UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Все про роботу
  4. На роботі
  5. Особенности взаимоотношений с начальством

Особенности взаимоотношений с начальством

2.03.2011 500

Четверть века назад Джон Габарро и Джон Коттер представили новую концепцию отношений между руководителем и подчиненным. Авторы пришли к выводу, что это взаимодействие строится на обоюдной зависимости. Руководителю нужна поддержка надежных и честных подчиненных. А менеджерам не обойтись без помощи начальства при налаживании контактов с коллегами, определении приоритетов и получении доступа к важнейшим ресурсам. Если в Ваших отношениях с начальником не все гладко, попробуйте их изменить. Этим Вы принесете пользу не только себе, но и другим.

Выражение "управлять начальником" многим покажется странным или подозрительным: считается, что если подчиненные и пытаются оказывать влияние на начальство, то только преследуя личные или политические цели. Но мы имеем в виду не манипулирование, а сознательную работу с руководством ради достижения наилучших результатов. Судя по многочисленным исследованиям, лучше всего работают те менеджеры, которые налаживают отношения не только с подчиненными, но и со старшими по должности. Однако многие их талантливые и энергичные коллеги игнорируют этот важнейший аспект управления и стараются избегать начальников.

Сотрудники часто полагают, что за моральный климат в коллективе отвечает в первую очередь руководство. Мало кто признает, что налаживать отношения с шефом должен в первую очередь сам сотрудник.

Наши руководители во многом определяют, насколько успешно мы трудимся, поэтому очень важно учитывать особенности шефа и корректировать собственное поведение. Рациональный, последовательный и предсказуемый начальник — большая удача для подчиненных, а вот если руководитель талантлив, взбалмошен и вообще личность творческая, тут держи ухо востро, чтобы поспевать за сменой настроений и потоками идей. Стратегия общения с таким шефом особенно важна во время испытательного срока.

Понятно, что если Ваш руководитель — человек спокойный и разумный, у Вас скорее всего не будет к нему особых претензий. Что же заставляет многих начальников вести себя с подчиненными более чем некорректно, демонстрировать свой гнев и прочие малоприятные эмоции? Прежде всего, неумение сдерживать себя. Увы, невыдержанность широко распространена в нашей культуре общения. Может, человек и рад исправиться, стать спокойнее, но сделать уже ничего не в силах (не привык, не умеет контролировать себя или просто не замечает, что обижает людей). Поможет в такой ситуации только работа над собой. Если же Вам не повезло и Ваш руководитель относится к разряду, мягко говоря, несдержанных людей, постарайтесь контролировать свою реакцию на его поведение.

Не стоит отвечать хамством на хамство. Ведя себя подобным образом, Вы роняете свое достоинство и подогреваете и без того накаленную атмосферу. К тому же, увы, Ваши возможности не равны: начальник обладает большей властью. Если увольнение или лишение премии не входит в Ваши планы — будьте осторожны. Выдержите паузу, успокойтесь и не торопитесь отвечать. Ваш ответ может прозвучать и не сейчас, а на следующий день или через неделю, в общем, тогда, когда шеф утихомирится и будет в состоянии выслушать ваши доводы.

Демонстрируйте шефу свой позитивный настрой. Возможно, на подсознательном уровне начальник ожидает определенной реакции на свои слова. Если она окажется совершенно другой, это может остановить поток его отрицательных эмоций. Главное, Вы должны научиться воспринимать шефа как человека со своими радостями и печалями, относиться к ситуации с юмором, а не как к трагедии Шекспира. И не бойтесь выдавать нестандартную реакцию на претензии шефа. Это лучше, чем ответная агрессия или затаенная обида.

Людям нравится, когда их выслушивают и принимают их пожелания. Если Ваш шеф сделал Вам замечание или попросил о чем-то, что в Ваших силах, — исполните это, исправьте свою ошибку. Дайте руководителю понять, что Вы прислушиваетесь к его словам. Часто причиной негативных эмоций шефа становится его собственное внутреннее ощущение, что он не справляется с ситуацией. Вот и устраивает подчиненным разнос, чтобы иметь хоть какую-то возможность почувствовать себя хозяином положения.

Некоторые руководители уверены, что работников нельзя заставить работать иначе, как только криком. Это стиль управления некоторых начальников, и по-другому отношения со своими подчиненными они просто не представляют.

В ходе крика руководитель всегда пытается донести до Вас некое «послание». Просто очень часто из-за негативных эмоций, которые возникают по причине этого самого крика, Вы не в силах уловить конкретные пожелания Вашего начальника. Одним словом, нужно попытаться понять, чего от Вас хотят. А крик постараться пропустить мимо ушей как «информацию несодержательную».

