UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Новини України і світу
  4. Статті
  5. Сотворите ли кумира?

Сотворите ли кумира?

6.03.2007 27598

Рост популярности профессии имиджмейкера, начавшийся еще в XX веке, не случаен. Когда повышается уровень жизни любого государства, возрастает и потребность населения вкладывать средства в самих себя. Это легко подметить по заметно увеличившемуся количеству фитнес-центров, салонов красоты, магазинов модной одежды, клиник эстетической хирургии… Трудно сказать, что явилось первичным, как в риторическом вопросе о яйце и курице: то ли спрос формирует предложение, то ли наоборот, однако факт налицо: возрастающие требования людей к своему внешнему виду изрядно прибавляют работы имиджмейкерам. На Западе всплеск популярности специальности пришелся на конец 60-х годов, когда проигравший в предвыборной гонке кандидат в президенты США Р. Никсон объяснил свое поражение недостаточным вниманием к своему имиджу. Учтя ошибки, уже в 1968 году Никсон стал президентом, а имиджмейкеры начали свое победоносное шествие по странам Европы. Сегодня за рубежом профессия «создателей образов», давно утратив экзотичность, стала такой же обыденной, как работа врача, бухгалтера, продавца или полицейского. Там консультанты по имиджу либо обязательно входят в структуру управления предприятием, либо приглашаются извне. А вот в Украине профессия пока еще в разряде эксклюзивных. Да и как иначе, ведь долгое время в идеологию нашего прежнего государства не вписывалось разнообразие имиджей, поскольку «образ строителей светлого будущего» был «один на всех» и предполагал унифицированный стиль поведения, общения, одежды и даже самой жизни. И поскольку раньше о таких специалистах никто «слыхом не слыхивал и видом не видывал», то есть системы обучения просто не существовало, то получать знания приходилось исключительно на практике, по ходу дела. Однако, несмотря на увеличение спроса на услуги имиджейкеров, сами специалисты не имеют твердой почвы под ногами, оставаясь «нелегальной» персоной на рынке труда.

Купи себе немного имиджа

Несогласных с рекламным слоганом «имидж — ничто» становится все больше, а профессиональных творителей образов можно пересчитать по пальцам. Даже знающие весь мир Интернет-поисковики выдают единичные ссылки на трудящихся на благо Украины имиджмейкеров. И дело не в том, что рынок услуг только созревает. Пресловутая собака зарыта в том, что профессия имиджмейкера — до сих пор не принята государством. В новом действующем классификаторе профессий ДК 003:2005 она не значится. Соответственно, вашу трудовую книжку или контракт не может украсить запись, что вы созидатель чьих-то имиджей. Как прокомментировал ситуацию Андрей Ротовский, президент Украинской лиги по связям с общественностью, — можно говорить об имиджмейкинге не как о профессии, а лишь как о роде деятельности, то есть с точки зрения хобби. По мнению экспертов, когда желающие смогут иметь дипломы, сертификаты и лицензии государственного образца, имиджмейкер станет весьма распространенным специалистом. С другой стороны, некодифицированность профессии дает возможность работать практически всем желающим — услуги имиджмейкеров пока не подлежат обязательному лицензированию, поэтому и отсутствуют четкие критерии отбора, а значит, свободные ниши может занять «рыбка большая и маленькая». Потому-то наряду с квалифицированными специалистами работают и откровенные иллюзионисты, что может привести к негативному восприятию профессии в целом. Дорога в специальность может лежать через самообразование, обучение на курсах или в частных вузах (подробнее читайте вразделе «Навчання та професійні курси»). Разумеется, перспектива работы на правах «недипломированных» государством специалистов, не должна сказываться на вашей решимости освоить профессию: в подобном положении находится еще целый ряд специальностей. Сфера применения потенциала уже сейчас очень широка. «Самый мощный пласт потребителей услуг имиджмейкеров дают избирательные кампании, — комментирует Виталий Песоцкий, генеральный директор и главный бизнес-тренер института экономики, права и систем управления Песоцких. — Кандидаты в президенты, лидеры политических партий, кандидаты в народные депутаты уже не могут обойтись без команды имиджмейкеров. Еще один массовый потребитель — шоу-бизнес. Найти работу имиджмейкер может в компаниях, специализирующихся на пиаре, а так же в рекламных агентствах. И даже в конкретной организации, создавая имидж как бренда, так и самой компании. Имиджмейкеры часто принимают участие в проектах — например, показах модных коллекций». На гребне волны направление, связанное с индустрией красоты, — фитнес-центры и салоны. Именно на них приходится наибольше количество открытых вакансий (см. диаграмму). Желанны имиджмейкеры в консалтинговых и рекрутинговых компаниях, могут консультировать и частным образом. В общем, сфер деятельности — предостаточно. А вот смогут ли соискатели найти тепленькое местечко, во многом зависит от них самих.

