Аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Новости Украины и мира
  4. Статьи

Снимаю порчу


21.04.2008 715

Итак, художники-реставраторы. Официально эта профессия «зарегистрирована» лишь в начале XX века. Однако, не появись она раньше, вряд ли бы наши современники имели возможность услышать «в игре» скрипку Амати, увидеть великолепие полотен Тициана и благоговейно перекреститься под сенью Софиевского собора… Первые реставраторы появились еще в эпоху Возрождения, как раз тогда из мглы веков начали извлекать эллинские скульптуры, которые, понятное дело, не сохранились в своем первозданно-благолепном виде и нуждались в «ремонте».

Это одно из немногих ремесел, требующее сочетания эрудиции и выверенности, четкости движений руки — тут его можно сравнить разве что с профессией хирурга. Ведь подобно тому, как провидение повернет скальпель в руке врача, зависит жизнь пациента, так одно неловкое движение резака или кисти — и тысячелетнее существование шедевра оборвется. Как и у врачей, у реставраторов есть свой этический кодекс: мастер не должен упускать возможность рассказать публике о целях и возможностях своей профессии, чтобы люди имели как можно более полное представление о его задачах.

Так вот, чем занимается реставратор? Воюет со временем! И отвоевывает все новые территории и трофеи.

Архитектура. Грубость романского стиля, присущего восточнославянскому характеру построек, все же требует к себе нежного обращения. А замысловатые образцы деревянного зодчества на западе страны достойны лучшего «макияжа».

Скульптура. В реставрации нуждаются и многочисленные памятники: в Украине немало уголков, «населенных» львами без хвостов, королями с поломанными шпагами и беспалыми героями.

Живопись. Забавно, но специалисты утверждают, полотна двух-трехвековой давности старятся куда медленнее, нежели 60-70-х годов прошлого века. Они объясняют это тем, что живописцы в древности были по совместительству еще и алхимиками: самостоятельно разрабатывали рецепты и составляли краски. С популяризацией массового искусства дотошность и разборчивость в выборе пигментов начала мешать «быстрой технике». И живописцы перешли на фабричные краски «не того» качества: вот поэтому-то шедевры столь модного не так давно соцреализма могут приказать долго жить без реставрационной поддержки.

Отдельно стоит упомянуть иконопись: в связи с воспарившим в стране духом православия, клир тратит немалые деньги на реконструкцию икон и прочей церковной утвари.

Декоративно-прикладное искусство. На рынке антиквариата постоянно курсирует несметное множество всяческих поделок, требующих как мелкого, так и «генерального» ремонта.

Мебель. Сегодня самая модная среди коллекционеров «старья» тенденция. Котируются даже никому еще вчера неинтересные колченогие шкафы и трухлявые бабушкины сундуки.

Оружие. Как огнестрельные, так и рубяще-колющие образчики во все времена привлекали настоящих мужчин. Сегодня в Украине достаточно ценителей, которые не поскупятся выложить за восстановление милой сердцу «пушки» энную сумму.

Букинистика, нумизматика. В силу своей редкости, пожалуй, самые скудные на заказы направления: книги и монеты у нас коллекционируют немногие. Но кто знает, куда повернет мода указующий перст в ближайшие пару лет…

Музы реставрации

С врачами этих мастеров роднит и еще одна деталь: обучение художников-реставраторов длится не пять, как заведено в большинстве вузов, а шесть лет. Это не простое совпадение, а свидетельство того, что профессия требует особо серьезного к себе отношения. К тому же реставратору широкого профиля надобно знать анатомию не хуже хирурга… На этом параллели с эскулапами, пожалуй, заканчиваются. И начинаются точки соприкосновения с другими профессиями: строителя, скульптора, художника, ювелира. Вдобавок ко всему еще нужно знать основы физики и детально изучить химию.

И вот тогда уже можно браться за резак или кисть!

