UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Все про роботу
  4. На роботі
  5. Дела семейные

Дела семейные

22.10.2007 4630

В холле одного учреждения оборудовано рабочее место. Симпатичная девушка по вашей просьбе напечатает заявление, сделает ксерокс, продаст бланк. Разумеется, по цене, примерно в семь-восемь раз превышающей рыночную. Злые языки утверждают: «Это маленькое частное предприятие приносит неплохой доход и принадлежит любимой дочке начальника этой конторы».

Впрочем, далеко не все чадолюбивые родители имеют достаточно влияния или средств, чтобы оказать более или менее скромную помощь своим близким. Иногда создание семейных предприятий становится вынужденной мерой, необходимой для выживания.

Владимир Гуцол, руководитель ООО «Гуцол-авто», вспоминает, что, оставшись без работы в начале 1990-х, он вынужден был начать оказывать услуги населению, а попросту — на своем стареньком грузовичке возить товары, необходимые в селе. «Подрастали четыре хлопца, и только-только родилась дочка. Их нужно было накормить, одеть, обуть. Так и начался наш семейный бизнес». Сейчас четверо сыновей г-на Гуцола работают вместе с отцом в логистической компании, занимающейся международными перевозками. Вывести небольшое предприятие на мировой уровень сумел старший сын — Дмитрий, обладающий недюжинной коммерческой хваткой и способностями к языкам.

Проблема роста

Нередко семейные предприятия бывают довольно успешны, хотя и ограничены в своем развитии отсутствием достаточных ресурсов и такой специфической для семейного бизнеса проблемой, как боязнь роста. «Мне кажется, что выйти за рамки «своего дела» и сделать это бизнесом, то есть средством зарабатывания денег, может быть достаточно проблематичным. Когда я столкнулась с необходимостью набирать персонал, у меня наступил период разочарования в людях. На работу приходили устраиваться наркоманы, пьяницы, просто безответственные сотрудники. Но когда попадался порядочный человек, который не подводил, эта вера возвращалась. Казалось — на таких держится мир. Это потом уже появилась интуиция, какое-то шестое чувство, которое уберегало от ошибок», — рассказала Наталья Думанова, частный предприниматель.

«Кроме того, когда встает вопрос о расширении, возникает неуверенность: не снизится ли качество услуг, насколько сложно будет контролировать наемных работников?» — поделилась Стефана Хлюбенко, заместитель директора ООО «Кварт». «В конце концов, придется изменять уже устаканившиеся между родственниками взаимоотношения и вводить новые принципы разделения труда. А это чревато потерей стабильности, которая формировалась годами».

И действительно, процесс перехода на новый уровень, выработки управленческих и административных навыков у собственников семейного бизнеса может происходить довольно болезненно. Ведь именно на этом этапе компанию подстерегает опасность, что любой из участников семейного предприятия может достичь потолка некомпетентности, и его работа будет приносить больше вреда, чем пользы. Однако безболезненно удалить «игрока с поля» и заменить его более профессиональным сотрудником удается далеко не всегда. «Мне довелось работать в компании, где все ключевые позиции занимали члены одной семьи. На должности главного бухгалтера работала сестра владельца бизнеса, его жена отвечала за подбор персонала и другие административные вопросы, брат руководил отделом продаж, а племянник — отделом логистики. Любое совещание плавно переходило в скандал, где каждый из родственников обвинял других в обмане и непрофессионализме. Они допускали кощунственные ошибки, а директор — человек грамотный, но излишне добросердечный к своей родне, старался закрывать на это глаза. В конце концов, только когда предприятие оказалось перед угрозой банкротства, родственники были уволены, а на их место приглашены нормальные специалисты», — рассказал независимый консультант по кадровой безопасности Сергей Крахт.

Кандидаты, устраивающиеся на работу со стороны, нередко скептически относятся к возможности сделать карьеру в рамках семейного предприятия, закономерно полагая, что в этом случае, все высокие должности займут исключительно свои. «Безболезненно войти в семейный бизнес чужак может уже на том этапе, когда собственнику надоело управлять предприятием в ручном режиме и он уже готов передать большинство своих функций наемным менеджерам, чтобы самому наслаждаться покоем и достатком», — считает Сергей Крахт. Тем не менее, беря в руки бразды правления некогда семейной компании, не стоит первым делом менять всю команду родственников. Даже в том случае, если они чистой воды иждивенцы. Лучше провести тихую смену в несколько этапов. Это позволит избежать лишних конфликтов. Исключение — проведение антикризисных кадровых чисток.

Однако многие предприятия не доживают до этого этапа: ведь семейно-бытовые конфликты, перешагнувшие порог офиса, могут быть разрушительнее цунами. Вполне возможно, что избежать потрясений позволит грамотно отстроенная вертикаль власти. Например, прямые родственники не могут быть в подчинении друг у друга.

Впрочем, издержки личных отношений могут потрясать и основы гигантских корпораций. Недавняя череда скандалов, метко названная «семейным рейдерством», — прямое тому подтверждение. Инициированное высшим руководством страны движение за «отделение бизнеса от власти» привело к тому, что политики от бизнеса, передавшие свои «заводы, газеты, пароходы» любимым женам, лишились немалой части своего имущества в результате громких разводов.

