Развитие рынка консалтинговых услуг вызвало огромный спрос на специалистов, которые могли бы эффективно работать в этой сфере. И если на заре становления отечественного консалтинга попробовать себя в качестве консультанта было не очень сложно, современные требования к компетентности советников растут с каждым днем.
Выбирая надежного партнера среди множества консалтинговых компаний, заказчики становятся все более разборчивыми. Опыт решения аналогичных задач и проблем, осведомленность в технологиях и специфике бизнеса клиента — лишь базовая основа требований к консультантам. Консалтинговые компании стали тщательнее подходить к подбору сотрудников, возлагая на них ответственность за формирование имиджа и репутации фирмы на рынке.
Держим совет
Решение проблемы профессионального соответствия резонно повлекло поиск ответа на не менее актуальный вопрос: где брать компетентных специалистов? К работе в сфере консалтинга не готовит ни один вуз, а немногие существующие школы, тренинги и курсы не могут обеспечить должного уровня подготовки.
Некоторым из крупных консалтинговых компаний пришла идея растить молодых профессионалов собственными силами, инвестируя свободные средства в обучение персонала. Так, в одной из российских фирм, предоставляющих услуги консалтинга, запущена программа подготовки бизнес-консультантов, основанная на принципах взаимовыгодного обмена. Новичок берет на себя часть работы наставника, который, в свою очередь, передает ему знания, опыт, а также методологию разработки и внедрения проектов. Чтобы попробовать себя в роли начинающего консультанта, достаточно иметь диплом вуза по специальности «менеджмент», «экономика» или «психология». В отличие от отечественной, западной модели консалтинга чужды проблемы с кадрами. «У них» консультантами становятся в зрелом возрасте, добившись значимых успехов в профессиональной деятельности — скажем, «матерые» генеральные директоры, финансисты или бизнесмены. В какой-то переломный момент жизни они осознают, что накопили достаточно знаний и опыта, чтобы передать его другим. И, разумеется, отнюдь не безвозмездно. У нас такой путь пока еще не стал едино правильным.
— Вариантов начала карьеры
в бизнес-консалтинге в качестве бизнес-консультанта несколько, — объясняет партнер консалтинговой компании «ADDWIZE»
Игорь Василевский. — Первый способ(не совсем правильный и отнюдь не самый эффективный) — окончить вуз и
перечитать всю возможную специальную литературу. Второй способ — придя в консалтинговую компанию на административную
должность или, что лучше, в качестве начинающего специалиста. Работа в
консалтинговой компании позволяет изучить консалтинговый бизнес изнутри и
получить хороший опыт во всевозможных проектах для различных клиентов. И третийспособ (наверное, наиболее результативный) — проработав внутренним
консультантом в реальном бизнесе. Что это значит? Например, успешный директор
по персоналу в перспективах может «вырасти» в консультанта по вопросам
управления человеческими ресурсами, а маркетолог компании — в консультанта по
маркетингу… Только такой путь дает возможность стать прекрасным специалистом в
тех сферах знаний и бизнеса, в которых вы намерены оказывать консалтинговые
услуги. К тому же, личный бизнес-опыт консультанта повышает доверие к нему
клиентов.
Советское образование
Впрочем, в основе любого опыта, а тем более
профессионального, должна быть заложена глубокая теоретическая база. Да и
наработать полезный стаж на ответственных должностях невозможно без диплома о
высшем образовании. Как правило, к выполнению функций по управлению финансовыми
потоками предприятия не допустят без фундаментальной экономической подготовки.
А для успешной работы в области продажи пригодится одно или несколько «высших»
(часто — в сфере экономики, менеджмента или маркетинга).
Резонно было бы допустить, что именно профиль полученной
в университете специальности и определяет сферу компетентности консультанта.
Так экономисты по образованию устремляются в ряды консультантов по
экономическим вопросам, а бывшие выпускники факультетов менеджмента
«выписывают» рекомендации по рационализации производства. Однако это отнюдь не
закономерность...