«Восполнить потерю»

Есть такой профессиональный термин, подразумевающий воссоздание реставратором недостающих элементов произведения искусства — будь то скол на венецианской тарелке, облупившаяся краска на восьмисотлетней иконе или щербатая облицовка старенькой церквушки.

Не так давно появилось правило, согласно которому мастера, работающие с предметами древности, при восстановлении любых объектов нужно восполнять потерю таким образом, чтобы «свежий элемент» отличался от истинно старинной части предмета. То есть отрихтованный скол на той же тарелке должен разниться с его основной частью как минимум по оттенку. Ранее же, во времена СССР, специалисты работали «незаметно».

Однако термин «восполнить потерю» можно трактовать и глобально: реставраторы восполняют утраты в духовной жизни нации. Однако кто оценит достижения бойцов со временем? Кто добавит недостающее в памяти и вспомнит имена неизвестных героев?

Без права на экспромт

Реставраторы ни в коем случае не должны импровизировать! Никаких художественных вымыслов и творческих домыслов! Труд их подчиняется букве строгих правил и духу времени, актуального для той или иной работы.

Где-где, а в изобразительном искусстве автор — единственная значимая и незыблемая величина. Даже в книгах указывается имя редактора, но кто видел автограф реставратора на полотне или барельефе?! Их имена известны только узкому кругу специалистов и клиентов. Реставраторы — существа обезличенные, неизвестные простым смертным, в отличие от художников. Хотя спрашивается с них поболее, чем с живописцев или скульпторов!

Но можно ли утверждать, что виртуозы возрождения древностей находятся на обочине искусства? Отнюдь, реставраторы как раз в центре: именно через их руки проходит поток ценных вещей, которые затем, в конце концов, на долгие годы «упокоятся» в музеях или частных коллекциях.

Ценность «исходного материала» в этом ремесле бывает грандиозной — иногда достигает цифры с шестью и более нулями. Естественно, доступ к антиквариату имеют лишь мастера высшего класса. Хотя многие и не стремятся его получить. При работе с шедеврами «государственного масштаба» процесс реставрационных работ курирует специальный реставрационный совет: на частых и затяжных совещаниях определяются этапы и методы работы, причем, сам реставратор выступает заурядным исполнителем и отступает на второй план.

А как же доход мастера? Сопоставим ли он с той степенью ответственности и напряжения?

Идеальный вариант

Известный стереотип (пожалуй, такой же древний, как и антиквариат, с которым работают реставраторы): настоящий художник должен жить впроголодь. Выходит, людям искусства достаток во вред?

Одно не исключает другого: банальная «истина», что богема должна ходить босиком в лохмотьях, не выдерживает критики. Творческий полет никоим образом не потенцируется чувством голода. А именитому мастеру работать на пустой желудок не придется и подавно. Специалист средней руки берет за заказ, требующий на исполнение, скажем, неделю, от 200 долларов — это минимум, начальная точка отсчета. Далее стоимость может возрастать: учитывается платежеспособность клиента, степень сложности работы, а также выгода (или отсутствие оной) от сделки: как и везде — «оптом дешевле».

Стоимость бывает и справедливой: прямо пропорциональной ценности предмета, требующего реконструкции, и, следовательно, мере ответственности, возлагаемой на плечи мастера, в то время как руки заняты кропотливым восстановлением раритета. Теперь вопрос только в том, как достичь этого титула — «мастер».

Творческое распутье

Сегодня в Украине найдутся как организации, так и частные лица — дилеры и коллекционеры, знающие толк в искусстве, умеющие оценить шедевры по достоинству, в том числе и в денежном эквиваленте. Но мало быть знатоком своего дела и мастером на все руки, нужно иметь еще и задатки менеджера, чтобы не проворонить выгодную сделку. Впрочем, ниша плотно занята: у нас в стране работает достаточно много артелей и маэстро-одиночек, способных взяться за серьезные заказы...

Чтобы вылавировать среди акул антикварного бизнеса, нужно быть практически идеальным…

Вооружитесь!

