Взгляд изнутри
11.01.2008 329 Учиться сейчас модно – с этим не поспоришь. А спрос, как известно, рождает предложение. Поэтому рынок тренинговых услуг переживает сегодня период активизации.
О том, каковы основные его тенденции, а также чем характеризуется текущее состояние, рассказывает Евгения Швак, профессиональный бизнес-тренер (направление «Деловая психология»).
Сегодня рынок тренинговых услуг буквально переполнен самыми разнообразными программами. Клиент может выбрать любую программу, исходя из своих целей, потребностей и финансов. Наибольшим спросом пользуются программы по технике продаж, переговорам, навыкам презентации и управленческим качествам.
Также в последнее время повысилась актуальность корпоративных узкоспециализированных программ по финансам, законодательству, бухгалтерии. И, конечно же, не стоит забывать о популярности семинаров для менеджеров по персоналу: в Украине наблюдается активизация этого сегмента тренинговой деятельности.
Существует также тенденция к углублению специализации тренингов. Если раньше нормой были тренинги по мотивации персонала, то сейчас профессиональные учебные центры предлагают пройти курс обучения «Построение эффективной системы материального стимулирования менеджеров по продажам». Соответственно, меняется и наполнение курса, что повышает его эффективность.
К большому сожалению, можно констатировать негативные изменения в продвижении тренинговых услуг: все большее число компаний предлагает свои услуги посредством спама. Что априори подрывает доверие не только к ним, но и ко всему рынку в целом.
Еще один негативный аспект – неравномерность рынка. Например, есть тематики, которые представлены практически всеми компаниями, а есть те, программ на которые просто нет. Также очень мало высококачественных специалистов – их действительно лишь единицы. А большей частью на рынке работают любители-аматеры, как ни горько это признавать.
В то же время, можно сказать, что, хоть и очень медленно, но спрос все же перерастает в качество – появляются стандарты, специализированные и потребительские рейтинги. Все это говорит о развитии рынка.
Говоря о тренинговом рынке нельзя не упомянуть о потребителях – то есть компаниях и физических лицах, готовых вкладывать деньги в обучение. Таковых еще не много – в образование и переквалификацию значительные суммы пока не вкладываются.
Несмотря даже на то что дополнительное обучение сейчас в моде. Кстати, те компании, которые обучают своих сотрудников только потому, что это «модно», оказывают негативное влияние на развитие самого рынка. Далеко не все готовы серьезно относиться к процессу обучения – часть считает его просто модной фишкой, способной повысить престиж компании.
Таким образом компании прививают негативное отношение к самому рынку и затрудняют его функционирование. Не говоря уже о том, что они просто выбрасывают деньги на ветер и не применяют полученные знания на практике. А обучение ради обучения эффективным быть не может.
Подводя итог, можно сказать, что рынок тренинговых услуг Украины находится в стадии активного роста. И, судя по росту спроса и повышению качества предлагаемых услуг, развиваться он будет и дальше.