«Я не разделяю засилья иностранных
словечек, — комментирует Инесса Пшеничная, генеральный
директор ООО Центр Бизнес-Психологии Агентство «Инновация». — Но именно в том,
что касается определения «имидж», логика есть. В переводе — image
(англ.), imago (исп.), «image de marque» (фр.) означает «образ,
картинка». Но подразумевается — намеренно конструируемый образ для достижения
определенных целей. Этот образ — результат «image-building» или «image-making»,
как говорят американцы, потому что создать имидж — больше, чем просто
произвести впечатление, это еще и управление впечатлением. Употребляя
слово «имидж», мы стремимся подчеркнуть либо социальный статус, либо
принадлежность к той или иной профессии и даже уровень респектабельности, например, «имидж
политика», «деловой имидж», «имидж крутого парня» и т.д. Потому-то и сложно
подобрать аналог в русском языке».
— В чем суть работы имиджмейкеров?
— По логике, имиджмейкер —
создающий образ. Специалист помогает не только произвести благоприятное
впечатление, но и обучает стратегическим ходам, позволяющим «нажитое
непосильным трудом» зафиксировать в памяти целевой аудитории. Работая над
внешним обликом, имиджмейкер учитывает цели клиента, образ жизни, сферу
деятельности, должность, возраст и личные предпочтения. Особенность этой профессии — в объединении некоторых функций других
специальностей. Например, пиарщика — умение создавать личностный или
корпоративный пиар и даже распространять нужные слухи. Шоппера — умение делать
покупки, соответствующие выбранному стилю. Не обойтись имиджмейкеру и без
навыков стилиста, ведь он подбирает для своего клиента несколько направлений
стиля. Разница в том, что его компетенции не ограничиваются подбором прически,
макияжа или одежды. Он соединяет все детали образа воедино.
— Каждый ли может стать хорошим имиджмейкером?
— Не думаю. Для этой работы
обязательны глубокие знания психологии: не раскрыв внутренний стержень клиента,
невозможно правильно сформировать его имидж. Реализуя свой замысел, «творец
образа» должен четко представлять, что будет для подопечного органично, а что —
искуственно, ведь неуютность ощущений создаст проблемы в коммуникации. У
имиджмейкера должно быть специфическое восприятие, создающее ассоциации
«человек—вещь». То есть, имиджмейкер, видя вещь, может сразу же вспомнить
клиента, которому она идеально бы подошла и наоборот. Специалисту по созданию
образа нужно иметь понимание стиля, быть в курсе модных тенденций. И главное,
самому являться эталоном стиля.
— А не сложно ли быть эталоном? Не возникает ли желание
махнуть рукой и прийти на работу, например, в старых кедах?
— Стиль
— это умение выглядеть на миллион долларов даже когда сумма стоимости всех
вещей не превышает и 100. У имиджмейкера не получится «выпасть» из стиля.
Сочетание старых кед, порванных джинсов, свитерка с английским орнаментом и
небольших аксессуаров и создают этот самый эталон. Получается, что упомянутые
кеды — часть стиля, только другого. В этом и есть суть работы имиджмейкера — из
простого создать идеальное.
— Что способствует
популяризации услуг?
— Услуги этих специалистов рассматривают как удачные инвестиции в карьеру или профессию. Чаще всего задумываются о смене имиджа, когда меняют работу или решают начать жизнь с чистого листа. При поиске нового места хотят выглядеть более презентабельно, чтобы подороже «продаться». Что поделать, до сих пор встречают по одежке, и от этого никуда не деться. Один из наших клиентов работает в банке на должности аналитика — позиция совсем не публичная, но смена имиджа помогла ему продвинуться по карьерной лестнице. Как показывают исследования, умение преподнести себя часто влияет на восприятие качества выполняемой работы, например, сотрудница, одетая в строгий костюм, имеет больше шансов на повышение, чем не менее достойная любительница мешкообразных брюк и свитеров.
—
Сформировалось мнение, что услуги специалистов по имиджу слишком дороги и необходимы исключительно
публичным людям (артистам, политикам). Так ли это?
— Стоимость услуг не может быть стандартной, как прайс на товары, она индивидуальна и зависит от поставленных задач. Средний ценовой коридор — от 100 до 5000 у.е. В основном, услугами имиджмейкеров пользуются те, кто часто находится в центре внимания. Но уже не только главы государств, политические деятели, спортсмены и звезды шоу-бизнеса признают необходимость хорошо выглядеть на экране телевизора. Среди наших клиентов становится все больше руководителей компаний, бизнес-тренеров, преподавателей вузов, работников телеканалов и даже обычных домохозяек. Приходят и желающие повысить шансы на успех у противоположного пола — таких 5-7%.
— А как определить, что
имиджмейкер профессионально выполнил свою работу?
— Прежде всего, по ощущениям клиента, ведь он должен
комфортно себя чувствовать в новом облике. Второй, не менее важный критерий, —
реакция окружающих. Если изменения в имидже удачны, то большинство знакомых при
встрече делают комплименты: «Ты стал лучше выглядеть, но непонятно, что ты
изменил». То есть, в облике появилась едва уловимая новизна, изюминка.
Профессионал не допускает бездумных контрастов. Например, если у клиента были
длинные волосы, ему не порекомендуют постричься «под ноль» для очевидности
изменений. И еще один банальный факт: у воспользовавшегося услугами специалиста
по имиджу появляется больше уверенности в себе, он начинает чаще улыбаться.
