Как не стать жертвой моббинга?
Это явление известно уже давно, но как отдельная психологическая проблема оно было выделено только в 70-80 года 20 века и получило название моббинг (от англ. mobbing - притеснять, грубить, нападать).
Тотальность моббинга поражает. Его жертвой может стать каждый, и, наверное, нет такой компании, где не нашлось хотя бы одного признака этой болезни. Какие можно выделить способы негативного воздействия на человека в офисе?
Моральное преследование. Является самым популярным. Это исключение сотрудника из активной жизни компании, что достигается перекрыванием каналов коммуникации: не сообщают важной информации или сообщают ее слишком поздно, не зовут на ответственные совещания, и т.п. Это изолирование человека от неформальных личных контактов: не здороваются, не приглашают на вечеринки, не делятся личными новостями. Это распространение негативной информации и сплетен. Крики и оскорбления являются вершиной морального преследования.
Игнорирование успехов. Распространено в отношениях работник-руководитель. "Неугодному" сотруднику не повышают зарплату, "забывают" о премиях, не посылают на обучение, не говоря уже об отсутствии элементарной похвалы. Интересен тот факт, что подобная травля со стороны начальства часто активно поддерживается рядовыми коллегами, вносящими в "черное" дело свою лепту. Почему? Да потому, что люди элементарно боятся открыто сочувствовать, дабы не стать очередной жертвой.
Физические действия. Кнопки на стуле, подпиленные ножки, пурген в чае - это скорее экзотика и школярство. А вот перекладывание бумаг на рабочем столе, выведение из строя аппаратуры, удаление ценных файлов имеют место быть.
Физическое насилие. Подобный способ возможен, когда конфликт между сотрудниками обостряется до крайности. В результате возникают самые настоящие драки.
С какой целью люди начинают портить жизнь своим подчиненным или коллегам?
Выгода налицо. Во-первых, это прекрасная возможность расправиться с неугодными и выжить их из компании, не прибегая к сложным административным процедурам. Редко кто способен выдерживать придирки и нападки длительное время. Во-вторых, запугав человека, на него можно переложить часть своей работы. Например, на новеньких часто сваливают всю неинтересную работу. А чтобы его принудить, нужно слегка надавить. И, наконец, моббинг - хороший способ отстоять привилегии, начиная с лучшего места в кабинете и заканчивая поездками в интересные командировки.
Моббинг бывает вертикальным и горизонтальным.
Вертикальный моббинг проявляется в отношениях "начальник-подчиненный". Подобное неравенство провоцирует руководителей со сложным характером на неуставные действия. Причем, зачастую, как работник человек начальство может вполне устраивать, и увольнять его никто не планирует. Это просто выход отрицательных эмоций, связанный с личными проблемами руководителя или с неприятием неких особенностей сотрудника.
Впрочем, начальник и сам не защищен от моббинга со стороны подчиненных, особенно если он пришел в сложившийся коллектив. Подчиненные могут открыто саботировать решения нового руководителя, что закономерно приводит к увольнению человека, если он не сможет справиться со сложившейся ситуацией. Горизонтальный моббинг направлен на коллег. Эта ситуация в чем-то проще, поскольку равным всегда можно достойно ответить, однако бороться в одиночку с целым коллективом - занятие не из приятных.
Что ощущают жертвы моббинга?
Самосознание человека, попавшего в подобную ситуацию, и не умеющего постоять за себя, постоянно подвергается давлению и как следствие возможно возникновения комплекса неполноценности, если нападки упорно не прекращаются или человек не увольняется. Жертва начинает ощущать неуверенность, сомнение в своих силах и способностях, боится оказаться в неприятной ситуации. Ей все время кажется, что коллеги и даже домочадцы! пытаются унизить ее, доказать ненужность и бесполезность ее существования. Все чаще человек думает: "Со мной что-то не так, раз я заслужил подобное обращение" К тому же появляется страх: "Если я уйду с этой работы, то не смогу найти другую" или "я не у кого не вызываю симпатии". Многие жертвы моббинга подолгу находящиеся в стрессовой ситуации, начинают видеть врагов и обидчиков практически на каждом шагу. И чтобы защитить себя от нападок и грубостей, они сами начинают грубить, даже людям, не участвующим в травле, приобретая тем самым все большее число недоброжелателей. Все это напоминает снежный ком.
