С каждым годом в Украине на практике становятся все более и более популярны менеджерские должности. Различные категории менеджеров широко представлены и в Национальном классификаторе Украины ДК 003:2010 «Классификатор профессий» (далее - КП). В тоже время далеко не все названия должностейменеджеров, используемые на практике, предусмотренные в КП, а часть менеджерских должностей, обозначенных в КП, применяются на практике неправильно. Каким же образом определить, соответствует ли определенная должность менеджерского направления нормам КП и на какое название ее необходимо заменить в случае несоответствия этим нормам?
Определение понятия «менеджер»
Термин «менеджер» происходит от английского слова (существительного) «manager», которое, в свою очередь, образовано от глагола «to manage» («управлять», «руководить», «заведовать» и др.). Соответственно существительное «manager» может переводиться как собственно «менеджер» (заимствованный иноязычный термин), так и как «управляющий», «управленец», «руководитель», «управляющий», «заведующий» и др. (традиционные для украинского языка термины).
На данный момент существуют разнообразные научные теории относительно процессов управления. Одни ученые рассматривают понятие «управление» (например, организациями, людьми) и «менеджмент» как синонимы. Иные полагают, что это разные понятия, так как цели в управлении и менеджменте разные. К тому же для процессов управления и менеджмента характерны различные методы и средства. Например, для управления более характерны так называемые командно-административные методы, а для менеджмента - рыночные. Для различения этих понятий даже специально создали глагол (калька с английского языка), который отсутствует в официальном украинском языке, - «менеджовать» (в противоположность «управлять»).
Целью менеджмента, как правило, является повышение эффективности деятельности какой-то организационной единицы (предприятия, учреждения, организации, структурного подразделения и т.д.), а для коммерческих структур - также максимизация получаемой ею прибыли.
Исходя из вышесказанного, менеджером логично называть такого работника, который не просто выполняет определенные операции (технологические, производственные и др.), а именно управляет (руководит «менеджует») этими операциями, обычно через управление определенными исполнителями отдельных специализированных операций с применением специальных средств или методов. При этом менеджер обязательно должен выполнять определенные операции лучше, чем более специализированные исполнители таких операций, которыми он руководит. Вместе с тем в результате деятельности именно менеджера и выполнения им специфических менеджерских функций должна повышаться общая эффективность деятельности группы отдельных исполнителей, которая под его руководством превращается в единую слаженную команду.
Пример. Группа из 5 работников, которые работают самостоятельно без непосредственного руководителя, производит за один рабочий день 10 изделий. Если эту группу выделят в определенное структурное подразделение, для которого дополнительно назначат руководителя, и при этом она все равно будет производить 10 изделий в день, то ее руководителя нельзя назвать менеджером, поскольку эффективность деятельности группы не увеличилась, а фактически уменьшилась (ранее 5 человек изготовляли за день 10 изделий, а теперь те же 10 изделий фактически производит 6 человек).
Нельзя назвать менеджером и руководителя группы, избранного из состава 5 работников этой группы, если производительность группы после его избрания так и останется неизменной - 10 изделий в день. Если же руководителю группы будет предоставлены определенные дополнительные полномочия по управлению работой других 4 работников и он вместо непосредственных производственных функций или одновременно с ними будет грамотно выполнять специфические управленческие функции, в результате чего производительность этой группы вырастет, например, до 15-20 изделий в день, то его можно назвать менеджером.
Такой подход можно применять и к работникам других видов деятельности, в частности сферы обслуживания, торговли, образования и т.д. При этом руководителя определенной группы работников можно назвать менеджером, если эта группа под его руководством сможет обслужить большее количество клиентов, продать товаров на большую сумму или обеспечить более глубокое усвоение определенных знаний.
