UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Новини України і світу
  4. Статті
  5. Выйти в люди

Выйти в люди

6.03.2007 27889

По прогнозам «Нью-Йорк таймс», в XXIвеке социология как наука по популярности потеснит фаворитку ушедшего столетия — экономику. Уже сегодня невозможно представить выборы президента или продвижение товара на рынке без участия социологов, а слова «по результатам социологического опроса» — едва ли не самые популярные в СМИ. Сдается, что исследователи общественного мнения знают все о предпочтениях среднестатистического гражданина. Но в отличие от пытливых специалистов, широкие слои населения не могут похвастаться подобной информированностью о социологах. Четкое представление о профессии имеет около четверти респондентов, в полном неведении пребывает 30% и «немного слышали» — 45% опрошенных. Но любознательные исследователи не остановились в изучении общественного мнения о самих себе, и портрет профессии дополнился новыми штрихами: большая часть (40%) отождествляет работу социолога с проведением опросов, 20% — даже не пытаются строить предположения о сути профессии, оставшиеся респонденты ассоциируют (просто путают) социологию с социальной работой, статистикой или экономикой. Порадовала лишь непоколебимая уверенность значительной части респондентов (в том числе и не понимающих значения профессии) в том, что социологи необходимы обществу. Так кто же такие социологи? Более полумиллиона специалистов во всем мире заняты изучением и описанием взаимоотношений людей на разных уровнях, начиная от целых государств и заканчивая малыми семьями, представляя на блюдечке с голубой каемочкой тенденции и закономерности происходящих в обществе явлений. И поскольку социологи имеют возможности для манипулирования общественным мнением (равно и разоблачения подобных манипуляций), то определяющее значение имеет правильный выбор специалистов.

Опросный лист

Результаты социса показывают, что почти 90% выпускников социологических факультетов Киева трудоустроены, причем по специальности место под солнцем нашли около 42%. Такие показатели свидетельствуют, что социология, как никакая другая гуманитарная специальность, имеет наиболее широкую сферу приложения. Однако на рынке труда спрос на исследователей общества распределяется неравномерно. Если в советский период под профессией социолог подразумевался научный сотрудник, то современная социология отдалилась от научного института: 85% имеющих диплом социолога стремятся в коммерческие структуры. Сферы маркетинга, PR, брендинга и рекламы поглощают львиную долю специалистов (см. диаграмму), потому что в этих областях проводится наибольшее количество исследований. Немалая часть социологов (15%) нашла себя в области политического менеджмента, ибо любые выборы — это в значительной степени социология, 9% — находит применение в рекрутинге и управлении персоналом, 6% — в сфере социальной работы (например, в государственных органах социального обеспечения или городской администрации). Желающие преподавать основы науки также не останутся без работы, ведь сегодня социология — в перечне обязательных предметов вузов и средних специальных заведений. В столице и региональных центрах существуют социологические, информационно-аналитические центры, а также центры социальных и политических исследований и изучения общественного мнения, специализирующиеся на эмпирических исследованиях и испытывающие потребность в квалифицированных кадрах. В качестве альтернативы можно найти работу и в организациях, предусматривающих в штате должность социолога. Как правило, эти специалисты занимаются изучением деятельности конкурентов, разработкой программ развития компании, анализом корпоративной солидарности сотрудников и пр. Нередко находят себя и в области аналитической журналистики в качестве журналистов-аналитиков или социологов. Итак, перспективы многообещающие: освоив социологию, перед вами откроются разные пути, но попасть в нужную колею смогут лишь те, кто соответствует определенным требованиям.

Человек с анкетой

Проведение социсов «под заказ» стало весьма прибыльным занятием, что привлекло в сферу эмпирической социологии массу псевдоспециалистов, не имеющих подготовки, в частности, не знакомых с методами математической статистики или профессиональной регламентацией работы — кодексом профессиональной этики социологов. Выпущенные в свет стараниями Лжедмитриев от социологии десятки некорректно сформулированных (или «позаимствованных» у коллег) опросников и опубликованные в соответствующем количестве противоречивые рейтинги стали для большинства работодателей серьезным прецедентом — именно поэтому ужесточились требования к уровню профессионализма. Самой престижной, но, к сожалению, не очень денежной является работа академических социологов — преподавателей вузов или сотрудников научно-исследовательских учреждений. Главное требование к соискателям — ученая степень и авторские публикации в научных изданиях. Самая многочисленная, востребованная и хорошо оплачиваемая группа социологов занимается маркетинговыми исследованиями. Основные требования к кандидатам — высшее специальное образование; владение современными методиками проведения исследований и обработки данных с использованием компьютерных технологий, предпочтительный возраст от 23 до 35 лет; опыт работы от года до двух. Эта область представляет собой быстрорастущий рынок, поэтому все желающие продвигаться по служебной лестнице могут рассчитывать на скорый карьерный рост. Самой «закрытой» и высокооплачиваемой группой специалистов считаются представители политической социологии. Здесь недостаточно даже высокого профессионализма и безупречной репутации, чтобы получить доверие для участия в предвыборной кампании: необходимо стать вхожим в политическую структуру, как правило, начиная с незавидных позиций при облюбованных партиях или политических организациях. Как правило, большинство будущих исследователей социума еще студентами устраиваются интервьюерами, ведь для этого нужна самая малость — отсутствие значительных дефектов речи, коммуникабельность и умение вызывать доверие. Приобретая взамен — бесценный практический опыт в «поле», без которого, по мнению большинства работодателей, настоящим социологом не стать. Немаловажно узнать, насколько сытно сможет вас кормить профессия социолога. Данные о доходах (опять таки по результатам социологического опроса) говорят: 40% специалистов отказались отвечать на поставленный вопрос, четверть — зарабатывает от 300 до 500 у.е. в месяц, доходы 20% специалистов ежемесячно пополняются на 500 — 1000 у.е. и еще 15% получают свыше 1000 «портретов американских президентов».

