Менеджер по персоналу, как правило, занимается поиском кадров сразу по нескольким специальностям. И вовсе несложно понять его искреннее возмущение, когда ему приходится выискивать в "дебрях" вашего резюме, "чем бы это предложить вам заняться". Некоторые особо активные соискатели в графе "Цель" перечисляют все специальности, по которым им приходилось работать хотя бы раз в жизни. И строитель, и слесарь, и бухгалтер и офис-менеджер...
"Профессиональные навыки". Работодатель был бы счастлив прочитать о ваших обязанностях на последних местах работы и сделать логический вывод о профессиональных навыках его потенциального работника. Но если бы большинство соискателей заботилось об удобстве работодателей, из 45 резюме не оказалось бы и 20 с таким огрехом.
Работодателю будет гораздо проще, если в вашем резюме будет выделена специальная графа "профессиональная квалификация", в которой вы по порядку укажите все, что вы умеете делать, как специалист в конкретной области. Естественно, что ваши навыки, умения и знания должны быть согласованы с целью, указанной выше. К примеру, если вы претендуете на должность аудитора, не стоит писать, что вы умеете работать на токарном станке.
"Личная информация". Что может подразумевать человек, претендующий на должность секретаря, которые пишет в резюме "родилась в семье учителей". Как этот сугубо личный факт биографии соотносится с искомой работой? Остается только руками разводить. А ведь подобную "лишнюю" информацию сообщило 19 соискателей.
"Указание предущих мест работы". 14 соискателей из 45 предпочли, особо не вдаваясь в подробности, просто перечислить названия организаций, с которыми они сотрудничал в прошлом. Если дело идет, предположим, о каких-то очень крупных компаниях, имя которых у всех на слуху, тогда, и вправду, достаточно указать их названия и вашу должность. Однако, если судьба забрасывала вас только в небольшие фирмы, то помимо их названия в отдельной графе следует также упомянуть и ваши обязанности. Работодателя, прежде всего, интересует не то, что вы, скажем, менеджер по персоналу, а то, какие конкретно функции вы выполняли: есть ли у вас опыт ведения бизнес-тренингов, штат какой численности находился под вашим начальством, знаете ли вы КЗоТ и т.д.
"Объем". Если следовать правилам, то по объему резюме не должно превышать одной странички. Впрочем, 14 резюме из исследованных нами все равно выходили за рамки стандарта. Многие соискатели старались перечислить все фирмы, с которыми им когда-либо приходилось сотрудничать. А ведь, как свидетельствует практика, более трех последних мест работы упоминать не имеет смысла –- менеджеры, как правило, дальше никогда и не читают. И их можно понять: во-первых, если вы года 3 –-4 тому назад и работали, скажем, бухгалтером, то столь большой перерыв не может не сказаться на уровне вашей квалификации; и, во-вторых, обращая внимание лишь на последние достижения вашей трудовой биографии, они просто экономят свое время.
Тоже самое касается и образования. Если вы постоянно заботитесь о поддержании своего профессионализма на должном уровне, то скорее всего количество курсов и тренингов, которые вы посетили, не ограничивается одним или двумя названиями. Однако, все их упоминать не рекомендуется, тем более, если они достаточно однотипны. Это лишь загромоздит резюме и сделает его менее читабельным.
"Орфография, стилистика". Восемь резюме были составлены с орфографическими или стилистическими ошибками. Нельзя сказать, чтобы это было совсем грубым нарушением принятых норм, в конце концов, от курьера, предположим, не требуется высокого уровня грамотности, – но для создания общего благоприятного впечатления ошибок такого типа лучше избегать. Апофеозом было резюме с заглавием: "Езюме".
Ошибки могут свидетельствовать о том, что вы недостаточно внимательны или не умеете пользоваться современной техникой (ведь практически каждый компьютер имеет программу проверки орфографии). И то и другое говорит не в вашу пользу. Кстати, автоматическая проверка орфографии отнюдь не является панацеей от безграмотности. Некоторый процент ошибок такая программа не в состоянии идентифицировать вообще. Поэтому мы рекомендуем несколько раз внимательно перечитать составленный документ самому и дать для проверки более компетентному человеку. Свежий взгляд поможет выявить не только формальные ошибки, но и, возможно, некоторые смысловые неточности.
"Контактная информация". Это правило большинством соискателей усвоено накрепко. Лишь семь человек поместили контактную информацию в конце резюме. Хотя, опять-таки, для удобства менеджера телефоны, адрес, E-mail и т.п. помещаются в шапке документа в одном блоке с "Ф.И.О." и "Целью". Если вдруг потребуется быстро восстановить в памяти основную информацию о кандидате, то ему достаточно будет посмотреть на шапку, а не перечитывать все резюме заново.
"Небрежность оформления". Из 45 человек семь не позаботились придать своему резюме презентабельный вид. У некоторых, кроме фамилии и имени, выделенных жирным шрифтом, резюме на первый взгляд производило впечатление наваленной в кучу информации. Ни элементарной разницы шрифтов, ни отделенных друг от друга блоков. В принципе, особо педантичный менеджер по персоналу, конечно, может вычленить из этого "потока" нужную ему информацию, но рассчитывать на это, пожалуй, не стоит.
"Даты работы, название фирмы". В пяти резюме в графе "Опыт работы" были пропущены либо названия фирм и указана только должность, либо не был указан период работы на упомянутом месте.
Отсутствие сроков сразу вызывает подозрение: "А не было ли у соискателя больших промежутков безработицы?", и сразу же логический вывод: "А может, он потерял квалификацию?". Советуем не уклоняться и давать данную информацию в полном объеме. Что касается замалчивания названий фирм, то тут выводы могут быть более однозначными: "Ага, если не говорит конкретно, где работал, значит, резюме у него –- фикция чистой воды".
"Дата, подпись". Три соискателя в конце резюме поставили свою подпись и дату. Интересно, зачем? Особо комично такая подпись выглядит, когда соискатель претендует на руководящую должность. Ведь о чем может напоминать такое пристрастие к "документализму", как не о бюрократическом стиле руководства, который, смею надеяться, уже отживает свое?
"Причина увольнения". Три соискателя были столь любезны, что заранее сообщили работодателю причину своего увольнения с предыдущих мест работы. Пожалуй, в этом ничего плохого нет. Но, лучше, если обсуждение столь деликатных вопросов будет оставлено на период собеседования. Тактически гораздо разумнее, если вы, заранее продумав ответ на этот вопрос, не впишите его в резюме (зачем загромождать документ?), а придержите его на тот вполне вероятный случай, когда вас попросят рассказать об этом поподробнее.
Информационно-аналитический отдел
@ Еженедельник "Пропоную роботу" Евгений ПРОСКУЛИКОВ
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?