По
прогнозам «Нью-Йорк таймс», в XXIвеке социология как наука по популярности потеснит фаворитку ушедшего столетия
— экономику. Уже сегодня невозможно представить выборы президента или
продвижение товара на рынке без участия социологов, а слова «по результатам
социологического опроса» — едва ли не самые популярные в СМИ. Сдается, что
исследователи общественного мнения знают все о предпочтениях
среднестатистического гражданина. Но в отличие от пытливых специалистов,
широкие слои населения не могут похвастаться подобной информированностью о
социологах. Четкое представление о профессии имеет около четверти респондентов,
в полном неведении пребывает 30% и «немного слышали» — 45% опрошенных. Но
любознательные исследователи не остановились в изучении общественного мнения о
самих себе, и портрет профессии дополнился новыми штрихами: большая часть (40%)
отождествляет работу социолога с проведением опросов, 20% — даже не пытаются
строить предположения о сути профессии, оставшиеся респонденты ассоциируют
(просто путают) социологию с социальной работой, статистикой или экономикой.
Порадовала лишь непоколебимая уверенность значительной части респондентов (в
том числе и не понимающих значения профессии) в том, что социологи необходимы
обществу. Так кто же такие социологи? Более полумиллиона специалистов во всем
мире заняты изучением и описанием взаимоотношений людей на разных уровнях,
начиная от целых государств и заканчивая малыми семьями, представляя на
блюдечке с голубой каемочкой тенденции и закономерности происходящих в обществе
явлений. И поскольку социологи имеют возможности для манипулирования
общественным мнением (равно и разоблачения подобных манипуляций), то
определяющее значение имеет правильный выбор специалистов.
Опросный
лист
Результаты
социса показывают, что почти 90% выпускников социологических факультетов Киева
трудоустроены, причем по специальности место под солнцем нашли около 42%. Такие
показатели свидетельствуют, что социология, как никакая другая гуманитарная
специальность, имеет наиболее широкую сферу приложения. Однако на рынке труда
спрос на исследователей общества распределяется неравномерно. Если в советский
период под профессией социолог подразумевался научный сотрудник, то современная
социология отдалилась от научного института: 85% имеющих диплом социолога
стремятся в коммерческие структуры. Сферы маркетинга, PR, брендинга и рекламы поглощают
львиную долю специалистов (см. диаграмму), потому что в этих областях
проводится наибольшее количество исследований. Немалая часть социологов (15%) нашла
себя в области политического менеджмента, ибо любые выборы — это в значительной
степени социология, 9% — находит применение в рекрутинге и управлении
персоналом, 6% — в сфере социальной работы (например, в государственных органах
социального обеспечения или городской администрации). Желающие преподавать
основы науки также не останутся без работы, ведь сегодня социология — в перечне
обязательных предметов вузов и средних специальных заведений. В столице и
региональных центрах существуют социологические, информационно-аналитические
центры, а также центры социальных и политических исследований и изучения
общественного мнения, специализирующиеся на эмпирических исследованиях и
испытывающие потребность в квалифицированных кадрах. В качестве альтернативы можно
найти работу и в организациях, предусматривающих в штате должность социолога.
Как правило, эти специалисты занимаются изучением деятельности конкурентов,
разработкой программ развития компании, анализом корпоративной солидарности
сотрудников и пр. Нередко находят себя и в области аналитической журналистики в
качестве журналистов-аналитиков или социологов. Итак, перспективы
многообещающие: освоив социологию, перед вами откроются разные пути, но попасть
в нужную колею смогут лишь те, кто соответствует определенным требованиям.
Человек с анкетой
Проведение
социсов «под заказ» стало весьма прибыльным занятием, что привлекло в сферу
эмпирической социологии массу псевдоспециалистов, не имеющих подготовки, в
частности, не знакомых с методами математической статистики или
профессиональной регламентацией работы — кодексом профессиональной этики
социологов. Выпущенные в свет стараниями Лжедмитриев от социологии десятки
некорректно сформулированных (или «позаимствованных» у коллег) опросников и
опубликованные в соответствующем количестве противоречивые рейтинги стали для
большинства работодателей серьезным прецедентом — именно поэтому ужесточились
требования к уровню профессионализма. Самой престижной, но, к сожалению, не
очень денежной является работа академических социологов — преподавателей вузов
или сотрудников научно-исследовательских учреждений. Главное требование к
соискателям — ученая степень и авторские публикации в научных изданиях. Самая
многочисленная, востребованная и хорошо оплачиваемая группа социологов
занимается маркетинговыми исследованиями. Основные требования к кандидатам —
высшее специальное образование; владение современными методиками проведения
исследований и обработки данных с использованием компьютерных технологий,
предпочтительный возраст от 23 до 35 лет; опыт работы от года до двух. Эта
область представляет собой быстрорастущий рынок, поэтому все желающие
продвигаться по служебной лестнице могут рассчитывать на скорый карьерный рост.
Самой «закрытой» и высокооплачиваемой группой специалистов считаются
представители политической социологии. Здесь недостаточно даже высокого
профессионализма и безупречной репутации, чтобы получить доверие для участия в
предвыборной кампании: необходимо стать вхожим в политическую структуру, как
правило, начиная с незавидных позиций при облюбованных партиях или политических
организациях. Как правило, большинство будущих исследователей социума еще
студентами устраиваются интервьюерами, ведь для этого нужна самая малость —
отсутствие значительных дефектов речи, коммуникабельность и умение вызывать
доверие. Приобретая взамен — бесценный практический опыт в «поле», без
которого, по мнению большинства работодателей, настоящим социологом не стать.
