Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Новости Украины и мира
  4. Статьи

Успешный предприниматель: взгляд через призму компетенций

10 ноября 2008 436

В самом деле, несмотря на то, что здравый смысл подсказывает – знания предпринимателю, особенно в сфере его повседневной деятельности, очень нужны, мы с вами можем наблюдать тысячи и тысячи примеров того, что это не совсем так. Люди, не имеющие профессионального образования, не особенно рафинированные и даже несколько грубоватые и вульгарные, "били, бьют и, видимо будут бить" в этой области человеческой деятельности людей с великолепным профессиональным образованием и хорошими манерами. Великую предпринимательскую Америку сплошь делали если не совсем законченные хамы, то люди, которые без особых рефлексий сметавшие всех и все, что стояло на пути к их цели.

Можно ли, например, говорить о том, что предпринимателя "делают" некие личностные качества, например, "железная" воля, или твердая жизненная позиция, убеждение, что он должен прокладывать себе дорогу к успеху, деньгам и счастью исключительно предпринимательским путем? И это, не совсем так. Жизненная практика показывает, что в предпринимательскую стезю часто приходят люди никогда себя к ней не готовившие, оказавшиеся позиции предпринимателя лишь в силу обстоятельств, но, тем не менее, добивающиеся там заметных успехов.

Что же получается, если так трудно определить формулу предпринимательского успеха, то за решение этой проблемы вообще не стоит браться?!

Нет, с такой радикальной позицией мы тоже никак согласиться не можем. Однозначного ответа, что нужно знать и уметь каждому конкретному предпринимателю, не существует, но попытаться увидеть хотя бы и несколько смутный абрис решения проблемы, можно и нужно.

Сегодня в образовании, при оценке того, что необходимо знать и уметь профессионалу того или иного типа, стало модно подходить с позиций компетентностного подхода.

Компетенции – это не знания, умения и навыки, о которых принято рассуждать в традиционном подходе к образованию. Компетенции предполагают такой набор характеристик, который человек реально демонстрирует в своем поведении по отношению к делу, к людям, предмету своей активности. Это означает, что одних знаний о том, что это и как с этим работать – недостаточно. Ведь за тем же предпринимательским поведением человека лежат определенные жизненные ценности, мотивы, смыслы,  способности. Именно их мы и должны уловить, чтобы отважиться делать какие-то суждения по поводу того "будет или не будет из это человека толк". В смысле предпринимательства, конечно.

Мы бы попытались вывести модель компетенций необходимых предпринимателю через четыре блока компетенций, в основе которых лежит понятие эффективности: образовательной, личностной, лидерской операционной и стратегической. В той или иной мере, успешный предприниматель должен обладать и устойчиво демонстрировать каждую из них.

Образовательная эффективность предпринимателя предполагает наличие сформированной учебной деятельности и системности мышления, наличие широкого кругозора, понимание бизнеса, в котором работает предприниматель, знание объектов управления (производство, персонал, сбыт, маркетинг, финансы и др.), знание инфраструктуры бизнеса, менеджерских функций, основ инновационного и стратегического менеджмента и, конечно же, жажду "работающих" знаний, стремление получать эффективные и полезные в своей деятельности представления о мире и способов взаимодействия с ним.

Личностная эффективность предпринимателя предполагает:

- лояльность предпринимательской культуре, которую он считает "своей", разделяет ее ценности и стремится поддерживать их в реальной деятельности и образе своей жизни;

- работоспособность, или стремление выполнять большие объемы работ за единицу времени, демонстрация длительных физических и умственных усилий;

- организованность, т.е. отличные навыки управления временем, эмоциями, мышлением, умение четко расставляет личные приоритеты, дисциплинированность, ответственность;

- эффективную коммуникацию, т.е. наличие прекрасной лексикой, умение хорошо формулировать суть предложений, владение письменной и устной речью, демонстрация способности к пониманию собеседника, аудитории, способность слушать, владеть навыками публичного выступления;

- эффективность работы в команде, т.е. хорошее знание своей роли в команде, способность к взаимодействию с другими членами команды, обладание межличностной компетентностью, способность проявлять инициативу, лидерские качества;

- креативность, т.е. обладание навыками нестандартного мышления, регулярное генерирование интересных и продуктивных идей относительно работы команды, своей фирмы, бизнеса;

- рефлексивность, т.е. способность осознавать неэффективные аспекты деятельности, своей и команды, бизнеса, способность осмыслять и переосмыслять их по линии большей эффективности

- нацеленность на результат, т.е. демонстрация высокой мотивации достижения.

Операционная лидерская эффективность предпринимателя предполагает:

- уверенность в себе, т.е. устойчивой демонстрация веры в себя и в свои силы, особенно в плане взаимодействия с людьми, партнерами по бизнесу и конкурентами;

- эффективное управление командой, т.е. знание людей, их особенностей, умение мотивировать их, ставить цели, организовать взаимодействие, контролировать процесс и давать оценку результата и вклада каждого;

- кросс-функциональность,т.е. понимание места и роли своего бизнеса в структуре других бизнесов,  успешное взаимодействие с другими бизнес- фирмами, СМИ, властью и т.д.;

- эффективная работа с информацией, т.е. умение выстроить информационные потоки так, чтобы они работали на результат, были прозрачными, точными, по делу, не вредили бизнесу;

- инициативность, т.е. устойчивое стремление подавать эффективные предложения и добиваться их реализации, используя все ресурсы организации и окружения;

- групповая рефлексивность, т.е. способность задействовать интеллектуальные ресурсы своей команды, коллектива в затруднительных обстоятельствах для бизнеса;

- нацеленность на успешный командный результат, т.е. способность и сильное желание вести свою бизнес, вою команду к успеху через различные возникающие препятствия и барьеры.

Что касается стратегической лидерской эффективности предпринимателя, то этот блок компетенций настолько важен, что о нем стоит поговорить в отдельной статье.


Читайте также
  • Как подбирать вопросы для собеседования?15 Февраль, 2017

    Беседа – основная форма ведения собеседования работодателя с соискателем. Очень сложно представить беседу без вопросов и обоюдного поддержания и развития беседы. Чтобы ход собеседования был последовательным и логичным, работодатель должен уметь вести его и заранее подготовить ряд вопросов. Составлением вопросов занимается, как правило, работодатель или HR-менеджер.

  • Вакансия SMM-менеджер для королевы Великобритании!14 Февраль, 2017

    Букингемский дворец ищет опытного SMM-менеджера

  • Аналитики рынка труда: "Работу искать сложнее"14 Февраль, 2017

    По оценкам исследователей известного кадрового портала «Охотников за головами», украинцам становится все труднее искать себе работу.

  • Основной принцип резюме – краткость13 Февраль, 2017

    Резюме – своего рода, презентация личного опыта. При том, что в резюме необходимо представить весь свой профессиональны опыт, специалисты утверждают, что резюме по своему объему не должно превышать более двух листов А4 и должно быть лаконичным. Как объединить два противоположных принципа в составлении такого официально-делового документа?

  • Врачи рекомендуют: секреты зимнего бодрствования.13 Февраль, 2017

    Врачи выяснили, почему у большинства работников, продуктивность снижается именно в зимний период.

↑ Наверх