Привычно переключая каналы FM-диапазона, мы уже забыли о том, что совсем недавно
радио было «одно на всех» и работало от странного вида розетки, называемой
радиоточкой. Программы не отличались особым разнообразием: «хитами» непрямого
эфира были трансляции заседаний партии и правительства, вести с посевной и
«концерт по заявкам трудящихся». Первую коммерческую FM-радиостанцию киевляне услышали только в 1992 году,
называлось это чудо прогресса «Радио Рокс» и вещало из Осло. На сегодняшний
день в одном только Киеве 28 радиостанций FM-диапазона. К сожалению, шкала частот не безразмерна,
поэтому, как правило, открыть новую радиостанцию удается после демобилизации
одной из «старослужащих». Чтобы выкупить частоту, потребуется примерно 350 тыс.
у.е. И есть ради чего раскошелиться: постоянными радиослушателями являются
свыше 75% населения, более 50% киевлян внимают радиостанциям семь дней в
неделю, причем, 65% включают приемники на работе. Секрет прост: слушая любимую
волну, можно преспокойно заниматься практически любой работой, поэтому радио
чаще всего включается для «фона», а информация (тем более, музыка) усваивается
параллельно. Однако активность радиолюбителей неравномерна: большая часть
слушателей включают приемники в будни утром (с 7.30 до 10.00), а ночью (22.00-7.00)
— меньшая. По этой причине начинающим ди-джеям предлагается вести ночной эфир,
пока «набьет руку» его будет слышать минимум аудитории. Конкуренция между
радиостанциями Киева стабильно высока: согласно статистике, 5 радиостанций —
Наше Радио, Русское Радио, Европа Плюс, Мюзик Радио и ГАЛА-Радио — удерживают
внимание 90% аудитории. Как им это удается? Да очень просто: они сумели создать
свое лицо. А успех в этом нелегком деле могут обеспечить исключительно
сотрудники эфира.
Кто заказывает музыку
Еще лет 20 назад устроиться
на радио можно было исключительно по рекомендации «Иван Ивановича», а решающим
доводом в кастинге претендентов служил партбилет. Первые коммерческие
радиостанции испытали настоящий кадровый голод: опытные сотрудники с государственных
вещательных каналов не стремились в частные, воспринимая их как авантюру. Да и
с молодыми было негусто: специалистов для радио и телевидения никогда не
готовили массово. Кадровой опорой для радиостанций стали сотрудники с
непрофильным образованием, поэтому до сих пор образование по специальности не
является обязательным: привыкли обходиться и без него. Сегодня (спасибо конкуренции!) «радиорынок» стал более открытым и
прозрачным, любому соискателю «со стороны» устроиться на столичную
радиостанцию… вполне реально! Потому и желающих сесть за ди-джейский пульт хоть
отбавляй. А знаете ли, чем придется заниматься? Ведущий (он же ди-джей) ставит
музыку, объявляет исполнителей, сообщает погоду и точное время, ведет программы
по заявкам и т.д. Но… обязанности ведущих и даже их численность (до 6-10)
определяются форматом радиостанции — музыкальным, информационным и рекламным
наполнением эфира. Существует несколько общепринятых форматов:
«На слух» определить формат
не удается (что не удивительно: как отмечают эксперты, в Киеве нет «чистых»
100-процентных форматов), поэтому полезно вычитать его описание на сайте
радиостанции. И если он придется вам по душе, «скатертью дорога» на эти
радийные просторы с резюме в руках. Но не забудьте и еще кое о чем.
Прямой эфир
Горящим желанием попасть на
радио специалисты советуют дерзать лишь в том случае, если владеете навыками
ведения эфира. Критерий: «Подумаешь! Я и так смогу», — не в счет, речь идет о
владении распространенными автоматизированными системами подготовки программ и
вещания, а при необходимости работы со звуком и редактором Sound Forge. И
все это в комплекте с навыками быстрого реагирования: «персональный друг
человека» часто «выкидывает коленца», и чтобы справиться с ситуацией у ди-джея
в запасе бывают только считанные секунды. В противном случае, лучше умерить
амбиции и начать восхождение к вершинам с более приземленных позиций. Например,
многие сегодняшние звезды эфира начинали курьерами. Исключение возможно, если у
вас есть ценное предложение — конкретный проект, который идеально впишется в
формат радиостанции и поднимет ее рейтинг. Излагать идею желательно либо
программному директору, либо главному редактору. «Обычно все начинается с
конкурса резюме, — комментирует Елена
Гончарова, программный директор радиостанции «Столица». — Нас интересуют
кандидаты с опытом работы на аналогичной должности. Отметаются CV с грамматическими ошибками, ведь, если у кандидата
проблемы с грамотностью, ему нечего делать на радио. В моем представлении
ведущий эфира без ВО — нонсенс. Профиль не играет роли, среди работников радио
свыше 70% не имеют специального образования, но нельзя допустить, чтобы ведущий
радиоэфира имел низкий интеллект, ведь его должно быть интересно слушать. Немаловажный
фактор — хорошее знание тенденций отечественной и зарубежной музыки. К резюме
обязательно прилагается демо-запись — аудиозапись ведения эфира или пробы,
которую можно отправить по электронному адресу. Речь должна быть приятной,
динамичной и логически выстроенной, дикция безупречной, а голос — вписываться в
формат радиостанции. Например, предметом поиска может стать обладатель
задорного и веселого голоса или мягкого и завораживающего. Избранных приглашаем
на кастинг, где предлагаем, например, провести программу по заявкам или
прочесть поздравления. Ценитсяпозитивный настрой и чувство юмора. Прошедшего собеседование ожидает
стажировка». Карьера ведущих может складываться по-разному: поднаторевших
ди-джеев переводят на более престижное с коммерческой точки зрения эфирное
время. Многие начинают «светиться» в различных шоу, вести концертные программы,
тематические вечера в ночных клубах, некоторые уходят в телеведушие. Случается,
что ди-джеи вырастают до программных и даже до генеральных директоров. Минимальная
заработная плата от 400 у. е. (см. диаграмму), но максимальное предложение
может приближаться и к 5000. Конечно для тех, кто не испугается трудностей на
тернистом ди-джейском пути.
