Сегодня танец — неотъемлемая составляющая культурной жизни. С помощью этого древнего искусства современный человек поддерживает прекрасную физическую форму. В настоящее время многие обучаются танцам не потому, что избрали это занятие своей профессией, а «просто так», для души. Для кое-кого — это прекрасный (и часто единственный) способ абстрагироваться от обыденности и рабочих проблем. И таким неофитам обязательно нужен маэстро, который научит их в совершенстве управлять своим телом и отточит движения.
Возможно, небезызвестная Таис Афинская не ошибалась, утверждая: «Тот, кто не любит танцевать, робок и стесняется своих чувств». Но любить — одно, а уметь красиво и точно передавать чувства движениями — совсем другое. И зависит это не только от исполнителя, но и руководителя — хореографа. Благодаря трудам и стараниям этого специалиста движения становятся понятны, связны и гармоничны. Полноценная картина представления — результат усилий постановщика.
Хореограф работает с танцорами, стремясь придать их движениям завершенность. Именно благодаря этому все танцевальные сцены соединяются в полноценное театральное произведение. Некоторые хореографы используют навыки для импровизации и интерпретации уже существующих танцев. Некоторые работают по схеме спортивных тренеров, «муштруя» подопечных. Иные с помощью техник пантомимы или контактной импровизации создают совершенно новые постановки. Этих специалистов можно увидеть за кулисами театров, в танцевальных студиях, в опере, на телевидении, на съемках фильма или постановке мюзикла, на фестивалях и даже подиуме. Но всегда на труппу артистов (пусть их будет хоть сотня) приходится только один хореограф. И приживаются в этой среде наиболее творческие и самобытные асы хореографического искусства.
Существует у названия профессии и более архаичный синоним — «балетмейстер», что в буквальном переводе означает «мастер балета». Так именуют постановщиков балетных спектаклей, концертных номеров, танцевальных сцен, а также отдельных пластических номеров в драматическом спектакле, мюзикле, кинофильме. А в постановке спектакля он может выступать в роли режиссера. Однако в наши дни сфера деятельности этого специалиста не ограничивается работой в театре оперы и балета. Любая театральная постановка предполагает участие балетмейстера. При постановке оригинального спектакля танцевальный (хореографический) текст сочиняется им же. Отсюда второе, современное, «имя» — хореограф: «хорео» — танец, «граф» — писать. Хореографический текст или хореография — это совокупность всех движений и поз, выполняемых в строгой определенной последовательности и образующих тот или иной танцевальный эпизод, танец или же всю балетную постановку в целом.
Азы высокого искусства
Итак, сценарий (в высоком искусстве — либретто) написан. Как правило, сюжетные коллизии любой театральной постановки содержат главную идею произведения, основные события, конфликты, раскрывают характеры действующих лиц. Либретто служит основой для написания музыки и постановки спектакля. А хореограф уже на основе музыкального и литературного базиса создает хореографический шедевр. Танец — искусство условное, действительность отражается в нем сложнейшей системой пластических динамических образов. Приступая к постановке спектакля, хореограф «пляшет» прежде всего, от музыки, предопределяющей и диктующей эмоциональный настрой всего сценического действа.
Постановка может включать самые разнообразные формы и жанры танца: строго классический или народно-характерный, сольный или массовый, иногда их синтез... Танцмейстер обязан досконально знать все виды сценического искусства и уметь исполнять их лично: профессия требует навыков танцовщика-исполнителя. Это условие, пожалуй, главное, но отнюдь не единственное.
Какими же еще знаниями и качествами должен обладать хореограф? Во-первых, от специалиста ожидается высокая общая культура. Он должен прекрасно знать литературу, в первую очередь классическую. Так уж повелось: художественные произведения издавна служат источником хореографических сюжетов. И уж только с годами практики хореограф может попробовать себя в роли сценариста для авторских постановок.
Еще одно непременное условие для этого вида творчества — профессиональная нотная грамотность. Весь труд балетмейстера зиждется на музыкальной канве. Он должен бегло читать партитуру, понимать интонационный строй, чтобы прийти к единственно верному творческому решению. Мастер танца обязан хорошо разбираться в живописи и скульптуре. Хореография — искусство пластическое, а картина или скульптура могут подсказать то или иное танцевальное движение. Предметы изобразительного искусства помогают уловить дух определенной исторической эпохи. Кстати, начинающему хореографу требуется досконально изучить историю и этнографию, быть сведущим в смежных областях театрального искусства — драме, опере, мюзикле. Готовя номера в драматическом спектакле, балетмейстер исходит из художественной ткани всей постановки, чувствует творческую манеру драматического режиссера. То же самое относится к работе хореографа в кино, на эстраде.
И, пожалуй, главное: хореографу, как представителю любой творческой профессии, необходим талант.