Самый яркий пример успешного имиджмейкинга — кумир всех времен и народов —
актриса Мэрилин Монро. Она много лет была предметом поклонения и подражания. Да
и сегодня многие голливудские звезды продолжают копировать ее внешность. Но
мало кто задавался вопросом — всегда ли Монро была секс-символом? В
«дозвездной» жизни она была ничем не примечательной брюнеткой Нормой Джин. Ее новый
образ — от знаменитой родинки до походки «от бедра» — создавался по крупицам,
для чего ей пришлось по-иному учиться смотреть, улыбаться, ходить… И даже —
откликаться на новое имя. Но результаты перевоплощения превзошли все ожидания.
— Не
получится ли, что в результате активной деятельности имиджмейкеров мы все
станем фабрично-искусственными?
— Но
ведь мы этим и так каждый день занимаемся, играя те или иные роли на работе, в
кругу друзей или семьи. О чем думает, проснувшись, почти каждая женщина?
Правильно, какой костюм, туфли и сережки сегодня надеть. Распахивает дверцы
шкафы и начинает творить имидж. Имиджмейкер не навязывает клиенту тот или иной
облик, он просто направляет: выбор всегда остается за заказчиком. Специалист
помогает подчеркнуть уникальность личности, зрительно скорректировать
недостатки фигуры, найти неповторимый стиль в одежде, подобрать аксессуары и
парфюм, подчеркивающие индивидуальность.
— Чем отличается
работа по формированию корпоративного имиджа?
— Имидж организации — ее
хорошая репутация. И если она изрядно «подмочена» самой компанией, не поможет
даже гениальный имиджмейкер. Как верно подметил Альфред Нобель более ста лет
назад: «Хорошая репутация более важна, чем чистая рубашка. Рубашку можно
выстирать, репутацию — никогда». В остальных случаях, в каждой компании есть
какая-то главная идея, закладываемая в основу формирования имиджа. Чаще всего
она формулируется на почве ожиданий клиентов от компании. Например, от банка
ожидается, что он будет надежен. Именно поэтому в имидже банковских работников
исключены авангардные, креативные костюмы, так как они не поддерживают идею
стабильности и надежности. Предпочтительны традиционные деловые костюмы, серые
оттенки; классический и качественный интерьер — визуальные носители, сообщающие
клиентам о надежности банка. От врача ожидают, что он будет аккуратен,
чистоплотен, доброжелателен и т.п. Поэтому врачи носят белые халаты,
подчеркивающие чистоту и опрятность.
— А кто создает имидж самому
имиджмейкеру? Обращаются ли они к услугам коллег?
— Конечно.
Это очень полезно и интересно, потому что у каждого имиджмейкера свое видение.
Специалистам интересно именно от коллег получить так называемую «рефлексию с
той стороны», услышать критику на свои творения. Это чрезвычайно полезно в
качестве профилактики звездной болезни. Поэтому имиджмейкеры создают различные
клубы, профессиональные ассоциации, обмениваются опытом и информацией. И,
создавая собственный имидж, стараются прислушиваться к мнению коллег.
— Расскажите наиболее
запомнившуюся историю из практики.
— Обратилась к нам клиентка с просьбой подчеркнуть женственность при помощи создания соответствующего стиля. Проблема заключалась в том, что заказчица не могла определиться, кто она внутренне — мужчина или женщина. В остальном выглядела вполне адекватно, и причин для отказа мы не нашли. Один из наших сотрудников обошел с ней практически все магазины Киева, но она отвергала даже самые женственные вещи, как недостаточно соответствующие. Это, пожалуй, была самая капризная клиентка. Через время все же стиль был подобран, консультации проведены, куплена одежда и для работы, и для проведения презентаций, и для встреч с друзьями. В итоге, у клиентки наладилась и личная жизнь. Но на последней консультации она сказала: «Да нет, я все-таки мужчина». Что тут сказать! Хотя все поставленные задачи мы выполнили.
— Что бы вы
посоветовали тем, кто решит попробовать себя в качестве имиджмейкера?
— Это не только перспективная, но и интересная профессия. Попробуйте начать с изменения стиля близкой подруги или друга, поэкспериментировать, создавая образы, а потом и впечатления. Сфотографируйте образы «до» и «после». Первым клиентам или работодателям будет интересно увидеть ваше портфолио. Найти себя в этой профессии можно и без специального образования. Стоит начать с небольшой должности ассистента имиджмейкера, познакомиться с технологиями, впоследствии можно получить и образование. Шанс есть всегда у тех, кто хочет иметь этот шанс.
Досье Инесса Пшеничная — генеральный директор ООО Центр Бизнес-Психологии
Агентство «Инновация», 28 лет
Образование: Национальный университет «Львовская политехника» по специальности финансист. Не открыв в себе таланта финансиста, окончила Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко по специальности психология.
Опыт работы: начинала в корпорации «Бизнес-мастер» с позиции менеджера, впоследствии стала бизнес-тренером и именно там сориентировалась, что из многих направлений психологии наиболее интересно создание образа человека. Работала тренером в консалтинговой компании «КИМО» и, почувствовав достаточно сил, знаний и опыта, создала свою компанию.
Отношение семьи к работе: супруг терпимо и почти спокойно относится к поздним
возвращениям с работы.
Увлечения: не совсем женские. Больше всего любит дайвинг — погружение на глубину и наблюдение за
подводным миром, езду на автомобиле и все, что связано с машинами, их историей,
техническим прогрессом и модой.
Это интересно. Мы живем в мире, где все построено на визуальных образах. И бизнес — не исключение. Красный цвет одежды сотрудника подчеркивает властность, костюмы и рубашки в тонкую полоску — влиятельность; отутюженная белая рубашка с воротником говорит о способности без промедлений приняться за дело, портфель подчеркивает компетентность. Костюм с четким силуэтом сигнализирует — «готов действовать», а вот татуировка — «попробуйте заставить». Мятая одежда или большая, забитая вещами сумка красноречиво свидетельствуют о неорганизованности и безответственности.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.