Популярность профессии дизайнера интерьера не вызывает
сомнений. Например, в Англии система образования создателей гармонии находится
под патронатом королевы. А всемирный законодатель мод — Италия — процветает на
рынке во многом благодаря трудам талантливых disegno. Численность персонала в некоторых дизайнерских фирмах
превышает сотню, а в самом крупном в мире дизайн-отделе небезызвестной
«Дженерал моторс» зашкаливает за тысячу. Солидарен с Западом и Восток: в Японии
по принципам учения фэн-шуй возводили города, а основы дизайна преподают в
школах. В Украине специальность не столь обыденна, особенно в сфере частных
интерьеров. Причины в том, что недавно такой профессии не существовало, равно
как и потребности в подобного рода услугах. Выбор мебели в советских магазинах
не доставлял хлопот из-за отсутствия ассортимента, а граждане, затеявшие
ремонт, главной удачей считали приобретение импортной сантехники и
матрасообразных обоев. Функции по оформлению интерьеров общественных зданий
лежали на плечах архитекторов или художников-конструкторов. И только с
выделением класса состоятельных людей, не желающих обременять себя изучением
сочетаемости элементов стиля и поиском необходимых аксессуаров, вырос спрос на
специалистов в сфере дизайна интерьеров. Профессионалами называли себя все те,
кто умел отличить «классицизм» от «баухауза» и соответственно им безгранично
доверяли те, кто не подозревал о существовании словосочетаний типа
«аква-дизайн», привычно путая дизайн с евроремонтом. Сегодняшние заказчики
принципиально отличаются от бизнесменов начала 90-х: успели поездить по миру,
начитаться специализированных журналов и четко представляют, «что такое хорошо
и что такое плохо» в дизайне интерьеров. Да и отношение к деньгам у клиентов
изменилось: они готовы отдавать кровные исключительно за профессионализм, а не
за его имитацию. Отсюда и возросшие требования к специалистам.
Дизайнерская Re:форма
Наибольшей популярностью сегодня пользуются профессии
дизайнера-полиграфиста и web-дизайнера.
Создатели стильных интерьеров — на третьем месте. Частично это связано с тем,
что рынок интерьерного дизайна довольно молод, развивается стихийно и
окончательно не сформировался. По сравнению с мировым рынком, насыщенность
профессиональными кадрами (имеющими соответствующий диплом и работающими по
специальности) в Украине не высока. Если исходить из пропорции: в Европейских
странах на тысячу жителей — примерно
полтораста дизайнеров, для нашей страны количество специалистов в подобном
соотношении на порядок ниже. Но не только по этой причине эксперты не спешат
назвать конкуренцию жесткой: заказов пока хватает на всех, потому что
строительство в столице носит характер массовых застроек, и архитекторы не
могут дорабатывать каждую отдельную квартиру. Непаханое поле для интерьерщиков
предоставляет и вторичный рынок жилья. По словам специалистов, хорошие
дизайнеры обеспечены работой на ближайшие 200 лет, потому что вся недвижимость,
выставленная на продажу, требует больших вложений средств в ремонт, декор и
перепланировку. Основную массу дизайнеров интерьера (90%) составляют
архитекторы или художники. Интерьеры, созданные художниками, более разнообразны
и изысканы с упором на декор помещения — изобилуют витражами, керамикой,
настенной росписью и т.п., которые порой могут представлять собой произведения
искусства. Но в то же время художникам недостает инженерных знаний, поэтому они
стараются не заниматься проектированием. Архитекторы, подвизающиеся на ниве
дизайна, с легкостью справляются с задачами перепланировки, однако им гораздо
сложнее дается декорирование квартиры или дома. Мечтать об узкой специализации
в дизайне, общепринятой за рубежом, где над созданием интерьера работает
несколько человек — специалист по освещению, по текстилю, мебели, эко-дизайну и
т.п. — в ближайшие несколько лет не придется. Несмотря на то, что самый высокий
спрос на дизайнеров интерьера в проектно-строительной отрасли (см. диаграмму),
можно найти место под солнцем и в смежных областях. Не менее востребованы
интерьерщики в производстве мебели, однако сами дизайнеры не жалуют эту сферу
из-за невысоких заработков по сравнению со строительством. Замыкает тройку
лидеров область торговли элементами интерьера, где дизайнеры принимают на себя
функции продавцов-консультантов. Однако требования к квалификации специалистов
не везде одинаковы.
Твердые реалии
мягкого бизнеса
Несмотря на престижность профессии, текучесть кадров в этой
сфере довольно высока. Многие начинающие дизайнеры устраиваются в строительные
компании, где есть возможность набраться опыта и обрасти заказчиками.