Исполняющий обязанности имиджмейкера

Слово «имиджмейкер» вошло в обиход давно, но зачастую употребляется в неверном значении. Функции имиджмейкеров приписывают и визажистам, и пиарщикам, и стилистам, не говоря о путанице в специализациях. Попробуем внести ясность. Консультант по имиджу чаще всего работает при бутиках и салонах, и консультирует клиентов, желающих приобрести вещи определенных торговых марок. Имиджмейкер-шоппер не только подберет индивидуальный стиль, но и поможет воплотить его, попросту говоря, вместе с клиентом ходит по магазинам. Имиджмейкер-психолог работает с личными проблемами клиентов, связанных с психологическими комплексами и барьерами: помогает преодолевать боязнь собственных желаний и оригинальности. Не теряет актуальности профессия имиджмейкера-политтехнолога, работающего над созданием привлекательных образов деятелей политической и общественной жизни (наиболее востребованы в период предвыборных гонок). «Венец творенья» — имидж-аналитик — профессионал высокого уровня, работающий над созданием корпоративного имиджа. Без них не обходится ни одна компания, занимающаяся созданием брендов. Как видите, выбор огромен. При трудоустройстве визитной карточкой послужит внешний вид самого имиджмейкера. По словам специалистов, имиджмейкер должен подстроить свой образ под ожидания потенциального клиента, то есть либо быть одетым экстравагантно, либо нейтрально — классика с учетом модных тенденций. «Работодатели обращают внимание, прежде всего на опыт работы, — комментирует Александр Курбан, советник Министра труда и социальной политики, секретарь экспертного совета, тренер Института Песоцких по подготовке имиджмейкеров. — Причем, абстрактные заявления типа «да я с такими людьми работал, что…», не принимаются во внимание. А если на собеседовании соискатель заявляет о том, что в области построения имиджа все знает и все может, нет смысла разговаривать с ним. Настоящий специалист должен предоставить свое портфолио — образцы проектов и медиа-отчеты о проведенных акциях, а также соответствующие рекомендательные письма».

Что касается доходов, они зависят от размаха проекта и количества клиентов. Средняя стоимость — от 100 долларов за прием. Зарплата у начинающего имиджмейкера 500-700 у.е., у раскрученного — до 10 000 и более. В период предвыборных кампаний управление имиджем влетает кандидатам не в одну сотню долларов (гонорар имиджмейкеров обычно до 10% всех затрат на предвыборную кампанию). Но, рассказывая о профессии имиджмейкера, можно говорить лишь о горизонтальном карьерном росте. Основная цель — стать лучшим в своей области, специалистом-брендом.

Имидж — все!

