А во-вторых, далеко не редкость, когда смена работы происходит в поисках лучшего... коллектива, начальства, условий работы (зарплата, конечно, тоже имеет значение, но обычно сотрудник готов смириться с не самой высокой заработной платой, но даже при высокой зарплате долго не будет работать под руководством некомпетентного начальника-тирана...). Что же делать? Для начала можно обрадоваться тому, что вас спросили об этом в открытую. О том, что бывает по-другому, рассказывает такая история:
Руководитель подмосковной сети супермаркетов лично проводит собеседование с каждым новым сотрудником. Перед тем как принять решение, он отправляет специального «разведчика» на прежнее место работы кандидата. Например, при выборе коменданта для рабочего общежития, «разведчик» ездит по общежитиям, в которых работали соискатели, и спрашивает у проживающих, охранников, гостей о работе такого-то сотрудника. И в такой ситуации соискатель, конечно, не застрахован ни от каких «сюрпризов». Один из таких сюрпризов — «разведчик» может волей случая задать вопрос тому, для кого всегда «все плохо, плохо, плохо»...
Итак, вы порадовались за то, что с вами играют в открытую. И, конечно, вы вправе отказать, ведь по закону о защите персональных данных все сведения о сотруднике распространяются только с его согласия и в письменном виде. Но и яснее ясного, что отказ не прибавит баллов для положительного решения о приеме на работу. Поэтому лучше телефон дать. Другой вопрос — чей? Продумайте ответ на этот вопрос заранее. Возможно, с непосредственным начальником у вас натянутые отношения, или о смене работы вы его еще не предупредили, или он в принципе не станет отвлекаться на подобные звонки и обругает все и вся. (И еще стоит помнить, что подобный вопрос может быть просто спланированным психологическим ходом — звонить работодатель никуда не будет, а просто хочет проверить вашу реакцию). Но наверняка остаются запасные «аэродромы» — до подложных начальников доходить, конечно, не стоит. Однако договориться о звонке можно, например, с сотрудником отдела кадров либо с менеджером более высокого, чем у вас, ранга. Ведь не может быть так, чтобы вы со всеми находились в оппозиции. Естественно, что при разговоре на тему рекомендации нужно быть тактичным и не нарушать законы психологии общения:
Начальник отдела кадров одного из московских государственных учреждений, к примеру, считает так: «Я работаю в отделе кадров уже 25 лет, и могу сказать, что если ко мне подойдет работник и стукнет кулаком по столу „Дай рекомендацию!“, я — не дам, а хорошую тем более. А если подойдет нормально, по-человечески попросит, даю и даю только хорошие рекомендации, каким бы работник не был на самом деле».
Если же подходить к вопросу рекомендации с идеалистической точки зрения, чтобы отзывы с прежнего места работы были хорошими, нужно, чтобы сам человек в первую очередь был хорошим. Потому что на работу берут не только ваш ум, но и ваш характер. Какой он у вас? Об этом во вторую очередь — после профессионализма, конечно, хочет знать новый работодатель:
Так, менеджер по подбору персонала одной частной преуспевающей (а потому расширяющейся и набирающей новые кадры) компании, рассуждая о профессионализме и личных качествах сотрудника, делает такой вывод: «Когда мы принимаем на работу, что мы ставим во главу угла? Профессионализм или человеческие качества? Наверное, все же 50% на 50% или хотя бы 60% на 40%, меньшее процентное соотношение не пригодно для плодотворной работы коллектива и организации в целом, как не стараются сейчас работодатели перенять американский стиль работы (на работе только о работе), но наш русский менталитет, русскую душу никуда не денешь („на работе“ мы и женимся, и разводимся, и детей рожаем, и дачи строим, и ремонты в квартире делаем и т.д.). Вывод: нужно стараться хорошо работать, т.е. быть или стать хорошим специалистом, а лучше профессионалом, ну и хорошее воспитание, даже я бы сказала характер (если родители не додали, воспитай себя сам). И, конечно же, нужна способность людей устанавливать деловые контакты, связи, отношения».
Получить хорошие рекомендации, несомненно, будет сложно, если вы решили уйти по-английски. А потому, как бы вам того не хотелось, для всех будет лучше, если перед увольнением по-прежнему добросовестно относиться к работе, подготовить к передаче дела и по возможности не планировать свой уход в период авралов, срочной работы, сдачи проекта. Другими словами, увольняясь, следует проявить все свое благородство и «смягчатся злые сердца».
А если нет, на вопрос кадровика дать телефончик начальника, всегда можно, сетуя на судьбу, сказать: «Вы знаете, мой начальник так расстроен, что я ухожу, что может наговорить совсем не то, что думает на самом деле (как вариант — вы знаете, мой бывший начальник это моя бывшая жена...). Давайте лучше я покажу вам свои проекты/оставлю отзывы своих клиентов/пройду проверку на детекторе лжи...»
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».