Господь
Бог подарил жизнь этому миру, финикийцы свели этот мир с ума, выдумав деньги, Эйнштейн
поселил в мире страх, создав атомную бомбу, а Британия добила остатки «свободы
духа», придумав такое спорное и привычное сегодня нам понятие, как «кодекс
одежды».
Дресс-код. Пожалуй, не найдется ни одного человека, который, хотя бы единожды в
жизни, не столкнулся с этим требованием в тех или иных жизненных ситуациях. Не
знаю, как вы, но лично для меня, момент дресс-кода, особенно корпоративного, до
сих пор остается вопросом спорным и не до конца проясненным. Давайте попробуем
разобраться: помогает это требование нам в работе или нет, и вообще нужен ли
дресс-код человечеству?
Ну, с одной стороны, наверно трудно представить себе человека, посетившего,
скажем оперный театр в шортах и шлепанцах. Как принято говорить – «обстановка обязывает»
одеть на себя, что-то более соответствующе. Но, что? И, главное зачем? Ведь
удовольствие от просмотра спектакля, оперы и т.д. от наличия на вас фрака,
прибавиться не должно. С другой же стороны, подобный «выход в свет» явление для
каждого не повседневное и, наверно, будет уместно этот факт подчеркнуть, хотя
бы для себя, другой, опять же не повседневной, одеждой. Согласен, возможно, это
дилемма, но проверить так это или нет, сможет каждый для себя лично, при
условии, что вас пустят в театр в шортах, конечно.
Хорошо, вопрос одежды для досуга – дело личное. Но как быть с работой, где
компании до сих пор через одну требуют наличие либо отсутствие на сотрудниках
тех или иных видов одежды?
Обратимся к истории. Когда-то, Александр Македонский отметил, что «одетые
одинаково воины, не только чувствуют себя уверенней в бою, но и сражаются лучше»!
Сегодня, многие компании используют те же постулаты, отправляя своих «офисных
воинов» на поля коммерческих битв, заставляя их выглядеть определенным образом,
делая похожими друг на друга не только одеждой, но и внешним видом, в целом, и
манерой поведения, в том числе. Надо
признать, что это не просто узурпаторские желания руководства, компании имеют
на это довольно веские причины. Во-первых, идея общего внешнего вида не «взята
с потолка». Когда-то, американскими учеными-психологами был проведен следующий
эксперимент. Двум группам людей предложили пройти идентичные тесты на
внимательность и память. При этом, одну группу одели в белые халаты, а второй
разрешили участвовать в тестах в повседневной, личной одежде. Когда результаты
сверили, оказалось, что лучшие показатели дала группа, одетая в одинаковые «медицинские»
халаты!
Парадокс? Отнюдь - просто особенность человеческой психологии. Если для кого-то
это будет открытием, то знайте – значение того, что на нас одето для человека в
современном мире просто колоссальное. Надевая сегодня на себя ту или иную
одежду, мы, вместе с ней, одеваем и определенный образ. Даже роль, если хотите.
И процесс этот происходит с нами на подсознательном уровне. Вспомним оперетту,
описанную выше. Подавляющее большинство людей, придя в подобную обстановку,
например, в тех же шортах, будут чувствовать себя «не в своей тарелке» на фоне
остальных посетителей, одетых торжественно и изысканно. Но и это еще не все.
Что касается рабочих моментов, то здесь, определенная «уравниловка» играет положительную
роль. Сотрудники не отвлекаются на рассматривание одежды коллег и сравнение их
внешнего вида со своим собственным, соответственно, те, кто «проигрывает» эту «борьбу»
испытывают меньше дискомфорта и могут
целиком сконцентрироваться на работе.
Для женщины, особенно, семейной, вообще крайне важно периодически «выходить из
образа «домохозяйки», меняя повседневную одежду на что-то более строгое и
солидное. Однако, здесь компания следит, чтобы дамы не переигрывали и не
приходили на работу в образах «роковых искусительниц», лишая возможности пол
сильный вообще сосредотачиваться на поставленных производственных задачах. Если
взять фирмы, занимающиеся общепризнанным «серьезным» бизнесом, например, инвестициями
или банковскими услугами, то здесь, одетый в строгий, деловой костюм сотрудник,
безусловно, выигрывает. У клиента больше
доверия к такому работнику, он видит в подобной одежде надежность и серьезность
данной компании. В таком случае, потенциальный клиент пойдет на контакт гораздо
быстрее, чем, если бы его встретил «свой
парень» в рваных джинсах и растоптанных кроссовках. Да и сам сотрудник, надев на себя солидный
костюм, чувствует большую уверенность на переговорах, отождествляя себя с
дорогим и солидным имиджем своей фирмы. Его поведение естественно, что, в свою
очередь, не может е сказаться на положительном результате как для компании, так
и для работника, этого результата добившегося.
Есть, конечно, и другая сторона этого аспекта. К сожалению, еще до сих пор
многие компании, «переигрывают» с корпоративным стилем, обряжая в строгие
одежды поголовно всех своих работников. Здесь не разбираются, кто и чем
занимается, заставляя системных администраторов тянуть провода коммуникаций в
офисах, проползая под столами в костюме, а копирайтеров «творить», постоянно
теребя, душащий многих галстук. Но, это лишь эпизоды. Современное общество в
целом, давно начало идти по пути все большего упрощения привычных образов и внешнего
вида. Все больше известных политиков стремятся показаться перед народом в «демократичных»
джинсах и спортивных куртках. За ними не отстают и мировые коммерческие структуры.
Японцы, например, исходя из чисто экономических интересов, практически
повсеместно отказались от делового дресс-кода в жаркое время года. Выяснилось,
что компаниям выгоднее разрешить сотрудникам одеваться легче и «свободнее» в
жару, чем оплачивать чрезмерную работу кондиционеров в офисах! Во всем мире,
компании, все чаще градируют тип работы своих работников, разделяя их на чисто
офисных членов команды, «спрятанных» внутри компании и тех, кто обязан
презентовать ее услуги «в миру». Здесь, конечно, большие вольности в одежде
получают именно эти добровольные «затворники», не покидающие пределы своих
кабинетов и офисов в течение всего рабочего дня. Ведь логично, что знания
человека никоим образом не уменьшаться, если он будет выполнять свою работу в
той одежде, в которой чувствует себя комфортно.
Времена обязательного обезличивания масс народа, к счастью, давно в прошлом. Тенденция
изживания себя офисным дресс-кодом налицо – главное правильно определить рамки
подобных вольностей. Сегодня каждый может найти работу себе по вкусу, по
крайней мере, в отношении политики обязательного дресс-кода. Главное
помнить,
что в «чужой монастырь» со
своими правилами не лезут и прикидывать уже для себя приоритеты тех или иных
моментов требований компании к внешнему виду сотрудников. Решите сами, что
важнее и ближе для вас– возможность зарабатывать или свобода проявлять свою
индивидуальность. Конечно, некоторым везет найти и то, и другое;)
Остается процитировать классиков старых комедийных фильмов и произнести тост за
то, «чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями» во всем. Будьте собой
и будьте успешными!