Взять «языка»

В работе социологов эмпирики предостаточно, поэтому на однообразие жаловаться не придется. Чтобы добыть нужную информацию, приходится обращаться к прохожим на улицах, стучаться в квартиры и звонить по телефону. В лучшем случае, потенциальные респонденты разбегаются в стороны, в худшем — велик риск оказаться прямехонько в отделении милиции, доказывая отсутствие «преступных намерений» в своих действиях. Помимо работы «в поле» социологи занимаются статистической обработкой собранного материала, и здесь уже черед сокрушаться не любящим монотонную работу. «Несмотря на то, что социолог несет ответственность за использование чужих результатов и идей в своей работе, в социологии остро стоит проблема плагиата, — комментирует Наталья Харченко, социолог. — Специалисты повсеместно сталкиваются с «использованием по умолчанию» результатов своих исследований или разработанных методик. Если проект выполнялся «под заказ», результаты проведенного исследования принадлежат заказчику, и социолог порой не имеет представления, как и для чего они будут использованы. И в то же время, если исследователь узнает об искажении информации, представленной в его работе, он должен принять меры для устранения или сведения к минимуму негативных последствий». Возникающие со временем профессиональные деформации находят отражение во внепрофессиональном общении: любой человек начинает непроизвольно восприниматься «с социологической точки зрения», а социолог даже в бытовом общении принимает на себя роль модератора. В свою очередь и собеседники в простом любопытстве социолога усматривают попытку их изучать и исследовать. Но, несмотря на издержки профессии, большинство специалистов считают социологические исследования делом не только престижным и достойно оплачиваемым, но и довольно увлекательным, сравнивая любой опрос с детективной историей: результат непредсказуем, да и докопаться до него — почти, что провести расследование. К тому же, профессия позволяет всегда держать руку на пульсе: социологи первыми узнают общественное мнение по тому или иному вопросу. К тому же, всегда имеют возможность подработать, благо сфера приложения знаний довольно широка. Да и внутри узкой специальности можно найти занятие на любой вкус: кому-то больше по душе составлять анкеты, кому-то проводить фокус-группы, а кому-то — заниматься математическим анализом. А самое главное, по результатам социологического опроса, большая часть респондентов (87%) уверены, что профессия социолога в будущем станет еще необходимее, чем теперь, но это и понятно, недаром социологи — неотъемлемая часть социума.

Наталья Климченко, менеджер по персоналу маркетингового агентства «ТНС Украина»:

— При трудоустройстве к социологам выдвигаются определенные требования: профильное образование, знание мат. статистики, уметь работать с SPSS, MS Office,Power Pointи т.д. Очень важно знание английского языка. Качество исследований требует знаний психологии. Среди личностных качеств: аналитические способности, коммуникабельность, умение заниматься кропотливой работой. От ассистента маркетолога-исследователя сможете вырасти до менеджера, самостоятельно работающего над исследовательским проектом, ведущего менеджера или руководителя отдела или департамента.

Плюсы

Минусы

Социологи находят применение в широком диапазоне видов деятельности (маркетинг, связи с общественностью, менеджмент, продажи, работа с персоналом, научная сфера)

Недоверие со стороны населения затрудняет проведение опросов и сбор данных

Профессия дает возможность всегда держать руку на пульсе жизни

Владельцем результатов исследований является заказчик, и социолог порой не имеет представления, как будут использоваться данные

Работа очень разнообразна и предполагает встречи с самыми разными людьми

В этой отрасли наиболее остро стоит проблема плагиата: случаи присвоения результатов исследований — практически норма

При желании всегда есть возможность подработки

При проведении исследований велика доля технической рутинной работы по обработке полученной информации

По прогнозам экспертов, потребность в услугах социологов со временем будет возрастать

Высокая мера ответственности социолога за результаты исследований, а также за использование чужих результатов

Историческая справка. Основы социологии (в буквальном смысле — науки об обществе) просматриваются еще в трудах античных философов Платона и Аристотеля, умы которых волновали вопросы функционирования и развития общества. В работе «Государство» Платон (428-348 гг. до н. э.) изложил видение идеальной системы построения общества, управляемой интеллектуальной элитой в соответствии с доводами разума. В отличие от него, Аристотель (384-322 гг. до н. э.) был сторонников всеобщего равенства, полагая, что эффективно выстраивать государство можно лишь в том случае, когда представители бедного сословия не отстранены от участия в управлении. К практически забытым идеям мыслителей обратились только в период Нового времени. Термин «социология» впервые увидел свет в сочинениях Огюста Конта (1798-1825 гг.), а как отдельная область знаний социология оформилась только в середине XIX века.

Читайте також

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 листопад, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 листопад, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 листопад, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 жовтень, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 вересень, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


Часто шукають

↑ Вгору