Американские исследователи Нэнси Ротбард из школы менеджмента Wharton и Стеффани Уилк из бизнес-школы Fisher при университете Огайо заинтересовались вопросом, как настрой влияет на производительность труда. Ротбард и Уилк исследовали поведение операторов call-центров страховых компаний на побережьях США. Выборка содержала 29 сотрудников из разных городов страны, в обязанности которых входило совершать не менее 64 телефонных звонков в день. В течение трех недель исследователи наблюдали за изменениями настроений сотрудников в зависимости от различных событий, а также за их результативностью. Эксперимент показал, что ничто так не влияет на результативность сотрудника на рабочем месте, как настрой, с которым он пришел на работу. Люди, начавшие рабочий день с огоньком, оставались в этом настроении в течение всего дня. Они уделяли больше времени клиентам и гораздо реже делали перерывы в работе. Люди не в настроении не только вступали в меньшее количество контактов, но и с гораздо меньшим вниманием относились к проблемам собеседников. “Нам удалось экспериментально показать, что от настроя на работу заметно зависит ее качество”, — пишут Ротбард и Уилк.
Не перебить
“У меня нет сомнений, что настрой сотрудника и команды напрямую влияет на результат”, — говорит Сергей Лысенков, директор компании “Евразия. Отели и курорты”. От внутренней установки на работу, конечно же, зависит очень многое, соглашается с ним Леонид Кроль, директор Института групповой и семейной психологии и психотерапии. Если настроение положительное, сбить его не сможет, пожалуй, ничто. Успешные люди заряжены позитивной энергией и умеют заражать ею всех вокруг, говорит Оксана Фещенко, старший консультант хедхантинговой компании Rosexpert.
Если же день с самого начала не задался, это действительно трудно исправить, говорит Анна Рогозянова, старший консультант консалтинговой компании “АксионБКГ” (образована в результате слияния компаний “Аксион” и “Бизнес консалтинг групп”). Перебить плохое настроение может неожиданная, но очень приятная новость — своего рода подарок судьбы: наконец прозвучал долгожданный звонок клиента, неожиданно разрешилась затруднительная ситуация. Такие сюрпризы дают возможность человеку почувствовать себя окрыленным.
Продолжительное время поддерживать настрой на одном уровне трудно, нужна амплитуда колебаний, сообщает гендиректор российского представительства трубной компании Pipelife Денис Макиенко. Неудачные дни неизбежны, может быть, даже необходимы, отмечает он. “Мой стиль — постоянные перемены”, — говорит Макиенко. Если его, например, начинает заедать рутина, он старается создать себе вызов, придумать какую-то трудновыполнимую задачу. “У каждого сознания есть горизонт, и, чтобы мне было интересно, я стараюсь за него выходить. Давай погонимся за мечтой, вдруг что-то получится”, — говорит Макиенко. И ничего страшного, если большая часть подобных идей так и останется только в планах.
Снежный ком
Если же день с самого начала не задался, некоторые опускают руки, говоря себе: “Сегодня не судьба”. А некоторые, наоборот, стараются собраться с силами и перебороть внешние обстоятельства. В такой ситуации важно разделять необходимость выполнить работу и настроение, говорит Рогозянова.
Ведь любая недоработка делает дополнительное психологическое напряжение. На следующий день этот груз будет портить настроение и, весьма вероятно, приведет к дополнительным недоработкам. И проблемы начнут расти как снежный ком. Поэтому нужно правильно расставлять приоритеты, отбрасывать все лишнее, доделывать все до конца и не забывать о психологических последствиях неудач, отмечает Рогозянова.
“Мне неоднократно приходилось видеть, как создается своеобразный замкнутый круг”, — говорит Кроль. Сотрудник, которому стало скучно на работе, гораздо острее реагирует на все недостатки своего положения. И чем больше недостатков он замечает, тем меньше нравится ему работа. И наоборот, возможна положительная обратная связь, если работа нравится, сотрудник менее склонен замечать связанные с ней лишения и недостатки.
Куда ушло очарование
“Когда мы устраиваемся на новую работу, почти всегда есть некоторый элемент очарования”, — отмечает Фещенко из Rosexpert. Он может перерасти в более серьезное, стабильное чувство, которому не страшны никакие невзгоды, а может напрочь исчезнуть. Если же увлеченность работой прошла, то надо быть честным с самим собой и искать новую работу, говорит Фещенко. Настрой на работу во многом зависит от личности непосредственного начальника, говорит Кроль из Института групповой и семейной психологии и психотерапии. Хорошие менеджеры умеют почувствовать, с каким настроем приходят на работу их подчиненные, и в случае необходимости стараются даже влиять на него. “Важно помнить: чем более неформальная атмосфера в коллективе, тем проще повлиять на настроение”, — считает Кроль.
Сделать так, чтобы сотрудникам хотелось каждый день приходить на работу, непросто, говорит Рогозянова из “АксионБКГ”. Дело здесь не в деньгах. Если в компании не используется такой инструмент управления, как нематериальная мотивация, человек не будет работать с полной отдачей, даже если при этом ему очень хорошо платят. Секрет поддержания настроя в коллективе и прост, и сложен одновременно, сообщает Лысенков из компании “Евразия. Отели и курорты”. Нужно поддерживать нормальное живое общение между сотрудниками. В этом случае изменение отношения к работе сразу становится видно. И если сотрудник заскучал, с ним можно вовремя поговорить, поддержать морально или предложить немного иной круг задач, отмечает Лысенков.
Чтобы сотрудники не теряли интереса, им нужно ставить цели, которые понятны, объективны и реальны. По словам Лысенкова, иногда вдохнуть жизнь в работу помогает выбор общего врага, лучше всего — конкурента. А поиски врагов внутри коллектива способны привести лишь к дестабилизации ситуации, добавляет он.
Иногда для поддержания правильного настроя достаточно просто сказать “спасибо” сотруднику, отлично выполнившему свою работу, не откладывать благодарность на потом. “Вовремя сказанное доброе слово руководителя вполне может оказаться намного весомее, чем любые материальные поощрения”, — говорит Рогозянова из “АксионБКГ”.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.