Разумеется, стандартных рецептов, которые позволили бы избежать этих и других проблем, нет и быть не может. Выход один: абсолютно открыто и честно обсуждать все сложности и совместно вырабатывать пути их решения на семейном совете. Либо даже не пытаться начинать общее дело, если в семейных отношениях есть хотя бы малейшие недоразумения, учитывая, что свой бизнес может вызвать дополнительное напряжение внутри «неспаянной» семьи и стать катализатором разрушительных процессов.

Без ссор в избе

Однако, некоторые из небольших семейных предприятий, зародившихся в эпоху классического капитализма в Европе, стали транснациональными гигантами, оказывающими влияние на экономику не только своих стран, но и мира. Случается ли такое в наше время и в нашей стране? По мнению Стефаны Хлюбенко, у истоков большинства крупных и известных компаний стояли люди, организовавшие бизнес с родственниками, иногда — с друзьями. Кому-то повезло, кому-то — нет. Но практически все фирмы, начавшие работать пятнадцать-двенадцать лет назад, выросли именно из таких предприятий. «Правда, в отличие от «бюргерских» хозяйств, у нас всегда была важна близость к «нужным людям» и доступность ресурсов. Так что речь может идти, скорее, о семейных кланах», — констатирует г-жа Хлюбенко.

Бывает, что семейный бизнес — это возможность заниматься любимым делом. Обычно так происходит, когда серьезные отношения, завершающиеся браком, возникают на почве профессионального увлечения. У Наталии и Андрея Игнатенко так и произошло. Их взаимная любовь к танцам нашла свое продолжение и в работе. Вдвоем они организовали клуб спортивного танца «Максимум», где занимаются преподавательской деятельностью.

«Свое дело, на мой взгляд, укрепляет и упрочняет отношения в семье. Иногда это становится сдерживающим фактором. Подсознательно понимая, что если пытаться разделить бизнес, он будет утрачен, супруги могут сдержаться, не высказать каких-то претензий, не допустить конфликта, — считает президент клуба Андрей Игнатенко. — Часто пары взаимно дополняют друг друга. Наблюдается симбиоз: например, жена может компенсировать те качества, которых нет у мужа, и наоборот». Аналогичной точки зрения придерживается и Наталья Думанова: «Мужчина может резко и жестко дать отпор, когда это необходимо. А женщина обычно более дипломатична и может конструктивно решать конфликты, сглаживать трения».

Успех этих людей в делах основан на взаимопонимании в личной жизни. Однако нередко проблемы в семье обычно порождают проблемы в бизнесе, и наоборот. Стоит учесть и фактор психологической совместимости. Умение решать между собой бытовые проблемы вовсе не означает, что так же легко можно разобраться и с бизнес-вопросами. Поэтому Сергей Крахт не советует рассматривать подобный бизнес в долгосрочной перспективе: «Как говорили в старину, нужно вовремя родиться и вовремя умереть. Так и в своем деле. Если предприятие встало на ноги и начало приносить прибыль — нужно передать управленческие функции профессиональному менеджеру и заниматься лишь контролем. Если нет — не тащить этот тяжелый воз, который и везти тяжело и бросить жалко».

С другой стороны, семейный бизнес — это всегда любимое детище, от которого нелегко отказаться. «Был период, когда из-за изменений в законодательстве нам пришлось полностью менять схемы работы. Это было очень сложно. Ведь небольшое предприятие не располагает всеми ресурсами для маневров. Два года мы были на грани банкротства. Работали по восемнадцать часов в сутки. Но именно тогда нам всем и стало понятно, насколько важна поддержка семьи. Чужие люди не стали бы работать так напряженно и почти задаром. А мы выкарабкались», — рассказал Владимир Гуцол.

«Полностью отдаваясь своему делу, видишь результат, который хочешь увидеть. И неважно, оценили твою работу или нет — ведь в данном случае ты сам себе хозяин. А это предполагает и большую степень ответственности. Мне кажется, что уже сейчас я бы не смогла работать по-другому», — считает Наталья Думанова.

Однако, принимая решение об открытии семейного предприятия, необходимо взвесить все плюсы и минусы, а главное — обсудить и даже зафиксировать на бумаге степень ответственности, предполагаемые обязанности и степень участия в бизнесе каждого из членов семьи. Такой подход, даже если, на первый взгляд, он может показаться излишне рациональным и прагматичным, позволит избежать неоправданных ожиданий и разочарований.

РЕЗЮМЕ

По статистике, лишь 5% семейных компаний продолжают улучшать финансовые показатели при третьем поколении владельцев. Однако, именно эти успешные предприятия отличаются тем, что умело выстроили систему «сдержек и противовесов», регламентирующих взаимоотношения родственников при управлении бизнесом.

В основе успешного семейного бизнеса должен лежать принцип меритократии (букв. — «власть достойных»), предполагающий, что независимо от родственных связей и личных симпатий, никто не может получить должность в компании, не имея достаточной квалификации.

Большой проблемой семейных предприятий нередко становится отсутствие здорового прагматизма. Излишняя сентиментальность может помешать развивать новые виды деятельности, использовать новые технологии или даже отказаться от первоначального бизнеса, ставшего убыточным.

Читайте також

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 листопад, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 листопад, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 листопад, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 жовтень, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 вересень, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


Часто шукають

↑ Вгору