во всей случаях жизни.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.