— Если говорить о высшем образовании, то его профиль
совсем не обязательно должен «совпадать» со сферой будущего консультирования, —
комментирует Игорь Василевский. — Ведь, как показывает практика, многие
работают абсолютно не по той специальности, которая указана в дипломе. И хотя в
основе консультирования, несомненно, должны быть заложены глубокие
теоретические знания, все же намного важнее — практическое понимание
бизнес-процессов. Для западного рынка консалтинговых услуг консультант —
профессия «с сединою на висках». В консалтинг приходят, прежде всего,
специалисты, имеющие опыт работы в реальном бизнесе, решении конкретных задач и
проблем.
Бизнес
из-под парты
В нише бизнес-образования сегодня работают около двадцати специализированных учебных заведений. «Наши» программы заметно выигрывают у заграничных МВА в цене и приближенности к реальным условиям украинской экономики. Вместе с тем, они значительно проигрывают в преподавательском составе, ведь многие преподаватели «на местах» не имеют достаточного управленческого опыта и навыков ведения бизнеса.
— Насколько мне известно, на отечественном рынке
образовательных услуг не существует некой фундаментальной учебной программы по
подготовке бизнес-консультантов, — рассказывает Игорь Василевский. — Все, что
предлагается, — это различные профильные школы и курсы, дающие некоторый набор
знаний и представлений о работе консультанта. Считаю, что подобное обучение
может рассматриваться лишь как возможность для повышения квалификации, но не
более! Само по себе обучение на подобных курсах не сделает из начинающего
специалиста бизнес-консультанта. Конечно, нельзя говорить о его бесполезности,
ведь все, что может нас чему-то научить или дать некий полезный опыт, в
какой-то мере эффективно. Да и профессия консультанта предполагает широкий
кругозор, поэтому школы и курсы помогают пополнять копилку знаний и навыков.
Но, на мой взгляд, специалиста с базовым уровнем подготовки, окончившим такую
школу, едва ли можно будет назвать состоявшимся бизнес-консультантом. Да, он
получил определенный набор теоретических знаний и, возможно, практических навыков,
но отнюдь не опыта решения реальныхпроблем реальных клиентов!
Нет
предела совершенству
Дажеполучениесерьезной теоретической и практической подготовки не означаетокончания обучения для
бизнес-консультанта. Придя работать в консалтинг, прежде всего
нужно определиться, с чего начать. «Если вы стартуете с
позиции менеджера фирмы, оцените, что полезного вы сделали для
ее развития. Это и будет начальным продуктом, который потом можно бесконечно
совершенствовать с каждым новым клиентом», — советует российский бизнес-консультант Валерий Гончарук в
своей статье.
Кстати, именно постоянное совершенствование мастерства,
анализ реальных проблем отечественного бизнеса, внедрение авторских продуктов и
технологий по их эффективному решению — наиболее действенный залог успешности в
консалтинге.
— Думаю, что самообразование — ключевой фактор в
профессии консультанта, — рассуждает Игорь Василевский. Меняется бизнес, растут
требования клиентов, ставятся другие задачи и, следственно, возникает
необходимость поиска новых способов решения. И если консультант не поддерживает
высокий профессиональный уровень, не пополняет копилку знаний и практических
инструментов, то рискует очень быстро оказаться «во втором эшелоне».
Впрочем, резоннее говорить о самообразовании не как о
способе самостоятельного обучения, а в более широком и емком понятии — готовности учиться. Ведь именно
способность и желание постоянно двигаться вперед — и есть одна из главных
характеристик специалиста по бизнес-консультированию, без которой просто невозможно
стать успешным!
Из
Интернет-форума: мнение профи
Консультанты с качественным образованием и опытом работы исключительно в консалтинге — хорошие «патологоанатомы», но плохие «терапевты». Эффективный управленческий консультант — это, в первую очередь, опытный политик, психолог, стратег с системным подходом, а уже потом — специалист в узкой предметной области.
Ни образование, ни опыт работы не дают гарантий, что вы станете успешнымконсультантом. Это можно выяснить только в полевых условиях. Причем, один и тот
же консультант может быть хорош в одних проектах и совершенно неэффективен в
других.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.