Для того, чтобы найти работу, вы должны запастись терпением, профессиональным резюме и пониманием процессов, влияющих на рынок труда. Не поручайте поиск работы никому. Помните, - это именно тот случай: «Если хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам!» В поиске работы проявите самые лучшие свои деловые качества – анализируйте ситуацию, делайте выводы, будьте целеустремленными, организованными, энергичными. Будьте профи.
Рассмотрим детальнее несколько ключевых моментов. Что изменилось на рынке труда…
… со стороны работодателей:
Во-первых - большинство компаний не расширяют штат, а наоборот, сокращают его. Даже те компании, которые не испытали пока на себе воздействия кризиса, предпочитают воспользоваться самим страхом перед кризисом для того, чтобы сократить расходы и интенсивнее эксплуатировать персонал. Такие компании проводят внутренние перемещения, оптимизацию численности персонала и, если и привлекают дополнительный персонал, то с не скрываемой целью получить более квалифицированного специалиста за меньшие деньги. Однако именно такие компании и являются теми работодателями, которые предоставляют шансы для трудоустройства.
Кандидаты же должны утешить себя тем, что кризис не вечен и такое не выгодное трудоустройство, от которого еще летом мы отказывались с возмущением и негодованием – не есть крах карьеры, а всего лишь «тактическое отступление на заранее подготовленные позиции».
Во-вторых – имея такой шикарный доступ к рабочей силе, работодатели практически перестали обращаться в рекрутинговые агентства и платить за размещение рекламы на сайтах трудоустройства. Поэтому рекрутинговые агентства вынуждены выводить на рынок новые услуги (о них позже) и переориентироваться на кандидата, как источник дохода. Тут срабатывает принцип «кому больше надо, тот и платит». А сайты трудоустройства, как и газеты (о них подробнее тоже позже) вынужденно обновляют устаревшие базы вакансий. Знаю это не понаслышке, у меня почта завалена резюме на вакансии, которые открывались в июне-июле прошлого года!
Для соискателя это значит, что дабы не рассылать резюме тысячами, а потом удивляться: «Неужели я никому не нужен?»,- лучше не тратить времени на объявления агентств, особенно не специализированных. А сосредоточиться на рассылке резюме по объявлениям «прямых работодателей», внимательно выбирая представителей отраслей, не задетых кризисом (т.е. не банкам, строительным и инвестиционным компаниям, а также компаниям – производителям и продавцам строительных материалов).
В-третьих - HRы на предприятиях – тоже люди, тоже кушают не меньше раз в день, поэтому пересматривают бюджеты таким образом, чтобы «раз уж нужно экономить», то лучше экономить на оплате вышеозначенных услуг (агентства, газеты и сайты). Для сохранения собственной заработной платы и демонстрации солидарности с руководством (экономия), HRы возвращаются к самостоятельному поиску персонала и ручному размещению вакансий.
Для соискателя это оборачивается существенным сокращением процедуры собеседований и принятия решения.
В-четвертых, вполне вероятно, что появятся работодатели, которые воспользуются кризисом для грабительства. Сейчас люди, потерявшие работу, готовы использовать любой шанс. А у «нехороших» работодателей есть вполне логичное обоснование для того, чтобы нанимать работников по «устному договору», без оформления трудовых и без официальных начислений: «Зачем платить налоги? Ты поработай, а я лучше тебе наликом заплачу».
Тут, как понятно всем, возникают риски поработать на благо работодателя «за так».
Поэтому без проверки благонадежности к такому работодателю лучше не соваться.
Как это делается? Спросите у сотрудников этой компании, лучше в неофициальной обстановке. Поинтересуйтесь у бывших сотрудников. Если компания «не чиста на руку», таких бывших сотрудников пруд пруди в И-нете и вы легко найдете их резюме на сайтах. Не стесняйтесь, позвоните им, они с радостью поделятся своим мнением. Или просто, внимательно присмотритесь к человеку, который проводит собеседование. Обычно людям трудно нести груз негатива, даже если они почему-то должны это делать. Если перед вами печальный и уставший субъект – это уже сигнал. Можете его даже «в лоб» спросить: «Что, шеф кидает с зарплатой?», - реакция будет красноречивой.
… со стороны печатных изданий:
Печатные издания «похудели» и стали дороже.
Т.е., тоже сделали ставку на мотивацию соискателей: «А куда им деваться? Работа то нужна».
Однако и они грешат тем, что «воскрешают» давно почившие вакансии. Наверно, чтобы не выходить в розницу вместо пышного каталога (лето) худосочной брошюркой (зима).
О чем это говорит соискателю?
О том, что не стоит удивляться, если на Ваше резюме не отреагировали. Запаситесь терпением и отведите времени на поиск работы в 2-3 раза больше, чем вам хотелось бы. Если трудоустроитесь раньше – будет повод радоваться. Если нет – хоть не расстроитесь.
… со стороны рекрутинговых агентств и агентств трудоустройства:
Возрождение агентств трудоустройства я воспринимаю с юмором. Несколько лет тому назад рекрутинговые агентства, проявляя снобизм, всячески открещивались от такого названия: мы не занимаемся трудоустройством, это моветон…
А теперь готовы взять деньги с соискателя, нет, не за трудоустройство (это же моветон), а за консультации по трудоустройству, за составление резюме, за предоставление информации о вакансиях.
Самая распространенная и недорогая услуга таких агентств — массовая рассылка резюме соискателя по актуальным предложениям. Т.е. за умеренную плату Ваше резюме должно быть разослано по всем вакансиям, соответствующим Вашим ожиданиям. На практике же рассылка резюме происходит не выборочно, а на все вакансии подряд. То есть, если вы претендуете на должность бухгалтера, то ваше резюме отправится на вакансию секретаря, юриста, менеджера по продажам и любые другие, которые доступны в Интернете. Такая “услуга” не только не помогает соискателю, но и вредит его репутации.
Довольно часто соискателей простят оплатить такие услуги как: оформление документов, прохождение психологического тестирования, которое якобы является обязательным условием приема на работу. А также платное обучение за счет соискателя, прохождение дополнительных тренингов и т.д.
Робота HR-спеціаліста містить чимало викликів. Трапляється так, що кандидат технічно підкований на всі сто, але із soft skills спостерігаються проблеми. Що треба знати досвідченому HR-фахівцю, щоб коректно відмовити кандидату?
Кандидати не люблять виконувати тестові завдання, факт. Цьому є цілком логічне пояснення: банально витрачений час. Якщо не візьмуть на роботу, цей час буде змарновано. Тож давайте розберемося, тестові завдання це все-таки перевірка здібностей чи безкоштовна праця на недобросовісного роботодавця?
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.