Однако далеко не всегда придирки коллег вызваны их несправедливостью или патологической злобностью. Возможно, сам человек дает повод относиться к себе неадекватно. Как можно настроить людей против себя?
Хвастовство.
До добра оно еще в школе никого не доводило. Те, кто не постиг прописные истины в детстве (а школа и моббинг понятия тождественные), тот страдает и по сей день. Я вам не чета. Дистанцирование от коллег при обсуждении самых разных тем (диеты, романы, цены), отказ от совместных походов в кафе или от общих чаепитий в офисе, демонстрация картины под названием "я существо редкого теста" закладывают фундамент отторжения от коллектива. Жалобы. Антипод хвастовству, но действует столь же безотказно. Постоянно причитающий и ноющий коллега, "грузящий" проблемами всех и каждого является серьезным претендентом на роль жертвы моббинга.
Просьбы.
Конечно, можно изредка обращаться за помощью к коллегам. Но если это станет навязчивым поведением, отдача будет жестокой.
Ваши правила не наши!
Чем дольше существует коллектив, тем больше он сплочен. Нарушение негласных правил, а иначе корпоративной морали настраивает народ против вас. Интеллект - редкая штука! И, похоже, что здесь им обладаю только я! Все, считайте, что вы уже погибли. Все мое!
-Лучший стол, лучший стул, вся вешалка и 3 полочки в холодильнике - пользоваться ими приятно, только долго ли?
- Игры с противоположным полом.
- Заигрывание, сексапильные наряды, "динамо" создают клубок сплетен и обсуждений. Вас засудят, даже не сомневайтесь!
- Подтрунивание!
- Сарказм и шутки над окружающими вовсе не гарантируют, что вы не станете "следующей жертвой".
Тем не менее, есть причины возникновения моббинга, не связанные непосредственно с поведением потерпевшего. Специалисты выделяют следующее:
- Внешняя для фирмы кризисная ситуация;
- Приход нового коллеги;
- Наличие нескольких претендентов на 1 освободившееся карьерное место;
- Резкое повышение по службе одного из коллег;
- Зависть;
- Страх за себя;
- Нежелание раскрытия подробностей "старых дел";
- Неприятие провинциалов, столичных "штучек", представителей другой национальности, иностранцев;
- Предубеждение против инвалидов;
- Политические и социальные предпочтения;
- Активное противостояние сексуальному преследованию.
Вопрос "Что делать?" волнует и руководителей и сотрудников. Увы, но бороться с явлением моббинга сложно, да и эффективных способов до сих пор никто не изобрел. Факт остается фактом: практически все истории заканчиваются сменой работы.
Руководитель, для которого важен психологический климат в коллективе, должен постоянно отслеживать обстановку. Здесь хорошо помогают методы социометрии. Если выявляются жертвы моббинга, то важно своевременно выяснить причины их изоляции, и устранить негативную ситуацию. А для этого в штате желательно иметь квалифицированного психолога, или пользоваться помощью со стороны, например предупреждающей организацией тренингов по командообразованию. Втянутому в конфликт человеку следует уметь отстаивать свои гражданские и человеческие права: одним из действенных способов является прямой разговор. Правда, это требует большой выдержки. Эмоции необходимо оставить в стороне и убеждать силой логики. Не помешает поддержка со стороны.
- ведите себя бдительно, но, не преувеличивая реальной угрозы!
- не замыкайтесь в себе и не выказывайте страха!
- не позволяйте мучить себя мелочными придирками!
- недвусмысленно дайте понять мобберу, что вы его происки не принимаете близко к сердцу!
- найдите в себе силы поставить моббера на место!
У жертвы моббинга остаются в запасе суд, прокуратура и государственная инспекция труда. Однако подобные отношения в коллективе перевести в юридическую плоскость невероятно сложно. Намного проще действовать через суд, если несправедливые притеснения выливаются в конкретные действия (отсутствие повышения зарплаты на фоне других сотрудников, или несправедливое увольнение). При этом жертва вынуждена посвятить в свою ситуацию начальство, профсоюз, врачей, адвокатов. Подобное решение может принести и человеку и организации больше вреда, чем пользы. Здесь каждый решает сам!
Кстати, нередко руководство компании с целью прекращения разгоревшегося конфликта, не вдаваясь в подробности, увольняет и жертву, жаждущую мести, и ее обидчика. Незаменимых нет, как вы знаете! Стоит иметь это ввиду.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».