Движение — вперед и ввысь
Что ж, это теория. А на практике… Будни хореографа — тяжелый труд. И чтобы заслужить овации красоте очередного представления, по достоинству оцененной зрителями, нужно много работать. И развивать в себе такие навыки и умения:
Совершенствовать творческие задатки. Хотя оригинальность в творческой работе жизненно важна для успеха, необходимо постоянно следить за работой своих коллег, анализировать и использовать опыт старших мастеров. И хореографы постоянно ищут вдохновение. Дабы фонтанировать идеями, необходимо чувствовать весь мир искусства — музыку, скульптуру, фотографию, литературу — во всех проявлениях. Ведь танцевальная работа, демонстрирующая глубокие идеи, поднимающая острые темы всегда интересна и увлекательна. Только такой спектакль имеет шанс на популярность.
Искусство танца. Хореографы должны прекрасно знать танец и сами уметь танцевать, пусть и не гениально, но точно, без «помарок». Кроме того, должны уметь обогащать даже самый заурядный твист личной интерпретацией, а потом уж обучать других.
Организационные навыки. Представьте себе, что вы учитель, попавший в полный шалунишек класс, и вам предстоит их ласково призвать к послушанию и привести к высоким результатам. В трудовой жизни любого хореографа случается момент, когда нужно «слепить» единое целое из нестройной труппы. Вот тут-то придут на помощь командирские качества — залог будущего успеха не только маэстро, но и целой команды.
Коммуникабельность. Важно поддерживать тесный контакт не только с «подопечными» танцорами, но и с артистами, и музыкантами, и театральными художниками, с техниками. Ну и, конечно же, режиссером и продюсером.
Выбор сцены
Вариантов трудоустройства в этой сфере великое множество. Можно обучать искусству танца крох в детсаду, а можно в школе ребят постарше. Вполне реально устроиться преподавателем в одну из танцевальных школ — их в столице немало, ведь это искусство популярно среди представителей разного возраста.
Можно занять должность арт- директора компании — в этом случае вам предстоит интересная, но напряженная работа. Придется планировать каждую репетицию так, чтобы она проходила без сучка и задоринки, ведь и аренда помещения, и время актеров весьма дороги. Можно совмещать все варианты (при условии грамотного тайм-менджмента). А став знаменитым и богатым, можно открыть собственную компанию и быть в ответе за все: и за организацию театральных постановок, и за продвижение креативной услуги, и за рекламу.
Цена славы
Количество рабочих часов этого специалиста исчисляется разными цифрами, но трудовой день, честно говоря, чаще всего «безразмерный». Утром тренировки или репетиции с танцорами, вечером спектакли, ведь надо же представить публике работу свою и артистов. Остальное время, как правило, отнимают административные хлопоты. Не забывайте: требуется время и силы для генерирования идей, разработки новых номеров. Иногда приходится проводить кастинг танцоров, выбирать костюмы, прослушивать часами музыку. В зависимости от сферы трудоустройства, приходится путешествовать — и не всегда по дивным городам с дорогими отелями.
Часто в начале карьеры хореографы трудоустраиваются в смежных областях или вообще не в сфере искусства. К тому же многие предложения основаны на свободном графике и поэтому оплачиваются не очень стабильно, но «обильно»: час занятий с мастером обходится одному ученику минимум в 10 долларов. Так что, распланировав день и трудоустроившись сразу в несколько учреждений, можно зарабатывать от 600 долларов в месяц на самой ранней заре карьеры. Далее таких специалистов выручает богемный круг знакомств: поступают самые разнообразные заказы и «халтуры», соответственно, растут доходы… Впрочем среднюю цифру найти трудно: сумма заработков хореографов может варьироваться, как и рабочий график.
Однако все трудности забываются, едва только поднимаются кулисы… Хореограф — профессия философская. И воздает она сторицей: ведь хореограф, как художник, творит собственное пространство, создает свой мир, свою галактику.
Люся ШВАРЦ
Роман Платонов
— Балетмейстер — звание «академическое», а хореограф — понятие более широкое. Себя причисляю к хореографам, хотя и танцевал некоторое время в балете. Из-за травмы пришлось заняться преподавательской деятельностью: учить детей 7-10 лет основам хореографии, оттачивать их движения. Работа с детьми — огромная ответственность при минимальном окладе, так что, этот эпизод в своей карьере я вспоминаю скорее как благотворительность, а не работу. Нынче работаю арт-дилером и считаю, что моя «балетмейстерская профессия» обеспечила широкий круг клиентов.
На пике моды
Самый популярный в последние годы танец — фламенко. Этот выходец из Испании настолько зажигателен и искрометен, что к началу осени практически невозможно найти свободную группу по этому классу. А возможно, он популярен у городских модниц еще и потому, что сжигает 185 калорий за 15 минут занятий...
1 — Танец — искусство условное, действительность отражается в нем в сложнейшей системе пластических динамических образов. Приступая к постановке спектакля, хореограф «пляшет» прежде всего, от музыки, предопределяющей будущие образы.
2 — Сегодня танец популярен не только как искусство, но и спорт — это прекрасный способ абстрагироваться от обыденности и рабочих проблем.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.