Немаловажно узнать, насколько сытно сможет вас кормить профессия социолога.
Данные о доходах (опять таки по результатам социологического опроса) говорят:
40% специалистов отказались отвечать на поставленный вопрос, четверть —
зарабатывает от 300 до 500 у.е. в месяц, доходы 20% специалистов ежемесячно
пополняются на 500 — 1000 у.е. и еще 15% получают свыше 1000 «портретов
американских президентов».
Взять «языка»
В работе социологов эмпирики предостаточно, поэтому на
однообразие жаловаться не придется. Чтобы добыть нужную информацию, приходится
обращаться к прохожим на улицах, стучаться в квартиры и звонить по телефону. В
лучшем случае, потенциальные респонденты разбегаются в стороны, в худшем —
велик риск оказаться прямехонько в отделении милиции, доказывая отсутствие
«преступных намерений» в своих действиях. Помимо работы «в поле» социологи
занимаются статистической обработкой собранного материала, и здесь уже черед
сокрушаться не любящим монотонную работу. «Несмотря на то, что социолог несет
ответственность за использование чужих результатов и идей в своей работе, в
социологии остро стоит проблема плагиата, — комментирует Наталья Харченко,
социолог. — Специалисты повсеместно сталкиваются с «использованием по
умолчанию» результатов своих исследований или разработанных методик. Если
проект выполнялся «под заказ», результаты
проведенного исследования принадлежат заказчику, и социолог порой не имеет
представления, как и для чего они будут использованы. И в то же время, если исследователь узнает об искажении
информации, представленной в его работе, он должен принять меры для устранения
или сведения к минимуму негативных последствий». Возникающие со временем
профессиональные деформации находят отражение во внепрофессиональном общении:
любой человек начинает непроизвольно восприниматься «с социологической точки
зрения», а социолог даже в бытовом общении принимает на себя роль модератора. В
свою очередь и собеседники в простом любопытстве социолога усматривают попытку
их изучать и исследовать. Но, несмотря на издержки профессии, большинство
специалистов считают социологические исследования делом не только престижным и
достойно оплачиваемым, но и довольно увлекательным, сравнивая любой опрос с
детективной историей: результат непредсказуем, да и докопаться до него — почти,
что провести расследование. К тому же, профессия позволяет всегда держать руку
на пульсе: социологи первыми узнают общественное мнение по тому или иному
вопросу. К тому же, всегда имеют возможность подработать, благо сфера
приложения знаний довольно широка. Да и внутри узкой специальности можно найти
занятие на любой вкус: кому-то больше по душе составлять анкеты, кому-то
проводить фокус-группы, а кому-то — заниматься математическим анализом. А самое
главное, по результатам социологического опроса, большая часть респондентов
(87%) уверены, что профессия социолога в будущем станет еще необходимее, чем
теперь, но это и понятно, недаром социологи — неотъемлемая часть социума.
Наталья Климченко, менеджер по персоналу
маркетингового агентства «ТНС Украина»:
— При трудоустройстве к социологам выдвигаются
определенные требования: профильное образование, знание мат. статистики, уметь
работать с SPSS, MS Office,Power Pointи т.д.
Очень важно знание английского языка. Качество исследований требует знаний
психологии. Среди личностных качеств: аналитические способности,
коммуникабельность, умение заниматься кропотливой работой. От ассистента
маркетолога-исследователя сможете вырасти до менеджера, самостоятельно
работающего над исследовательским проектом, ведущего менеджера или руководителя
отдела или департамента.
Плюсы |
Минусы
|
Социологи
находят применение в широком диапазоне видов деятельности (маркетинг, связи с
общественностью, менеджмент, продажи, работа с персоналом, научная сфера) |
Недоверие
со стороны населения затрудняет проведение опросов и сбор данных |
Профессия
дает возможность всегда держать руку на пульсе жизни |
Владельцем
результатов исследований является заказчик, и социолог порой не имеет
представления, как будут использоваться данные |
Работа
очень разнообразна и предполагает встречи с самыми разными людьми |
В
этой отрасли наиболее остро стоит проблема плагиата: случаи присвоения
результатов исследований — практически норма |
При
желании всегда есть возможность подработки |
При
проведении исследований велика доля технической рутинной работы по обработке
полученной информации |
По
прогнозам экспертов, потребность в услугах социологов со временем будет
возрастать |
Высокая
мера ответственности социолога за результаты исследований, а также за
использование чужих результатов |
Историческая справка. Основы социологии (в буквальном
смысле — науки об обществе) просматриваются еще в трудах античных философов
Платона и Аристотеля, умы которых волновали вопросы функционирования и развития
общества. В работе «Государство» Платон (428-348 гг. до н. э.) изложил видение
идеальной системы построения общества, управляемой интеллектуальной элитой в
соответствии с доводами разума. В отличие от него, Аристотель (384-322 гг. до
н. э.) был сторонников всеобщего равенства, полагая, что эффективно выстраивать
государство можно лишь в том случае, когда представители бедного сословия не
отстранены от участия в управлении. К практически забытым идеям мыслителей
обратились только в период Нового времени. Термин «социология» впервые увидел
свет в сочинениях Огюста Конта (1798-1825 гг.), а как отдельная область знаний
социология оформилась только в середине XIX века.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.