UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Навчання, розвиток, підвищення кваліфікації
  4. Статті від тренерів
  5. Должностные функции как инструмент реализации стратегии фирмы

Должностные функции как инструмент реализации стратегии фирмы

28.08.2007 232
 Должностные функции как инструмент реализации стратегии фирмы

Должностные функции как инструмент реализации стратегии фирмы

28.08.2007     232
Проблема, о которой мы будем говорить, есть в каждой организации и будет существовать всегда. И чем крупнее организация, тем острее эта проблема. Более того, решить ее полностью не представляется возможным. Можно говорить только о снятии ее остроты. Суть проблемы в рассеивании корпоративной целей (стратегии) при переводе их в виде подцелей в нижестоящие подразделения. Любая стратегия мало что стоит, если мы не смогли провести ее через всю оргструктуру компании. Если Вы руководитель организации, то наверняка имеете выверенную, я бы сказал, выстраданную, стратегию (корпоративные цели). Но попробуйте попросить руководителей структурных подразделений написать долгосрочные цели деятельности их команд. Рискну предположить, что, анализируя полученные результаты, Вы придете к неутешительному выводу - совокупность целей подразделений будет не равна Вашей корпоративной цели. А ведь это только трансформация целей на верхнем уровне управления. Что же произойдет с Вашей корпоративной целью в низовых подразделениях? Все закономерно. Полученные в подразделении цели-задания преломляются через личные и групповые интересы их исполнителей и превращаются в цели-ориентации. Подразделение (работник) начинает считать свою подцель главной и смотрит на нее в отрыве от целей других подразделений по горизонтали и Вашей корпоративной цели. Пример: Начальник отдела продаж, считая своей задачей увеличение объема продаж, выводит продавцам долгосрочный приоритет – расширение клиентской сети. В это же время руководитель службы персонала организовал хороший тренинг-семинар с продавцами по повышению качества обслуживания имеющихся клиентов. Чтобы закрепить полученные знания, он вводит в систему стимулирования бонусацию продавцов за количество повторных обращений и расширение ассортимента продукции, приобретаемой имеющимися клиентами. Что делать продавцам: выполнять приоритетные задачи прямого начальника путем целенаправленного поиска новых клиентов или зарабатывать бонусы, повышая качество обслуживания клиентов имеющихся? Таким образом, возникает рассеивание целей, рассогласование целей и действий – явление неизбежное и опасное, несущее непосредственную угрозу управляемости организации. Отсюда вопрос: каким образом подтянуть, согласовать цели подразделений с общефирменной целью? Одним из способов решения такой задачи может стать работа по прописанию особым образом системы должностных функций. (Более детально с внедрением продуктного подхода к выработке функций мы ознакомились в Школе консультантов по управлению А.И.Пригожина в Москве). В большинстве компаний, с которыми мне приходилось работать, должностные инструкции (функциональные обязанности) даже при их наличии не становились необходимым управленческим инструментом. В лучшем случае, в них видят средство защиты от проверяющих органов либо инструмент администрации в ходе решения трудовых конфликтов. Да еще принимают как вынужденную необходимость при сертификации по стандартам ISO. В традиционном подходе функции прописываются как перечень действий. Такой подход имеет, как минимум, два недостатка. Во-первых, все действия, которые должен совершать (выполнять) владелец данной функции, выписать сложно, всегда найдется, что добавить. Во-вторых, получается, что Вы, как руководитель, платите владельцу функции за действия. А хотелось бы - за результат. Продуктный подход предполагает определять функции через продукты, которые эти действия порождают. Тогда в подразделения Вы будете заказывать продукты, необходимые для достижения корпоративных целей. В этом случае под целью мы понимаем планируемый результат. На фирме объявляется общеорганизационный рынок. На рынке все должностные лица становятся друг для друга внутренними клиентами и поставщиками вполне конкретных продуктов (функций). Если какой-то продукт (функция) должностного лица не имеет своего клиента, значит - она просто не нужна. Если внутренний клиент не удовлетворен параметрами или качеством поставленного продукта, значит, поставщик обязан срочно его переделать, исходя из потребностей внутреннего клиента. В противном случае продукт не будет оплачен и, наверное, будут предприняты шаги по замене поставщика. Пример: Владелец функции – зам. директора снабжения - продает своему клиенту - директору производственного предприятия - «регулярную работу по анализу рынка производителей комплектующих, изучение альтернативных возможностей по их транспортировке, с целью снижения себестоимости». Клиент в ответ: «Регулярную работу по анализу я не покупаю. А вот конкурентное преимущество в виде системы бесперебойной поставки комплектующих необходимого качества по самой оптимальной на этом рынке цене - куплю с удовольствием». Основным носителем корпоративных целей был и остается руководитель. Формулируя в таком виде «функция сверху вниз», мы каскадируем перевод общефирменной цели на заместителей и через них на нижестоящие подразделения и конкретных сотрудников. При этом достигается максимальное сближение, состыковка целей и действий работников и подразделений с целями организации и руководителей. Кроме того, функции становятся контролируемыми, а их исполнение проверяемым. Сформированные этим методом служебные функции могут лечь в основу положений об отделах, должностных инструкций, контрактов с работниками. Практика показала целесообразность «портновского» подхода при прописании должностных функций. Это означает необходимость учитывать при определении параметров заказываемого продукта не только занимаемую должность, но и личностные особенности конкретного носителя этой функции. Максимальная подгонка функции под работника усиливает мотивацию и возможность использовать весь его потенциал. Иногда роль работника в общефирменной команде гораздо больше его общепринятых должностных функций. В этом случае, видимо, можно сформулировать его функции расширительно, так как зачастую роль важнее должности. Исходя из этого, хочу разочаровать сторонников стабильных стандартов, раз и навсегда отработанных процедур. Функции в редких случаях могут быть постоянными длительное время. Они содержательно изменяются по мере изменения целей, приоритетов, личностей их носителей. Если мы успешно справились с формулированием должностных функций работников с использованием продуктного «портновского» подхода, тогда появляется возможность на их основе создать процедуру мотивирующей оценки работников. Для этого нужно из продуктов-функций вывести приоритетные продукты-задачи (привязанные к конкретному временному периоду или условию) и определить критерии и шкалу их оценки. Такого рода оценка может проводиться раз в полгода (в квартал). На ее основе можно вводить категоризацию работников, к ней привязывать другие элементы материального стимулирования и мотивации специалистов. Определенная сложность этого подхода с лихвой компенсируется результатом: - максимально возможное сближение целей и действий работников с корпоративными целями компании; - максимально возможное использование индивидуального потенциала работника в достижении целей; - функция становится инструментом контроля; - функция становится инструментом оценки; - к функции привязывается система стимулирования и мотивации работника. Игорь Сокуренко, Тренинговый центр "Бизнес Сервис"

Читайте також

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 листопад, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 жовтень, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 вересень, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.

  • Як полегшити вихід на роботу після відпустки? 8 вересень, 2024

    Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».

  • Піднімайся і йди30 серпень, 2024

    Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?


Часто шукають

↑ Вгору