МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ
По данным Министерства охраны здоровья, сегодня в Украине 19 государственных высших учебных заведений готовят медперсонал. Ежегодно отечественный рынок труда пополняется четырехтысячной армией медицинских работников и фармацевтов. Между тем трудоустроиться по специальности может не каждый. Причин тому несколько: в государственных медучреждениях свободные позиции расписаны на десятки лет вперед, а в частных структурах требуются опытные специалисты. «В крупные медучреждения в городах-миллионниках молодому специалисту не пробиться. Никто не хочет покидать насиженные места. К тому же у врачей есть дети, которых тоже нужно трудоустроить», – говорит Андрей Анучин, директор агентства «Фарма-персонал».
В результате, медики, отдавшие 7–8 лет науке, вынуждены искать новое место под солнцем.
ПУТИ ОТСТУПЛЕНИЯ
Эксперты утверждают, что до сегодня в стране наблюдалась усиленная тенденция оттока кадров из медицины в фармацевтическую отрасль. «К медицинским специалистам еще «приглядываются» фирмы-производители, распространители лекарственных препаратов и медоборудования. Эти кандидаты квалифицированно и доступно представляют информацию о товарах работодателя, им проще подобрать аргументацию и обоснование для применения тех или иных единиц продукции», – говорит Валерия Чернецова, ведущий аналитик исследовательского центра портала SuperJob.ru. Еще несколько лет назад фармация привлекала высококвалифицированных специалистов своей прибыльностью и возможностью карьерного роста. К примеру, Андрей Давыденко, начальник отдела маркетинга представительства компании American Norton Corporation, свою карьеру начинал в медицине. Однако десять лет назад решил уйти в фарм-бизнес. По его словам, тогда молодой врач, закончивший мединститут, мог рассчитывать на оклад в размере $60, а медицинский представитель иностранной компании в сфере фармации мог зарабатывать до $300. «Возможности фармацевтического рынка 10 лет назад были более выгодными, и это способствовало оттоку медработников в фармацевтическую отрасль», – комментирует он.
КАЖДОМУ СВОЕ
Сегодня ситуация в фармацевтической отрасли немного изменилась. Во-первых, официальная заработная плата в медицинской сфере выросла, а, во-вторых, благосостояние населения улучшилось. Что косвенно отразилось и на благосостоянии докторов.
По мнению экспертов, на фармацевтическом рынке уже заметны стагнационные процессы. Так, по данным компаний, проводящих аудит фармацевтического рынка, сегодня наблюдается его насыщение в натуральном выражении. Рост в денежном выражении сохраняется, что в большей мере обусловлено инфляционными процессами в стране. «Снижение роста заставит игроков рынка обратить внимание на уменьшение издержек, что, в свою очередь, приведет к снижению роста заработных плат в отрасли», – считает г-н Давыденко.
СТРАНА БЕЗ ДОКТОРОВ
По мнению аналитиков, в ближайшие три года Украина ощутит жесточайший кадровый голод в сфере медицинского обслуживания. По словам Андрея Анучина, уже сегодня в стране наблюдается острый дефицит врачей в государственных медучреждениях.
Валерия Черенцова утверждает, что наибольшим спросом на отечественном рынке труда пользуются врачи-стоматологи, неврологи, офтальмологи, гинекологи, онкологи, дерматологи, семейные врачи, акушеры, врачи-эксперты, медсестры и другой обслуживающий персонал. «Это самые распространенные запросы от работодателей – государственных и коммерческих медицинских учреждений. Большим спросом пользуются специалисты среднего медицинского персонала», – говорит эксперт.
Не менее сложная ситуация с кадрами вырисовывается и в фармации. По словам Андрея Давыденко, раньше найти сотрудников в фармацевтические структуры из числа докторов было намного проще. Сегодня же квалифицированные медики находят себя в медицине, имея практически тот же уровень заработной платы, что и в фармацевтических структурах. К тому же существует некий моральный аспект в выборе работы. «Проучившись 7–8 лет в медицинском вузе, даже в лучшие годы не каждый врач мог себя переломать и уйти в фармацевтику, по сути, в торговлю. Сейчас, на фоне нивелирования разницы в оплате труда, этот фактор становиться более значимым», – говорит г-н Давыденко.
По прогнозам аналитиков, в ближайшие три года квалифицированные медики из государственных структур будут переходить в частные, а сфера фармации найдет своих «героев». «Пока в Украине врач зарабатывает меньше, чем фармацевтический специалист или менеджер по продажам, противоестественный процесс перетекания медкадров в фарм-бизнес будет продолжаться», – считает г-н Анучин.
Прямая речь
Андрей Анучин, директор агентства «Фарма Персонал»
Сегодня на рынке медицинских услуг востребованы как квалифицированные врачи, так и медсестры, администраторы и младший медперсонал. Однако воспользоваться услугами рекрутинговых агентств сегодня могут позволить себе только фармацевтические компании. Медицинский бизнес к этому еще не готов – руководители медучреждений не хотят платить деньги за подбор персонала внешними компаниями. Там все по старинке: стоит дать боевой клич знакомым, разместить пару объявлений в прессе или в Интернете, и к ним обращается достаточное количество специалистов. Однако через три года делать это будет все сложнее, а хороших врачей будет все меньше. И затронет это как государственную, так и частную медицину.
Валерия Чернецова, ведущий аналитик исследовательского центра портала SuperJob.ru
В последнее время прослеживается довольно заметная тенденция – к медицинским специалистам «приглядываются» фирмы-производители и распространители лекарственных препаратов, медицинских инструментов и оборудования. Они привлекают к себе на работу бывших медиков в качестве медицинских и торговых представителей, так как эти кандидаты квалифицированно и доступно представляют информацию о товарах работодателя, им проще обосновать применение тех или иных единиц продукции. На эти позиции, как правило, рассматриваются кандидаты в возрасте от 25 до 40 лет, имеющие обязательно высшее медицинское или фармацевтическое образование.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.