Помимо резака, кисточки, микроскопа и разнообразных химикалий, в арсенале реставратора должны присутствовать и ценности, которые «не пропьешь».

1. Техническое мастерство и знания: достигаются годами кропотливого труда и учений.

2. Художественные навыки: овладеть ими можно только под руководством опытных преподавателей.

3. Задатки менеджера: коммуникабельность, сметка, мобильность помогут обрести постоянных клиентов и финансовую независимость.

К работе по специальности можно (и нужно) приступать еще в студенческую пору — не просто ради заработка, но чтоб набить руку и как можно органичнее вписаться в среду коллег.

Вариантов развития сценария под названием «карьера реставратора» немного, как в сказке.

1. Уйти в свободное плаванье. Пережив длительный или не очень период «безрыбья», не потеряв веру в себя, есть все шансы вырасти в маэстро.

2. Податься в подмастерья к асу в реставрации. Для начинающего — оптимальный вариант: тут и наука, и кое-какие связи, ну и деньги.

3. Наемный труд на предприятии, в том числе и частном. Самый безыдейный вариант — сидеть на ставке, не заводить знакомств и не совершенствоваться в ремесле (поскольку большинство заказов — кич).

Тайный орден

Как уже стало ясно, добиться всенародного признания на этом поприще вряд ли удастся. Впрочем, истинные мастера славы не ищут: чтобы стать профи в ремесле реставратора, нужно обожать не себя, а искусство во всех его воплощениях. Впрочем, это не такой уж и секрет: любая работа, будь то уборка мусора или штопанье носков, выполненная увлеченно, с вдохновением, более качественна, чем труд из-под палки. Любите свое занятие и не зацикливайтесь на трудностях, тогда успех непременно посетит вашу мастерскую!

Реставраторская деятельность — одна из немногих отраслей, на дух не переносящая случайных людей. Вот поэтому-то добиваются успеха в ней единицы.

Вадим Лесогор, художник-реставратор:

— Я не разочаровался в искусстве восстановления древностей. Просто оно для меня неприбыльно. Живи я во Франции или Италии, несомненно, смог бы достойно содержать себя и семью, промышляя исключительно реставраторской деятельностью. Но в Украине мне, как и практически всем моим однокурсникам, приходится «изменять» дипломной специальности. В данный момент я занимаюсь ювелирными изделиями и скульптурными миниатюрами.

Люся ШВАРЦ

Если вам нужен персонал размещайте бесплатно вакансию на сайте!

Разместить вакансию

Читайте также

  • И, даже лежа: боремся с переутомлением на работе23 Январь, 2018

    Здоровье - это самое главное!

  • Поведение, которое не понравится работодателю на собеседовании22 Январь, 2018

    Любой соискатель хочет понравится работодателю на собеседовании. Эта встреча является решающей для обоих сторон, но для соискателя это возможность воспользоваться шансом и показать свои умения и способности. Тем не менее, соискателю необходимо придерживаться правил этикета, так как не всякое поведение понравится работодателю.

    Если вы будете придерживаться правил поведения, изложенных ниже, вы сможете понять, что делаете на собеседовании не так, откорректировать свою манеру поведения, чтобы представлять для работодателя интерес.

  • Зимние праздники: их много или мало?22 Январь, 2018

    Много или мало?

  • "Гостарбайтерские страсти": Литва догоняет Польшу?18 Январь, 2018

    Литва или Польша: какая страна популярнее?

  • Многозадачность - востребованное, но поверхностное качество17 Январь, 2018

    Обратите внимание, как со временем изменились запросы работодателей к соискателям. Все хотят видеть на должности в компании универсального работника, который умеет все и готов выполнять любую задачу, не зависимо от ее сложности и других возможных ресурсов. Все больше работодатели убеждаются, что многозадачность – не самый основной критерий при подборе кандидата на должность. Почему, давайте разбираться.

Если вам нужен персонал размещайте бесплатно вакансию на сайте!

Разместить вакансию
↑ Наверх