Досье
Мирослав Михайлович Дузинкевич, художник-живописец.
Образование: Государственная художественная средняя школа с отличием за лучшую живописную работу выпуска. Живописный факультет Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (г. Киев), с третьего курса обучался в мастерских академиков В.В. Шаталина и М. Е. Гуйды, участвовал в выставке «Гуйда и его ученики». Его дипломная работа определена ГЭК как лучшая работа года.
В 2006 году заканчивает аспирантуру Академии искусствУкраины.
Выставки:
Увлечения: путешествия и фотография.
Не любит: смотреть телевизор.
Нравится: общение с людьми, Интернет, выставки, концерты.
Мастерская художника-живописца Мирослава
Дузинкевича вполне оправдала мои ожидания. Хаотично разбросанные листочки с
набросками и эскизами, фотографии картин, нашедших своих покупателей, книги и
альбомы, деревянные рамки, обтянутые холстом и непременный запах масляных
красок и фантазии — атмосфера «творческого беспорядка», настолько
обволакивающая созидательной аурой, что впору самой взяться за кисть. Но художник
в образ «не вписался» — меня встретил молодой и веселый парень. «Вот и
заказчики порой реагируют также, — улыбнулся Мирослав, увидев мое
замешательство. — Когда смотрят портфолио, загораются желанием сделать заказ,
но, увидев мои фото, начинают сомневаться: «Он же так молод!» А между тем, я
стал выполнять заказы уже лет 10 назад — с первого курса академии хорошо
представляю, каково быть художником».
— И что такое — «быть художником»?
— Тому, чье творчество заключается в умении раскрасить
квадрат Малевича или собственноручно написать на онлайновой открытке «Маша +
Вася = лав», кажется, что все элементарно просто: нарисовал картину за месяц и
можно всю жизнь ассигнации «скирдовать». На самом деле это не так. По словам
Пабло Пикассо, художник — это человек, который пишет то, что можно продать, а
хороший художник — это человек, который продает то, что пишет. Для творца есть
два пути развития мастерства. Либо отказаться от всего материального, а,
следовательно, и от внешнего мира, закрыться в мастерской и творить (но у кого
это получится?). Либо же, став богатым и знаменитым, созидать «разумное,
доброе, вечное», не занимаясь заказами. Не понимаю художников, стоящих на
Андреевском спуске: если работать на потоке, искусство перерождается в ремесло.
Я предпочитаю 80–90% времени
проводить в мастерской за мольбертом. С одной стороны радует, что ты
востребован, но с другой, времени для себя не остается. Если в студенческие
годы я часто мог позволить себе прогулки или поездки с друзьями, то сейчас —
это роскошь. У нас нет понятия «выходной день», в наше быстрое и прагматичное
время заказчики хотят портрет или картину «на вчера», не считаясь даже с тем,
что ты можешь заболеть. И при этом нужно, чтобы у тебя всегда было вдохновение,
которое, как известно, не приходит с 9.00 до 18.00. Никакой стабильности в
финансах, к сожалению, нет. Большая загруженность заказами чередуется с
периодами, не приносящими доходов. Поэтому почти все мои однокурсники переквалифицировались
в дизайнеров.
— А у тебя не возникало желания бросить все и уйти в тот же компьютерный дизайн?
—
Я пробовал работать на компьютере «для себя». Но быстро понял, что к
компьютерному дизайну душа не лежит. Не понимаю, как можно чувствовать себя
счастливым, создавая произведение искусства при помощи техники. Ведь пропадает
энергетическое ощущение картины. Для меня прикосновение руки к холсту, запах
масляных красок, — вся атмосфера мастерской — ничем незаменимы. Не клавиатура
или графический планшет, а карандаши и кисти, общение с людьми дают тесный
контакт с рождающимся произведением. Каждый художник стремится к тому, чтобы
его картина засветилась, чтобы краски стали цветом, теплом, воздухом, и если ты
достиг этого, то понимаешь, что ты — создатель. А монитор компьютера светится
изначально, делая поиск общего тона невозможным. К тому же поклонники
создателей компьютерной красоты, в отличие от ценителей Леонардо да Винчи,
Веласкеса, Дали или Левитана, никогда не придут на аукцион, чтобы купить
подлинник. Недавно я впервые делал роспись бассейна под морской берег. Это
гораздо интереснее, потому, что мне нравится стильный, креативный, сделанный со
вкусом интерьер. Но опять-таки, считаю, что дизайн интерьера — прикладная
сфера. Сложнее и интереснее живописи ничего нет.
— Почему не так много
«вольных» художников? Не относится ли профессия к вымирающим?
— Нет, просто происходит естественный отбор. Я не работал и даже не учился живописи в советскую эпоху, когда государство поддерживало молодых специалистов. Но не понаслышке знаю, что художник, удачно нарисовавший портрет Ленина, получал массу привилегий и мог за жизнь больше не создать ни одной работы. Сейчас молодым художникам не от кого ждать помощи, всего нужно добиваться самому. Но я считаю, что для молодых настало более перспективное время, предоставляющее больше возможностей и, наконец-то, появился художественный рынок. Бизнесмены обратили внимание на то, что в Европе приобретают картины не только как произведения искусства, но и как объекты инвестирования. Продажа картин стала бизнесом, в котором первостепенное значение играет перспективность художника. А значит, в активе современного творца должно быть не только умение рисовать, но и умение преподнести себя, поэтому (как в шоу-бизнесе) он должен вкладывать в создание бренда. И тогда, как любят шутить великие, с определенного момента картина становится только фоном для подписи художника.