Отношение общества к имиджмейкерам неоднозначно, что навевает мысль о «сапожнике без сапог». Причины негативного восприятия профессии Александр Курбан видит в становлении классического украинского имиджмейкера. Прочитав пару учебников и статей, в лучшем случае пройдя 2-3 месячные курсы, новоиспеченный специалист начинает уверенно предлагать свои услуги доверчивым клиентам. Результат деятельности таких «мастеров» — недовольство, разочарование в отечественных спецах и, что самое страшное, — выработка у потенциальных заказчиков негативного восприятия самого понятия «имиджмейкер». По прогнозам Александра, такая тенденция сохранится еще 2-3, максимум, 5 лет. К минусам профессии относится эмоциональная усталость при общении с капризными клиентами. Любой заказчик, решивший воспользоваться услугами имиджмейкера, будет проявлять сопротивление, особенно если предложение специалиста по имиджу не совпадает с его ожиданиями. Часто имиджмейкеру для продвижения своих идей нужно работать с клиентом в качестве психолога и даже психотерапевта, изменяя его представления о своем месте в этом мире. Случается, что подвержены и «синдрому стоматологов» (которые при знакомстве, прежде всего, обращают внимание на неправильный прикус человека). В случае с создателями образа, их не оставляют мысли по поводу изменений внешнего вида друзей и знакомых. Тем, кто подвизается на политическом Олимпе, доводится в полной мере вкусить прелести двадцатичасовой работы в сутки на протяжении всего предвыборного периода. Это грозит невероятным напряжением всех физических и интеллектуальных сил. Кстати, в случае неудачного исхода выборов, почти все шишки достанутся имиджмейкеру. Особой популярности эта профессия не принесет, так как в отличие от своих творений, сам имиджмейкер должен оставаться в тени, с наибольшей выгодой высвечивая заказчика. Огромный плюс — оптимальный возраст для начала карьеры не ограничен. «Привлекательна необходимость постоянно развиваться, — рассказывает Татьяна Кравцова, директор по развитию бизнеса, бизнес-консультантЦентра Бизнес-Психологии «Инновация». — Здесь нет однообразия. Доставляет огромное удовольствие помочь клиенту найти индивидуальный стиль, создать вокруг него ауру внимания. Самое главное — не поддаваться соблазну создать искусственный образ. Необходимо отыскать изюминку, присущую каждому, раскрыть ее и подчеркнуть. Человек не теряет своего «Я», а раскрывает его, становится при этом счастливее и увереннее. Что может быть интересней!» Да и без работы творцы имиджа точно не останутся. Ведь, как известно, мало обладать выдающимися качествами, нужно уметь ими пользоваться, а как именно это сделать, знают имиджмейкеры.

Плюсы

Минусы

Высокие доходы

Услуги пока недостаточно популярны

Широкая сфера применения профессиональных навыков

Эмоциональная усталость при общении с клиентами, когда приходится принимать на себя психотерапевтические функции

Удовольствие от творчества, благодарность клиентов, почувствовавших себя счастливее

Отношение общества не всегда позитивно, некоторая часть относится к специалистам как к создающим мыльные пузыри

Умение управлять впечатлением и ситуацией

Трудности при работе с консервативными клиентами, сопротивляющимися изменениям

Необходимость постоянного развития, быть в курсе всех модных тенденций

Неудачи проектов (предвыборных компаний) часто списывают на счет имиджмейкеров

Развитое чувство стиля, интуиция, внимание к мелочам

Необходимость оставаться «за кадром» известных личностей

Информационная справка. В русском языке слово имидж поселилось примерно с середины восьмидесятых годов. Английское слово image означает изображение (образ предмета). Соответственно, image maker в переводе с английского — «тот, кто создает образ». Словарь подсказывает, что специалист по созданию образа объекта (личности или фирмы) служит для оказания им эмоционально-психологического воздействия при достижении политических, популяризаторских, рекламных и других целей. Осуществляет имидж-сопровождение в рекламных и предвыборных кампаниях, участвует в повышении корпоративной культуры организации.

Историческая справка. Современные исследователи так и не пришли к согласию по поводу определения эпохи, когда впервые появилась профессия имиджмейкера. Некоторые полагают, что это произошло лишь «в результате индустриальной революции, когда монополисты ощутили недостаточность методов управления только производственной сферой». Их оппоненты считают, что история имидж-консалтинга и PR уходит в глубину веков и уже в первобытных племенах подобные функции выполняли шаманы, старейшины, жрецы и астрологи.

Читайте також

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 листопад, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 листопад, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 листопад, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 жовтень, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 вересень, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


↑ Вгору