UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Новини України і світу
  4. Статті
  5. Проблема выбора

Проблема выбора

20.10.2008 625

Все мы рано или поздно стояли перед делемой. Чувства при этом каждого одолевали самые разные. Хорошо, если проблема заключалась только в выборе платья: вот это в горошек или то в полосочку. Да и в этом случае нас иногда одолевают «смутные сомненья». Но жизнь — дама изобретательная и капризная, иногда «подкидывает» такие ситуации, что, как говорится, либо пан, либо пропал. И чтобы не пропасть, нужно сделать вот тот самый верный выбор, но как угадать? Вот и мечемся, не зная, на что решиться или, наоборот, топчемся на месте по той же причине. А время уходит, и шанс уменьшается на глазах.

Вообще, проблема выбора тесно связана с умением принимать решения, потому что (прошу прощения за невольную тавтологию), на выбор нужно именно решиться. Кто-то не привык терзаться никакими сомнениями. Сразу скажу, что, по моему мнению (поэтому на истину в последней инстанции не претендую), это люди крайне самоуверенные, у которых не возникает сомнений в своей правоте. Решительные, жесткие люди иногда колеблются, и это правильно, поскольку позволяет обдумать ситуацию, все взвесить и не сделать поспешных выводов. Другое дело, что они не терзаются, не мучаются, пересекая кабинет из угла в угол, кусая губы, а просто спокойно анализируют ситуация, просчитывая наиболее приемлемый для себя вариант. Таких счастливцев на нашей родной планете не так уж много. Больше тех, для кого принятие решения становиться сущей каторгой, влекущей за собой бессонные ночи, угнетенное состояние духа и тела, а также прочие «прелести».

Помниться, и мне когда-то пришлось пережить одну весьма щепетильную ситуацию. Пришлось увольняться с работы, на которую меня устроила родственница. При чем выбор приходилось делать в двух направлениях: а) либо остаться на старой крайне нелюбимой работе и сохранить нормальные отношения с родственницей, которая в случае увольнения пригрозила «разрывом дипломатических отношений», либо уйти, тем самым свершив некую «революцию» в нашем довольно спаянном семейном «клане», б) либо остаться на крайне нелюбимой, но хорошо оплачиваемой работе, либо заняться делом, которое нравится, но далеко не ясно, что из этого может получиться, в финансовом плане в том числе. После месяца мучений, морального давления со стороны родственников (которые убеждали остаться) и нового работодателя (который требовал скорее выходить на работу), был выбран вариант «б». Однако чего мне это стоило, как долго я металась в ту и другую сторону, даже похудела на пять килограмм! Но это стало скорее приятным бонусом, нежели проблемой.

Можно ли избежать подобных мучений? Скажем честно: оставаться спокойным, вряд ли удастся, особенно если ситуация серьезная, но облегчить этот процесс можно. Для этого сначала нужно разобраться, что же нас так напрягает в подобных обстоятельствах, по каким причинам принятие решения дается так тяжело.

Ой, боюсь, боюсь, боюсь…

Основная причина трудности выбора — страх. Чего же мы боимся?

— Сделать неправильный выбор. В чем будут заключаться неприятности, зависит от «тематики» проблемы.

— Потерпеть поражение или, как говорится, «поймать неудачу». Согласитесь, приятного мало. Ведь никому не хочется чувствовать себя ни на что не способным неудачником.

— Осуждения (жалости) окружающих в случае провала.

То есть по большому счету мы боимся не каких-либо действий, а последствий, к которым они могут привести. Как часто говорим: «Если бы я знала (л), что так получится, ни за что бы не поступила так». Увы, нам не суждено знать будущего. Но! Говорят, кто не рискует, то не пьет шампанское, другое дело, что на этот риск (то есть на принятие решения) можно себя психологически настроить.

Решение нерешаемого

Мудрые китайцы говорят: «Лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, чего не сделал». В этом изречении есть огромная доля истины. Если судьба вам предоставила выбор, лучше сделать его и ошибиться, чем потом всю жизнь корить себя за нерешительность. Однако, если смутные (но очень сильные) сомнения одолевают вас, причем длительное время, попробуйте применить несложную технику принятия решений.

— Будьте информированы.

Сегодня говорят: кто владеет информацией, тот правит миром. Это действительно так, поскольку достоверная информация позволяет сделать правильные выводы и верный анализ событий. Поэтому, если перед вами стоит выбор (например, остаться на старой работе, которая хоть и не вполне устраивает, но уже давно стала привычной и родной, выйти замуж за Петю или все же за Васю), постарайтесь собрать всю возможную информацию обо всех выбираемых «объектах». Это позволит вычислить плюсы и минусы того или иного решения. Но! Внимательно следите за тем, чтобы информация была правдивой и никогда не заменяйте ее субъективными предположениями, ведь только реальность объективна.

— Тренируйтесь в принятии на себя ответственности.

