Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Новости Украины и мира
  4. Статьи

«И не то, чтобы «да», и не то, чтобы «нет»

12 мая 2008 611

«Да» — безусловно, позитивное и приятное слово. Как особам положительным, нам кажется вполне уместным использовать именно его. Но не забывайте, пытаясь угодить всем и вся, мы рискуем потерять контроль над временем. Что делать? Для начала — выяснить причины, по которым чаще всего взваливаем на себя дополнительные обязательства, которые, в итоге, бывает так сложно реализовать.  

Причины «да»

Есть несколько оснований, побуждающих нас говорить «да». 

·      Страх или чувство неловкости из уважения отказать в просьбе руководителю или родственнику.

·      Нежелание разрушить с большим трудом созданный положительный образ отрицательным словом «нет».

·      Боязнь потерять любовь к себе после отказа в просьбе.

·      Страх бездействия побуждает хвататься за любую просьбу или поручение.

·      Отсутствие достаточно весомых аргументов для мотивации своего отказа.

·      Незнание мотивов корректного отказа.

Безусловно, эти страхи и боязни влекут за собой последствия, которые напрямую могут сказаться на вашем авторитете или имидже.

Последствия «да» 

Если никому не отказываете, вероятно, ставите приоритеты окружающих выше собственных.

Будете стараться как можно быстрее закончить свою работу и переключиться на дела других. (Не исключено, что со временем начнете пренебрегать своими обязанностями или будете выполнять их по остаточному принципу).

Начнете брать все больше и больше проектов. Игнорировать важные для вас дела, чтобы успеть закончить чужие. Уровень стресса достигнет невероятных высот: перестанете регулярно питаться и выполнять физические упражнения, а это непременно скажется на ухудшении здоровья. Ваши близкие, наверняка, почувствуют себя забытыми. 

Подумайте, стоит ли такая жертва ради чужих столь непоправимых для вас последствий? Ведь вы никому ничего не должны. Осознание того, что можно научиться говорить «нет» и при этом оставаться на хорошем счету, значительно сэкономит ваше время, здоровье и деньги.

Как сказать «нет» 

Прежде всего, вы должны понять, «нет» не всегда имеет негативные последствия. Хотя само слово и имеет отрицательное значение, это не значит, что оно придает отрицательный оттенок при каждом его употреблении. Выбросьте из головы мысль о том, что к вам будут испытывать неприязнь в случае отказа. На самом деле способность говорить «нет» и защищать свои приоритеты должна внушать уважение. Часто бывает трудно отказать, потому что не представляется возможности привести достаточно весомые аргументы в свое оправдание. Запомните, вы не нуждаетесь в оправдании. Вы не должны защищаться и объясняться (конечно, если рассерженный начальник или вторая половина не настаивают на объяснениях). Если вы вежливо отказываетесь, не оставляйте поводов для дальнейшей беседы. Придумывание оправданий только затягивает разговор и дает возможность оппоненту выдвигать предположения относительно того, как обойти ваше оправдание. Скажите «нет» и отправляйтесь дальше. 

Если привычка принимать предложения доведена до автоматизма, и вы ничего не можете с этим поделать, снизьте темп жизни. Получив предложение, переведите дыхание, подумайте минутку, прежде чем что-то сказать. Это даст вам время поразмыслить, как принимаемое вами решение скажется на вашей жизни. Кроме того, получите дополнительный бонус: создадите впечатление, что сделанное предложение важно и достойно обдумывания.

Даже если не можете представить, что скажете «нет» (считая это невежливым), не сдавайтесь. Имейте в виду, некорректно браться за работу, которую не можете завершить или которую сделаете, но некачественно. Можете смягчить отказ, порекомендовав кого-то для выполнения работы или предложив более легкий способ решения проблемы. Давая советы, вы тем самым показываете свою заинтересованность и сожаление, что не можете сами взяться за дело. Можете даже решить, что примете участие в проекте, если это не будет противоречить вашим планам. Однако, не уступайте чувству вины и оставайтесь сосредоточенными.

Запомните, сказав «нет», оставайтесь тверды в своем решении. Не пытайтесь отложить проблему на потом, обнадеживая тем самым кого-то. Не кивайте в знак согласия и не смущайтесь, думая, что собеседник сожалеет, что обратился к вам с просьбой. Не начинайте оправдываться, прежде чем принять решение. Не забывайте о своих приоритетах. Научившись говорить «нет» другим, вы, возможно, научитесь говорить «да» своей жизни.

Контрапункт: 

Если вам трудно сказать «нет» в ответ на просьбу, подумайте о ней как о возможности сказать «да». Отвечая «нет» на одну просьбу, сможете сказать «да» в ответ на другую. 

Отказываем без ужасного слова «нет» 

·        Простите, но я сейчас не могу.

·        Спасибо, что обратились, но я, к сожалению, не могу вам помочь.

·        Мне кажется, что вам лучше обратиться за помощью к кому-нибудь другому.

·        Как-нибудь в другой раз.

·        Возможно, потом (эта и предыдущая позиция подразумевают, что через некоторое время вам придется вернуться к решению вопроса).

Ирина ПРОГОНЮК

Читайте также
  • Почему на работе не может быть друзей?22 Март, 2017

    Практически в любом трудовом коллективе найти единомышленников можно. Достаточно обладать дружелюбием в общении и сговорчивостью, чтобы найти приятелей на работе. Такие люди могут стать и друзьями для вас. Психологи утверждают, что следует четко разделять грань между работой и личными отношениями с людьми, потому что это может стать для вас преградой или неудачей в отношениях.

  • Сегодня - всемирный день таксиста22 Март, 2017

    Эта традиция берет свое начало в далеком 1907 году.

  • Украина отменяет трудовые книжки22 Март, 2017

    Это новшество войдет в нашу жизнь уже в конце текущего года, постепенно заменяя бумажные трудовые книжки.

  • Сегодня мир чествует поэтов и деятелей кукольных театров!21 Март, 2017

    21 марта - Международный день кукольника и Всемирный день поэзии.

  • Утрата доверия лидеру20 Март, 2017

    В любой компании или организации имеется лидер. Лидер – человек, который обладает авторитетом на рабочем месте у сотрудников. Такой человек не обязательно должен быть начальником или руководителем. Лидером может быть даже обычный служащий, который обладая теми или иными качествами и особенностями своего характера, завоевывает внимание и авторитет окружающих.

↑ Наверх