Обычно менеджер в комплексе выполняет целый ряд функций, которые другие работники почти не выполняют или выполняют лишь некоторые из них. В частности, к таким функциям относится:
- планирование (определение целей предприятия или структурного подразделения, а также задач, которые нужно решить для достижения этих целей, и сроков их выполнения);
- организационная (систематизация работы подчиненных работников, распределение между ними соответствующих обязанностей, определение приоритетности одних задач над другими);
- распорядительная (организация процесса доведения своих решений до подчиненных работников);
- мотивационная (создание условий, побуждающих работников качественно выполнять свои обязанности);
- контроль (мониторинг течения определенного рабочего процесса, контроль за своевременным и качественным выполнением подчиненными работниками своих обязанностей, корректировка их действий в случае допущения ими определенных ошибок).
Пример. В различных разделах КП содержится несколько профессиональных названий работ, непосредственно связанных со сбытом (продажей) определенных товаров: «Менеджер (управляющий) по сбыту» (код КП 1475.4), «Организатор по сбыту» (код КП 3419), «Продавец-консультант »(код КП 5220). При этом объем полномочий работников, занимающих такие должности, набор выполняемых ими функций (задач и обязанностей) и основные цели их деятельности различаются. Так, целью работы менеджера по сбыту (1-й раздел КП) является повышение эффективности деятельности определенной организационной единицы (предприятия или его структурного подразделения) по сбыту (продажи) достаточно широкой номенклатуры товаров этой организационной единицы. С этой целью он, как правило, выполняет все указанные выше менеджерские функции, а к его задачам, кроме непосредственной продажи определенных товаров, может принадлежать увеличение объемов продаж в будущем, обеспечение роста популярности торговой марки (бренда) предприятия среди потенциальных потребителей этого типа товаров, увеличение авторитета предприятия как лучшего производителя определенной продукции и т.п. Среди непосредственных задач и обязанностей менеджера по сбыту - руководство структурным подразделением по сбыту (продажи), разработка и обеспечение реализации планов по продаже товаров, установление связей с потребителями, торговыми предприятиями и посредниками, организация подготовки и подписания договоров по продаже товаров, анализ объемов продаж и поиск способов их увеличения.
Полномочия и функции организатора по сбыту (3-й раздел КП) будут в определенной степени меньше, чем у менеджера по сбыту, хотя некоторые из них могут и совпадать. Так, организатор по сбыту не относится к категории руководителей, и поэтому большинство функций по продаже товаров он преимущественно выполняет самостоятельно, а не через управление определенным структурным подразделением или отдельными работниками. Иногда организатор по сбыту также может контролировать работу определенных работников, но у него, как правило, отсутствуют достаточные ресурсы для мотивации труда таких работников или его распорядительные функции ограничены. Обычно он организует сбыт меньшей номенклатуры товаров, чем менеджер, или существуют определенные ограничения территории их сбыта, связей с определенными торговыми посредниками, взаимодействия с представителями других структурных подразделений предприятия.
Еще меньше полномочий и выполняемых функций у продавца-консультанта (5-й раздел КП). Он обычно не занимается планированием продаж, хотя в целом также пытается увеличить продажи определенных товаров, если имеются правильно разработанные менеджером средства мотивации. Продавец, как правило, не устанавливает связей с торговыми посредниками и значительно меньше взаимодействует с представителями других структурных подразделений. Его основная функция - непосредственное предложение определенного товара покупателю и консультирование его по основным характеристикам этого товара.
Описания профессиональных категорий менеджеров в различных профессионально-классификационных системах
Рассмотренные выше подходы к определению понятия «менеджер» как специфической профессиональной категории, связанной именно с управлением, нашли свое отражение в различных профессионально-классификационных системах. Так, в Международной стандартной классификации профессий 1988 года (International Standard Classification of Occupations 1988 - ISCO-88), на основе которой разработана КП, все профессиональные названия работ, в которых есть слово «manager», содержатся в Большой группе (разделе) 1 « Законодатели, старшие должностные лица и менеджеры (руководители) »(Legislators, senior officials and managers). Согласно описанию этого раздела к нему относятся различные профессии государственных руководителей, чиновников, законодателей и т.п. или профессии, среди основных задач работников которых - планирование, направление и координация политики и деятельности предприятий и организаций или структурных подразделений.
