Международная консалтинговая компания Hudson провела исследование удовлетворенности сотрудников украинских компаний. В ходе исследования было опрошено более 5 тыс. человек из 50 компаний, в том числе 8 банков. О результатах исследования пишет "Дело".
Как отмечает Елена Довганец, руководитель практики "Управление талантами" компании Hudson, показатели удовлетворенности персонала важны для работодателей, поскольку они дают возможность объяснить почему, к примеру, в компании невысокая результативность работы, высокие показатели текучести кадров, недостаточная вовлеченность сотрудников.
Больше всего украинцы удовлетворены рабочей атмосферой. В первую очередь, это сложившиеся доверительные отношения внутри коллектива, командный дух и позитивная атмосфера. Украинцы также удовлетворены тем, насколько их работа им интересна и позволяет реализовывать их способности. Интересно отметить, что украинцы довольны тем, насколько четко организована их работа и тем, как их руководители ставят им задачи и управляют командой.
Что не нравится?
Самые низкие показатели удовлетворенности получил фактор "Вознаграждение по результатам работы".
"По нашему опыту, — отмечает Елена Довганец,— этот фактор часто имеет низкие показатели удовлетворенности. Люди всегда недовольны своей зарплатой. Важно разобраться, что именно не удовлетворяет сотрудников предприятий — размер вознаграждения, баланс постоянной и переменной части, соответствие вознаграждения уровню квалификации или полученным результатам работы и т.д.".
Не нравится украинцам и то, как происходит развитие их карьеры. По результатам исследования, неясность перспектив в развитии карьеры, неумение менеджмента обсудить потребности сотрудника и оказать содействие в их реализации являются теми факторами, которые требуют улучшений.
"Для сотрудников украинских компаний важно, насколько доходчиво руководитель может объяснить, какие пути развития есть в компании, может ли он предоставить поддержку в профессиональном развитии сотрудника", — комментирует эксперт.
Проблемы коммуникации
Достаточно проблемный блок во взаимодействии менеджмента и сотрудников — это внедрение изменений в компаниях.
"Тренд последних нескольких лет — сотрудники не удовлетворены тем, как происходят изменения в их компаниях. Информация к сотрудникам поступает несвоевременно или не в полном объеме, часто сотрудники не понимают, зачем нужны те или иные изменения. Есть и другой, более критичный момент, на который указывают результаты исследования — менеджмент компании планирует одно, а на практике происходит совсем другое", — отмечает Елена Довганец.
Также сотрудники не удовлетворены реализацией их инициатив — сотрудники считают, что к их инициативам не прислушиваются, либо организации не дают им возможности реализовывать предложенные идеи.
Как исправить ситуацию?
Чтобы повысить вовлеченность персонала, эксперты рекомендуют менеджменту украинских компаний работать в трех направлениях.
Во-первых, планировать и внедрять изменения с привлечением сотрудников. Люди должны понимать, что и почему делается в компании, а также чем улучшится текущее положение компании после внедрения изменений. Полезно связывать инициативу сотрудников с планируемыми изменениями в компании. Создание рабочих групп, "инициативных комитетов", проектных команд позволит переключить внимание сотрудников с вопросов зарплаты и карьеры и значительно повысит их вовлеченность.
Во-вторых, руководству компаний следует разобраться в том, насколько их компании способствуют реализации профессиональных амбиций сотрудников. Если компания не может обеспечить быстрый рост карьеры, то не следует этого обещать сотрудникам. Руководителям украинских предприятий полезно было бы научится объяснять сотрудникам возможности компании и выявлять потенциальных сотрудников, в развитие которых действительно имеет смысл вкладывать деньги и усилия.
В-третьих, имеет смысл критически оценить существующую систему вознаграждений на предприятии: насколько зарплаты сотрудников соответствуют тенденциям рынка труда, насколько результативность влияет на размер вознаграждения и насколько понятны сотрудникам схемы получения вознаграждений.