С другой стороны, работодатели тоже не прочь «подлить масла в огонь» — смутить кандидата на вакансию какими-нибудь особыми проверками и каверзными вопросами. Что же может ожидать соискателя на собеседовании? К чему стоит готовиться, чтобы не быть застигнутым врасплох?
Побеседуем по-дружески
В принципе большинство работодателей и рекрутеров считают, что наиболее продуктивная форма знакомства с кандидатом — простая беседа в доброжелательных тонах. Информации, полученной таким образом, вполне достаточно, чтобы оценить как деловые, так и личностные качества соискателя. Так что если вы чувствуете, что никаких особых испытаний вас не поджидает, расслабьтесь и включайтесь в беседу на равных. Тем не менее, к ней стоит подготовиться заранее. Во-первых, сформулировать ответы на наиболее распространенные вопросы:
- Расскажите о себе и своем опыте.
- Почему вы ищете новую работу.
- Причины увольнения с предыдущих мест.
- Что вам нравится (не нравится) в вашей работе.
- Каковы ваши сильные (слабые) стороны.
- Какие профессиональные ошибки вы допускали.
- Кем вы видите себя через 5 лет.
Во-вторых, необходимо тщательно продумать свои вопросы интервьюеру. Это важно: с одной стороны, вы должны уточнить все возможные условия и нюансы работы: график, обязанности, форма оплаты, личные перспективы и перспективы развития компании и т.п. С другой стороны, вы тем самым продемонстрируете свою заинтересованность, активность, уверенность на рынке труда. В общем, вы должны показать, что знаете себе цену как профессионалу, а не выступаете жалким просителем или перепуганным абитуриентом.
Профессиональное тестирование
Естественно, о квалификации кандидата красноречиво свидетельствует опыт работы и название компаний, в которых он трудился. Но если работодатель захочет наглядно убедиться в вашем профессионализме, в этом нет ничего страшного. Главное — заранее настроиться на возможность проверки. Если вы действительно специалист в своей области — вам не страшен никакой тест. Отнеситесь к его выполнению как к обычной работе, постарайтесь не волноваться, — и все будет в порядке.
Тесты для оценки способностей и личностных качеств
Встречаются кадровики, особо увлеченные подобными исследованиями. На самом деле, объективная потребность в таких проверках появляется не слишком часто. Но если вам предложили пройти тест на определение уровня интеллекта (IQ), внимания, памяти, или на оценку личностного типа и особенностей поведения, — не пугайтесь. Отвечайте на вопросы искренне, не пытайтесь «обмануть» тест, — вряд ли от этого будет польза. И не бойтесь задавать вопросы интервьюеру! Многие специалисты грешат тем, что считают привычные для себя вещи понятными без разъяснений и всем окружающим. Поэтому не стесняйтесь указать на то, что вы вовсе не профессиональный психолог, и по этой причине хотели бы уточнить, что за тест вам предлагают, для какой цели, на что обратить внимание при заполнении и когда можно будет узнать результаты.
Чтобы избежать лишних волнений, несложно ознакомиться с наиболее распространенными тестами самостоятельно: в специальной литературе, которую можно приобрести в книжных магазинах, либо в интернете. Чаще всего кадровики используют тесты И. Айзенка, Кеттела — «16 личностных факторов», MMPI. Некоторые любят применять проективные методики: просят нарисовать несуществующее животное или постройку, вписать фразы в диалог и т.п.
Если тестирование объективно имеет смысл, например, чтобы выяснить, какими особенностями личности обладает претендент на место начальника охраны, финансового директора и т.п., то вряд ли стоит расстраиваться из-за неудовлетворительных результатов теста. Вполне возможно, что вы, со своими чертами характера, действительно чем-то не подходите на данное место. Может, работодатель ищет человека, у которого наблюдательность и внимание развиты на все 150%, а вы несколько не дотягиваете до нужного уровня. Что ж, хозяин — барин. Не все фирмы столь придирчивы, найдется другой работодатель, которому вы со своим опытом и умениями вполне подойдете.
Ну, а если применение теста вызвано скорее увлечениями кадровика, а не объективными требованиями вакансии, или если результаты тестирования вызывают сомнения, это говорит, скорее, не о ваших недостатках, а о непрофессионализме интервьюера. Хочется ли вам работать в компании, где допускаются такие вещи? Так что если вы не прошли тест, не стоит особенно огорчаться.
«Допросы и пытки»
Редко, но встречаются компании, применяющие при отборе кандидатов на вакансии методы стрессового или агрессивного интервью. Теоретически соискатель может столкнуться с чем угодно: с подобием перекрестного допроса, с нетактичными и даже наглыми вопросами и т.п. Как на такое реагировать? Ответ прост — спокойно, по возможности, — с юмором. Вы не должны выказывать страха, растерянности, раздражения. Можно отвечать интервьюеру в его же манере, встречными вопросами или подчеркнуто тактично.
Например, на вопрос «Удовлетворены ли вы своей сексуальной жизнью?» возможны ответы: «Это имеет отношение к исполнению служебных обязанностей?», или «Вы считаете тактичным задавать подобные вопросы?». Собственно, если вы попали на стрессовое интервью, у вас имеется два пути. Если вам очень хочется получить работу в этой компании, сохраняйте самообладание и принимайте «правила игры». Ну, а если подобная манера отбора кандидатов вызывает у вас в душе вполне праведный гнев, мило распрощайтесь с собеседниками и сообщите, что вам, пожалуй, не подойдет предложение их компании.
В несколько этапов
Количество собеседований, которые предстоит пройти, может варьироваться. К этому тоже надо быть морально готовым. Где-то работодатель ограничится одной-единственной встречей — с непосредственным руководителем. В другой компании вас вполне может ожидать целая череда интервью — с представителем отдела кадров, с будущим начальником, с директором, со службой безопасности. Если вакансия опубликована кадровым агентством, то первым шагом станет встреча с рекрутером. Имейте в виду, что каждая из этих бесед по-своему важна, и вас могут «забраковать» на любом из этапов. Так что к каждому из них готовьтесь ответственно, будьте вежливы и не забывайте, что собеседование — общение равных сторон, взаимно заинтересованных в сотрудничестве.
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.