В новой версии ISCO 2008 Раздел 1 называется «Менеджеры (руководители)» (Managers). В начале описания этого раздела указано, что менеджеры (руководители) планируют, направляют, координируют и оценивают всестороннюю деятельность предприятий, правительственных структур и других организаций или организационных единиц, которые есть в их составе, а также формулируют и анализируют их политику, нормативные акты, правила и наставления.
Подобные подходы содержат и большинство национальных профессионально-классификационных систем зарубежных стран. Например, в описании Великой группы 1 «Менеджеры (руководители) и старшие должностные лица» Стандартной профессиональной классификации Великобритании 2000 года (Standard occupational classification - SOC) указано, что эта Большая группа охватывает такие профессии, основные задачи работников которых заключаются в направлении и координации функционирования организаций и бизнес-структур, в т.ч. внутренних структурных подразделений, часто с помощью подчиненных менеджеров и супервизоров.
Национальная профессионально-классификационная система Украины также построена на указанных подходах к классификации менеджерских профессий. Так, все профессиональные названия работ менеджерского направления содержатся в Разделе 1 «Законодатели, высшие государственные служащие, руководители, менеджеры (управляющие)» КП. В общем описании этого раздела указано, что он содержит профессии, связанные с:
- определением и формированием государственной политики, законодательным регулированием;
- высшим государственным управлением;
- правосудием и прокурорским надзором;
- руководством объединениями предприятий, предприятиями, учреждениями, организациями и подразделениями независимо от форм собственности и видов экономической деятельности.
Этот раздел относительно квалификации как признака классификации является смешанным по сравнению с другими разделами. Он охватывает широкий круг профессий, связанных с осуществлением разнообразных функций управления и руководства, которые в целом существенно различаются по своей сложности и ответственности.
Соответствующие положения по определению менеджеров именно как руководителей определенных подразделений и работников или как организаторов определенных работ (фактически предполагает и определенную степень руководства над исполнителями таких работ) могут быть отражены и в разделе «Характеристика работ» их квалификационных характеристик, содержащихся в соответствующих отраслевых выпусках Справочника квалификационных характеристик профессий работников, например:
- Менеджер (управляющий) по административной деятельности осуществляет руководство деятельностью административной службы предприятия, учреждения, организации и несет персональную ответственность перед руководством за выполнение возложенных на него обязанностей. Распределяет обязанности между структурными подразделениями службы или ее работниками, направляет, координирует и контролирует их работу.
- Менеджер (управляющий) по логистике координирует деятельность различных подразделений предприятия и других предприятий и организаций относительно обеспечения эффективного продвижения товаров и услуг в сферах производства и обращения, решает конфликтные ситуации, находит компромиссы для согласования интересов различных звеньев логистической системы с целью достижения общесистемных целей.
- Менеджер (управляющий) по рекламе осуществляет руководство, планирование и координацию работ по проведению рекламных кампаний. Руководит подчиненными работниками.
- Менеджер (управляющий) по внешнеэкономической деятельности организует работу по изучению цен на рынке и определению форм отношений (контрактная долгосрочная основа, одноразовая закупка др.) и готовит материалы для заключения контрактов с иностранными фирмами, организует регистрацию внешнеэкономических договоров (контрактов) в органах регистрации. Управляет подчиненным персоналом.
Пример. Довольно часто на практике штатные расписания структурных подразделений, связанных со сбытом (продажей), поставкой, рекламой, логистикой и т.п., имеют следующий вид: отдел возглавляет начальник соответствующего отдела (сбыта, рекламы, снабжения и т.д.), которому подчинены несколько соответствующих менеджеров (по сбыту, рекламе, снабжению и т.д.), которым непосредственно не подчиняются работники. В этом случае менеджеры фактически не соответствуют своей профессиональной категории руководителей, к которой они принадлежат согласно КП, поэтому целесообразно заменить названия менеджерских должностей в отделе на должности других профессиональных категорий (не руководителей) или предусмотреть для таких менеджеров наличие в штатном расписании подчиненных работников (таблица 1).
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».