Если Вы научитесь не обращать внимания на крик руководителя, то можете считать себя счастливым человеком. Очень немногие способны абстрагироваться и спокойно выполнять свою работу после криков босса. Обычным людям после «такого» необходима «программа восстановления». Они пьют «Корвалол» или валерьянку, чай или кофе, устраивают долгий перекур и жалуются на подобную несправедливость другим (коллеге, другу или супругу/супруге).

Еще одна весьма распространенная причина начальственных придирок — нежелание улучшать условия работы своих сотрудников, поднимать им зарплату и тому подобное. Проще убедить работника, что он ни на что не способен и его держат из милости. Дешево и сердито. Единственное средство в данном случае — знать себе цену и повышать профессиональный уровень, чтобы иметь возможность обоснованно требовать большего, а если договориться не удается — быть желанным работником в других местах.

Работа — это еще не вся Ваша жизнь, а лишь ее часть. Если она не дает Вам морального удовлетворения, относитесь к ней как к средству зарабатывать себе на жизнь. Вдохновляйтесь предстоящими зарплатой и авансом. Думайте о том, на какие вещи Вы их потратите, куда поедете на «отпускные». В каждой профессии и на каждом месте работы есть свои издержки. Крик начальника — один из них. Если все остальное Вас устраивает (в частности, зарплата), относитесь к работе проще.

Наконец, последнее, что Вы можете сделать, — это уволиться. К такому крайнему средству прибегают люди особо чувствительные и с повышенным чувством справедливости. Чувствительные — потому, что крик они в принципе не переносят, и не только от начальника, но и от любого другого человека. Особенно это справедливо в отношении работников творческих профессий. Люди с повышенным чувством справедливости считают: нечего на меня орать, если я не виноват. Обида за несправедливое отношение со стороны руководства заставляет их искать правды, то есть уволиться и найти новое место работы, где более справедливый руководитель и не кричит только потому, что не может сдерживать свои эмоции.

Несколько сложнее, если Ваш начальник только думает, что он — гений. Помните: главное и практически безотказное оружие здесь — лесть, и оно всегда должно быть при Вас. Хвалите превосходные находки, соглашайтесь с бесподобными решениями, вторьте суперидеям, если, конечно, это не вредит компании. А вот, если "гениальность" босса зашкаливает, попробуйте воспользоваться "тормозами" — наверняка в его окружении найдется человек, вызывающий большее доверие, нежели остальные сотрудники. Поговорите с таким доверенным лицом — быть может, он сможет мягко донести, что "шаг, безусловно, гениальный, но может иметь побочный эффект".

Если уж человек склонен себя сильно переоценивать, то, как правило, он считает себя талантливым во всем. Подчиненным такого начальника стоит иметь в виду, что над шутками шефа надо непременно смеяться — они смешные по определению. Уместно иногда восхищаться его умением прекрасно выглядеть. А успехи компании или отдела приписывать конечно же следует только талантливому руководству. И будьте осторожны с собственными амбициями — достигнуть продвижения рядом с таким руководителем можно только через службу его интересам. Для того чтобы воплотить в жизнь идею, старайтесь подвести начальника к ней так, чтобы он начал считать ее своей. Каким бы лицемерием это ни казалось, такое поведение — всего лишь необходимое условие для выживания. И потом, почему бы не сделать человеку приятное? Каждый начальник по-своему уникален, поэтому главное в первое время — прислушиваться и наблюдать за его реакцией. Замечайте, что вызывает недовольство шефа, отчего он хмурит брови. И поменьше проявляйте собственный характер: возможно, пройдет время, и Вам это будет позволено, но пока ваша миссия — вращаться вокруг солнца. Если будете это делать исправно, согреетесь, а то и загорите.

К руководителю нужно относиться с уважением, но без трепета. Вы продаете свой труд и вправе рассчитывать не только на адекватную оплату, но и на корректное отношение к себе.

И не стоит класть все яйца в одну корзину. Если для Вас трудовая деятельность — сверхценность и Вы не мыслите себя без работы именно на этом месте, то Вами легко манипулировать. А когда помимо работы у Вас есть увлечения, благополучная личная жизнь, хорошие друзья и Вы знаете, что при необходимости легко можете сменить рабочее место, то Вы не позволите начальнику занижать Вашу значимость и не будете держаться за неподходящую Вам работу.

Если же рабочее место Вас полностью устраивает, все прекрасно — и коллектив, и зарплата, и условия труда, только вот шеф не такой, как хотелось бы, — постарайтесь найти в нем какие-нибудь достоинства или хотя бы научитесь не реагировать на его выпады. И не забывайте, что Вы сами выбираете себе руководителя, а также и все условия, связанные с данной конкретной работой. Вполне возможно, что Ваш начальник вовсе не такая ужасная личность, как кажется, просто нужно приложить усилия для налаживания с ним контакта.

Читайте також

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 листопад, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 листопад, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 листопад, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 жовтень, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 вересень, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


Часто шукають

↑ Вгору