Однажды мой преподаватель психологии сказал замечательную фразу, в истинности которой лично я уже давно не сомневаюсь: «Когда человек принимает на себя ответственность, Вселенная начинает помогать ему в решении проблемы». И в качестве примера привел одну показательную историю из своей жизни. Однажды он должен был проводить тренинг в одном отдаленном городе, причем контингент оставлял желать лучшего. Но если бы он провел это занятие на высоте, то смог бы получить признание многих выдающихся тренеров и возможность работать за совсем другие деньги и на более высоком уровне, скажем так. В принципе, его вполне устраивало существующее положение дел, но, как известно, человеку всегда хочется лучшего. Так вот, пока он сомневался, нужно ему это или не нужно, стоит ли рисковать или нет ( вроде бы хочется попробовать, а вроде бы и не очень, потому что рискованно), все, как говорится, работало против него. Билеты на поезд достать не получалось, группа слушателей не собиралась и т.д. Но стило только твердо решить: да, я беру на себя ответственность за проведение этого тренинга и все возможные последствия этого шага, как тут же ситуация наладилась: появились билеты, желающие прослушать курс, нужные материалы и помощники. В результате все прошло «на ура».

Определившись с выбором, скажите себе: да, я знаю, что из этого, возможно, может ничего не получиться, но я готова нести ответственность за свои действия. Гарантирую, на душе сразу же станет намного спокойнее, к тому же, вполне возможно, вы получите помощь, откуда совсем не ожидали.

— Будьте реалисткой

Даже если вы уже готовы в полной мере принять на себя ответственность за сделанный выбор, будьте реалистами и не взваливайте на себя то, с чем справиться не в состоянии. Вы позавчера окончили институт, а сегодня вам уже предлагают должность директора предприятия? Заманчиво, конечно, и перспективы радужные открываются. Однако стоит задуматься и реально оценить, сможете ли «потянуть» такой объем работы и ответственности. Не рассчитав свои силы сегодня, разочаровавшись и получив хороший «пинок» от жизни, рискуете навсегда утратить способность рисковать. Приняв подобное предложение через некоторое время, набравшись опыта и знаний (если вы к этому будете стремиться, оно обязательно поступит) вы действительно сможете преуспеть в нелегком деле управления.

— Включайте интуитивное мышление

Люди напрасно недооценивают возможности интуиции, считая, что предчувствиям, тревогам и тому подобной «чепухе» не стоит доверять. Дело в том, что «шестое чувство» не возникает на пустом месте, ему предшествуют какие-то события, которые вы не успели проанализировать, не придали значения. Но наше подсознание фиксирует все и начинает подавать сигналы, чтобы мы обратили внимание на тот или иной факт. Сигналы эти часто едва различимы: та же непонятная тревога, чувство дискомфорта, которое вы не можете себе объяснить, общаясь с тем или иным человеком или о чем-то думая. Научитесь обращать на них внимание и постарайтесь разобраться, что вас беспокоит. Это поможет сделать правильный выбор и принять верное решение. Моей знакомой однажды предложили работу в одной солидной фирме, посулив значительное повышение оклада и должности. Как водится в таких случаях, она раздумывала, поскольку и на старой работе получала достаточно и была не последним человеком в компании. Но предложение было заманчивым, поэтому она решила сходить на собеседование, которое прошло успешно для нее. К тому же понравился и офис и директор. Но все же, после собеседования на душе остался неприятный осадок. Знакомая никак не могла понять, в чем дело, пока не вспомнила, что во время разговора в кабинете директора зазвонил телефон, судя по характеру звонка внутренний, и как начальник раздражительно бросил в трубку: «Их предупреждали, что возможны временные трудности, потерпят». Его тон моей знакомой почему-то совершенно не понравились. Решив побольше узнать о предполагаемом месте работы, она подключила к сбору информации всех друзей. Вот тогда и выяснилось, что на хваленой фирме невыдача зарплаты на протяжении трех месяцев — вполне нормальное явление

Оксана БОНДАРЧУК

Читайте також

  • Уроки фінансової грамотності, яким нас не навчили в дитинстві10 березень, 2025

    Досліджуючи біографії заможних людей, мимоволі впадає в око важлива деталь. Такі люди ще змалку вчилися заробляти гроші. Пропонуємо разом з Jobs.ua поговорити про основи фінансової грамотності, які варто передати власним дітям як цінну й життєво необхідну навичку.

  • ДАЙ СОБІ ШАНС: підтримка українок у кар’єрному зростанні і бізнесі 7 березень, 2025

    Сьогодні, 7 березня, стартувала національна кампанія Дай собі шанс. Це чудовий спосіб проявити себе в бізнесі, фрилансі чи кар’єрі. На вас, дорогі жінки, чекають різноманітні активності, серед яких виділимо безкоштовні освітні курси, подкаст і відеоманіфест для мотивації і підняття духу.

  • Розвиваємо дисциплінованість — найдієвіші поради 5 березень, 2025

    Без дисципліни великих вершин не досягнути. Для сходження на багатотисячники, якщо висловлюватися альпіністськими метафорами, без належної підготовки не впоратися. То як її розвивати, ту дисципліну? З’ясовуємо разом із Jobs.ua, як розвинути в собі цю важливу навичку.

  • Бізнес і нещирі люди — кого з homo sapiens краще уникати? 3 березень, 2025

    Вистачить однієї нещирої, фальшивої людини в діловому оточенні, щоб якоїсь миті все рухнуло, наче доміно. Як у відомій приказці, коли ложка дьогтю псує бочку меду. Пропонуємо з’ясувати, яких людей краще уникати, щоб максимально убезпечити бізнес від нещирих представників homo sapiens.

  • Розвиваємо креативність з користю для здоров’я, ментального і фізичного 1 березень, 2025

    Як «приручати» мозок з користю для себе? В цій статті розповідаємо про ті способи розвитку креативності, про які мало хто говорить насправді, бо не надає цьому значення. А даремно.


↑ Вгору