«Дорогие» радиослушатели
Если вы думали, что ведущий
говорит в эфире все, что ему вздумается и ставит свою любимую музыку,
компетентно заявляем: ничего подобного! Речь ди-джея, включая экспромты, —
хорошо подготовленные «домашние заготовки», учитывающее время звучания шуток с
точностью до секунды. За ошибки штрафуют и даже увольняют (за орфоэпические в
лучшем случае посылают к логопеду). Какие огрехи не прощают на радио? Ди-джей
не может использовать служебное положение и передавать приветы своим друзьям и
родственникам. Чтобы поздравить с днем рожденья любимую маму, придется чуть ли
не полгода вымаливать разрешение у программного директора. Неприятностями
грозит постановка композиций в обход «playlist»
— спущенного сверху списка песен, которые должны прозвучать в эфире. Отговорки
типа: «Я не могу в 105 раз слушать эту композицию или этого исполнителя», — в
расчет не принимаются, а музыкальные предпочтения вообще никого не интересуют:
любимые песни можешь слушать только дома. Опаздывать на работу ни в коем случае
низзяяя! И упаси Боже выругаться или нагрубить звонящему радиослушателю, даже
если он пьян и из всего «великого и могучего» отдает предпочтение ненормативной
лексике. Ведущий должен позаботиться, чтобы такая словесность не просочилась в
эфир. Помимо этого, в фокусе внимания должна удерживаться масса вещей: например,
что звучит сейчас в эфире и что должно звучать минимум на два шага вперед, что
есть в запасе на случай, если произойдет непредвиденный сбой, не зашкаливает ли
уровень громкости звука, сколько времени осталось до новостийного блока,
проследить, чтобы реклама вышла в эфир точно по расписанию, и многое другое.
Проведенные 4-5 часов в прямом эфире могут быть такими же напряженными, как и
8-часовая смена за токарным станком, поэтому на походы в ночные клубы сил у
ведущих остается столько же, сколько и у «пересічних громадян». Несмотря на кажущуюся легкость, не многим новичкам
удается преодолеть «страх микрофона». Свой рабочий инструмент — голос — нужно
беречь пуще зеницы ока, любая ангина, не говоря о фарингитах и ларингитах,
может обернуться потерей работы. Поэтому навсегда придется забыть о желании
пить холодненькое или о том, чтобы пройтись в сырую погоду без шарфика. В
зависимости от графика придется проводить за ди-джейским пультом либо ночи
напролет, либо подниматься на работу в 5 утра, чтобы к семи часам ваш бодрый
голос вселял оптимизм собирающимся на трудовые подвиги соотечественникам. И
никаких ноток усталости, раздражения или уныния в голосе! Вы — воплощение
вселенского оптимизма, даже если у вас накануне угнали машину, пропала собака
или ушла жена. Стоит ли говорить, что радиостанции не прекращают работу ни в
выходные, ни в праздники? Но все минусы компенсируют непередаваемые впечатления
от ведения прямого эфира. И неразрывно связанная с этим популярность. Главное —
не заболеть «звездной болезнью», но это уже совсем другая история.
Плюсы |
Минусы |
Престижность
профессии и высокие зарплаты (от 400 до 5000 у.е.) |
Любая
простуда может обернуться потерей голоса, а значит и работы |
Гибкий
график работы |
Штрафы
и увольнения за нарушения правил и ошибки |
Публичность
и популярность |
Во
время прямого эфира возможны «технические неувязки» |
Высокая
информированность о музыкальных тенденциях |
Высокая
ответственность |
Встречи
в эфире с интересными людьми: музыкантами, звездами эстрады и др. |
Дополнительная
нагрузка на психику при общении с «невидимыми» радиослушателями, от которых
неизвестно что можно ожидать |
Профессиональная
необходимость постоянно повышать уровень общей эрудиции |
Профзаболевания:
патологии слуха |
Некоторые правила работы ведущего. Ди-джей не должен:
1. Говорить о своих проблемах или проблемах радиостанции, в том числе и
технических.
2. Морализаторствовать, давать оценку радиослушателям, насмешничать или
поучать.
3. Менять программу.
4. Негативно высказываться о звучащих в эфире песнях или исполнителях,
равно как и о коллегах.
5. Говорить с радиослушателями о политике и религии (если это не тема
проводимого опроса).
6. Подпевать джинглам, рекламным роликам и песням.
7. Выходить в эфир в середине песни или рекламного блока.
8. Упоминать в эфире другие радиостанции и имена их ведущих
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.