— А как реализовать
себя в условиях конкуренции?
— Контраст в нашей профессии колоссальный, я знаю нескольких художников, которые еще 5 лет назад жили бедно, а сейчас — миллионеры. Но реализовать себя удается не всем. Минус образования в том, что даже в академии не учат менеджменту и законам бизнеса. Обычно заказчик хочет одно, художник — другое, и самое сложное — найти компромисс. Недаром говорят, чтобы нарисовать картину, нужно иметь талант, а чтобы ее продать, нужно быть гением. Конечно, большую роль играют личные знакомства, рекомендации, дающие возможность напрямую общаться с заказчиками. Один из вариантов продвижения — сотрудничество с галереями. Второй вариант, наиболее востребованный сегодня, — компьютерный дизайн или дизайн интерьера. Но я считаю, что для художника самое главное — персональная или групповая выставка: возможность выставить свои детища на просмотр публики. Обидно, когда люди думают, что это легко: нарисовал картины, сделал выставку, продал картины и проснулся миллионером. К персональной выставке художник может идти 10-20 лет, выстраивать стратегию и тактику, искать и вынашивать тему и только через годы это «ружье выстрелит». А до этого, чтобы хорошо рисовать, нужно минимум 10 лет учиться. Я выбрал путь самый тяжелый, но, по моему мнению, правильный — путь независимости.
— Что в основном
желают заказчики?
— Сегодня дизайн интерьера практически немыслим без картины: ковры на стены уже никто не вешает. Но обидно, что живопись часто рассматривают как элемент интерьера, цветовое пятно на фоне стены. Клиент, не разбирающийся в искусстве, приобретает картину с целью выгодного вложения средств, советуясь со специалистами. Если говорить, на каких заказах может заработать художник, то это в основном эклектика «а-ля 18 век». Недавно владелец завода заказал портрет дочери, стилизованный максимум под 19 век. И обязательно с кокилюром — когда картина выглядит потрескавшейся от времени. Я так и не смог убедить его сделать портрет так, как я его вижу, ведь девушка живет в 21 веке! Есть заказчики, разбирающиеся в искусстве, которые, бывая за границей, помимо бутиков, посещают галереи, тот же Лувр, Д'Орсе и др. Их пока не более 5-10%. Но в целом ситуация для художников постепенно меняется в лучшую сторону — общий образовательный уровень поднимается, возрождается реалистическая школа классического искусства.
— Насколько необходима мастерская?
— Художник
без мастерской — птица без крыльев. Это пространство, которое для
творца и есть его настоящий дом, кабинет и библиотека, мир и микрокосмос —
пространство, им созданное, «надышанное». В
качестве мастерских используют как нежилые помещения (подвалы или чердаки), так
и квартиры. Надо сказать, что в отдельных случаях без мастерской творчество
художника вообще невозможно. Например, офортный станок — огромный железный
пресс для печати гравюр на металле по своим габаритам сопоставим с роялем.
Разве можно такую махину поставить в квартире? Да и живописец вряд ли создаст
шедевр, если ему приходится ютиться на пятиметровой кухне и хранить свои работы
под кроватью. Мастерская была (да и остается) одной из привилегий, причем
некоторые мастерские буквально передаются по наследству. Получить помещение для
работы могут только члены Союза художников. Сегодня, как вы понимаете, вопрос с
мастерскими стоит очень остро, и прогнозировать развитие ситуации пока сложно.
— Почему ты выбрал
профессию художника?
— Я рисовал с первых классов школы. Мои школьные тетрадки были разрисованы сюжетами на военную тематику: танками, солдатиками, сражениями. Мама решила направить мою энергию в «мирное русло» и договорилась о частных уроках рисования. Позанимавшись год, я понял, что ничем другим в жизни заниматься не хочу. В 9 классе (после которого, как известно, часть учеников покидает школу) нас спросили о том, кто какую стезю выбирает. Выйдя к доске, привселюдно толкнул речь, которой, спустя 15 лет, не перестаю удивляться. Я говорил, что для того, чтобы стать настоящим художником, нужно иметь большую силу воли. Но тогда я даже не подозревал, насколько близок к истине. Сегодня быть художником — подвиг. Немалую роль в моем самоопределении сыграла личность академика В.В. Шаталина, в мастерской исторической живописи которого я провел последние курсы академии. Когда я готовил дипломную работу, мой руководитель был уже настолько слаб здоровьем, что не мог пользоваться общественным транспортом. И когда в очередное воскресенье в академию пришел Шаталин, приехавший на такси, чтобы поддержать меня, своего ученика, я окончательно понял, что уже не сверну с выбранной дороги.
— А как твоя семья
относится к выбору профессии?
— Когда я учился в академии, родители серьезно призадумались: независимо от того, хотим мы этого или нет, но в обществе сложилось мнение, что художник — человек бедный. Говорят еще, от слова «худо». Родители пожелали, чтобы я параллельно учился на юридическом, но я пообещал доказать им, что профессия художника может приносить не только душевное удовлетворение, но и материальный достаток. Я очень целеустремленный человек и знаю, что рано или поздно, но то, к чему ты стремишься, обязательно придет. Нужно только все время добросовестно работать и тогда каждому воздастся «по трудам его».
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.