Большинство организаций, вырастающих как грибы после дождя на благодатной
строительной почве, с удовольствием принимают неоперившихся специалистов,
предлагая за генерирование идей в среднем около 300 долларов в месяц. Как
правило, через год — два года окрепшие интерьерщики уходят на вольные хлеба или
в другие организации, где смогут получать больше — от 700 до 1500 долларов в
зависимости от уровня квалификации. Но и работодатели не грустят: курсы и вузы
исправно поставляют кадровое пополнение. Изначально избравшие путь свободных
художников на первых порах выживают в основном за счет демпинга, увеличивая
расценки по мере накопления опыта. «Стать востребованным в сфере дизайна
интерьера может художественно одаренный специалист, обладающий знаниями
архитектора, — комментирует Виктория
Руденко, дизайнер интерьера. — Оптимальный вариант образования — высшее
специальное. Славу самых требовательных работодателей в этом плане снискали
архитектурные мастерские или студии. Да и солидные заказчики не хотят иметь
дело с выпускниками двух —шестимесячных курсов. Проблема в том, что на подобных
курсах можно получить представление о фактуре, сочетаемости цветов элементов
интерьера, но не знания о конструкции зданий, систем коммуникации,
водоснабжения, электросетей. А без этого теоретического багажа заниматься
перепланировкой — преступление. Нельзя и сказать, что курсы бесполезны, они
могут стать подспорьем специалистам из узких отраслей, например, занимающихся
драпировкой стен. Помимо диплома обязательным требованием является знание
пакета архитектурных программ и графических редакторов: «CorelDraw», «3D Max», «ArchiCAD», «AutoCAD», «ArCon+», с помощью которых предстоит
разрабатывать дизайн-проекты. К сожалению, ни вузы, ни курсы не обучают
компьютерному проектированию, и осваивать программы придется либо
самостоятельно, либо на отдельных курсах». Разумеется, ни один работодатель или
заказчик не рискнет брать «кота в мешке», не попросив дизайнера представить
портфолио и рекомендательные письма. Выпускники могут продемонстрировать свои
студенческие работы. Считается, что хорошее портфолио должно содержать не
только компьютерные эскизы, но и чертежи, выполненные от руки. В противном
случае опытный работодатель может сделать вывод о том, что у соискателя,
полностью доверившего создание интерьера умной машине, не развито пространственное
видение или он — бездарный художник. И то и другое одинаково плохо. В последнее
время при приеме на работу дизайнеров интерьера все больше внимания уделяют
проверке личностных качеств при помощи батареи тестов, потому что секрет
успешности профессии кроется в умении поладить с заказчиком.
Не вольный и не
художник
Одним из минусов профессии специалисты называют отсутствие иерархической структуры. Но беспокоит их вовсе не отсутствие перспектив вертикального карьерного роста, а скорее невозможность продемонстрировать заказчику уровень квалификации, что сказывается на размерах гонораров. Второй существенный минус — работа с клиентом. По этому поводу сложилась даже поговорка: «проект был бы замечательным, если бы не заказчик». «Очень сложно найти золотую середину между авторским видением проекта и желаниями клиента, — комментирует Дмитрий Жила, дизайнер интерьера. — Далеко не всегда заказчики обладают художественным вкусом. Но дизайнер не имеет права и игнорировать пожелания клиента, поскольку это противоречит международному стандарту профессии и затрудняет взаимопонимание. Еще хуже, если «заказывающий музыку» совершенно не представляет, какой интерьер хочет видеть в собственной квартире, все его разъяснения, как правило, носят сумбурный и неопределенный характер. Обиднее всего, когда новые идеи посещают клиента в конце работы над проектом. К сожалению, немало и не ориентирующихся в ценах на материалы и услуги, что существенно осложняет сотрудничество. Практически каждый заказчик полагает, что, нанимая дизайнера, полностью завладевает временем специалиста, а попытки объяснить, что возможна параллельная работа над другими проектами, не встречают понимания. Не втолковать клиенту и особенностей творческого процесса, вылившихся в другую поговорку: «муза молчит — работа стоит»». Несмотря на то, что сроки выполнения проекта фиксируются в договоре, дизайнеру редко удается завершить работу вовремя, поскольку часто подводят исполнители — подрядчики и многочисленные представители строительных профессий, за работой которых приходится осуществлять авторский надзор, потому что за все упущения спрашивают с дизайнера. Сложность работы с последними состоит в том, что любому строителю хочется сделать все как можно быстрее и проще, а отнюдь не скрупулезно выпиливать сложные элементы отделки или гнуть гипсокартон по заданным параметрам. Если же сам интерьерщик слег с ОРЗ, никто не сможет подменить его и работа застопорится. Прелести работы дизайнером в том, что помимо увлекательности, востребованности и доходности она приносит огромное удовольствие от творческого самовыражения. А знающие люди говорят, что если работа приносит удовольствие, она превращается в отдых. И если вы еще (или уже) не принадлежите к числу создателей стильных интерьеров, не расстраивайтесь, наслаждаться плодами чужого творчества тоже не так уж плохо.
Плюсы |
Минусы |
Хорошие дизайнеры ценятся на вес золота |
Материальная ответственность за результаты своего труда |
Удовольствие от творческого процесса создания интерьера |
Необходимость поиска компромиссов при работе с клиентами, не всегда обладающими вкусом |
Необходимость всегда быть в курсе новых и модных тенденций и стилей |
Необходимость практически постоянного пребывания на объекте, осуществляя авторский надзор |
Круг общения, как правило, очень высокого класса |
Необходимость создавать свои работы не ради искусства, а под диктовку заказчика |
Возможность отделать собственное жилье на высшем уровне |
В офисе проводится менее трети рабочего времени, остальное — в разъездах по объектам и магазинам |
Высокие заработки и возможность подработки (профессиональный дизайнер ведет несколько объектов) |
Прежде чем начнешь хорошо зарабатывать, может пройти ни один год |
Информационная справка. Историки затрудняются определить дату возникновения дизайна как такового. Условно
первыми дизайнерами можно назвать тех, кто занимался росписью предметов быта,
например, глиняной посуды, не забывая совершенствовать и форму. Официально
профессия дизайнера возникла в 1929 году, поэтому все предыдущие столетия
считают подготовительным этапом. В годы экономического кризиса несколько
американских художников, самые известные среди которых — Генри Дрейфус, Раймонд
Лоуи и Уолтер Дорвин Тииг — перешли на работу в промышленные компании с целью
помочь увеличить сбыт продукции.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.