Что такое рекомендация
Сейчас обязательным дополнением к собеседованию становится звонок на предыдущее место работы. Работодатели хотят убедиться, что ваши слова «меня очень ценили и не хотели отпускать» бывший руководитель готов подтвердить. Продемонстрировать работодателям собственную ценность помогут рекомендательные письма.
Рекомендации могут давать бывшие руководители и менеджеры по персоналу. Молодые специалисты без опыта работы могут принести рекомендации от руководителя практики, от научного руководителя или любого другого авторитетного специалиста. Конечно, заваливать работодателя справками из школы, армии и института не стоит. Примеры не очень уместных рекомендаций из армии вспоминает Анастасия Вагапова, специалист по работе с персоналом компании «Балтика»: «Когда принимаешь человека на позицию водителя или грузчика, такие формулировки, как '’отличник боевой и политической подготовки’’, '’регулярно чистил оружие’’ производят незабываемое впечатление!».
Востребовано или нет?Востребованность рекомендательных писем — вопрос спорный. С одной стороны, большинство работодателей просят предоставить рекомендации или рекомендательные письма. С другой стороны, соискатели чаще всего не готовы их предъявить. «По опыту могу сказать, что в Новосибирске (в отличие от других городов региона) соискатели довольно редко предоставляют рекомендательные письма. Так, примерно на 800 вакансий у нас было всего 3–4 подобных случая», — комментирует Анастасия Вагапова.
Рекомендательные письма дают соискателям дополнительный бонус при трудоустройстве
Раз соискатели не готовы предъявлять письма, то и работодатели не требуют их в обязательном порядке и получают рекомендации от бывших работодателей по телефону. «Рекомендательные письма дают соискателям дополнительный бонус, вызывают больше доверия к кандидату, — считает Елена Бурсакова, менеджер по персоналу компании „Лента“. — Но мы никогда не требуем от соискателей рекомендательных писем, а чаще всего сами получаем рекомендации с прежнего места работы». Есть работодатели, которым вообще не требуются рекомендательные письма: «Мы не требуем и не смотрим рекомендательные письма. Рекомендации берем только устные и только по согласованию с кандидатом», — рассказывает Наталья Гриценюк, старший специалист отдела по работе с персоналом, Coca-Cola Hellenic. Более важен диалог с рекомендателем, чем письмо, и для Тамары Соболевской, директора агентства коммуникаций «Банзай»: «Я лично под обаяние формата рекомендательных писем не попадаю. Традиция рекомендательных писем не слишком развита в отечественной корпоративной культуре, чаще в работе пользуюсь списком контактов рекомендателей».
Однако возможность связаться с прежним работодателем есть не всегда, как отмечает Елена Шестак, региональный директор по Сибири и Дальнему Востоку международной рекрутинговой компании Kelly Services: «Иногда контакты устаревают или теряются. В этом случае наличие рекомендательного письма может подтвердить успешный опыт работы кандидата».
Рекомендательный эффектРекомендательное письмо помогает произвести впечатление на работодателя. Отзыв предыдущего работодателя новый начальник захочет получить почти в 100% случаев, тут вы ему и вручите рекомендательное письмо. А если захочет узнать подробности, пусть звонит автору письма. Однако желание и время обзванивать ваши предыдущие места работы есть далеко не у всех руководителей и рекрутеров. В этом случае восторги бывшего директора, который готов вас на руках носить, так никто и не услышит. Зафиксируйте восторги на бумаге — и они точно попадут в руки к новому начальнику.
Однако есть работодатели, которые с недоверием относятся к рекомендательным письмам. Как комментирует Дарья Копылова, ведущий менеджер по подбору персонала консалтингового центра «Вакансия Плюс»: «Недоверие может быть вызвано субъективным характером рекомендации. Так, например, рекомендации может дать человек, с которым кандидат дружил. Фактически, такие рекомендации являются показателем хороших отношений с коллективом, а не подтверждением профессиональных и личных качеств работника».
В помощь застенчивым«Наибольшая заинтересованность в хороших рекомендательных письмах может быть у тех специалистов, которые не могут себя проявить на собеседовании из-за волнения, отсутствия навыков презентации», — считает Наталья Киселева, руководитель службы персонала ООО «Бизнес и Технологии». С этим согласна Татьяна Захарова, ведущий специалист по персоналу компании «Балтика»: «Рекомендательное письмо послужит дополнительным аргументом в пользу кандидата, например, когда на должность претендуют два соискателя, равные по уровню квалификации и опыту работы».
Рекомендательные письма пригодятся и в ситуации, когда сотрудник увольняется не по собственному желанию, считает Елена Коваленко, бренд-менеджер, группа компаний «Даймонд»: «Когда компания закрывается или сокращает штат, то письма помогут сотрудникам в дальнейшем трудоустройстве».
Инструкция по написаниюПисьмо с рекомендациями — это всегда ваша инициатива. Помните главное требование — никаких банальностей! «К сожалению, большинство рекомендательных писем безлики и малосодержательны — основная мысль заключается в единственной фразе: '’Да, человек у нас работал, и мы желаем ему дальнейших успехов!’’» — комментирует Татьяна Ковалева, специалист по подбору персонала компании MARS.
Рекомендательные письма требуют фактов: должность, обязанности, достижения
В письме нужны конкретные факты: должность, период работы, обязанности, достижения — внедрены такие-то технологии, на столько-то увеличен объем производства и тому подобное. Также стоит максимально конкретно охарактеризовать деловые качества: не «ответственный», а «ни одной технической неполадки за 2 года»; не «креативный», а «обладатель приза „Лучший организатор проектов“».
Помимо прочего в рекомендации желательно в мягкой формулировке указать причину увольнения: уволился «в связи с желанием сменить сферу деятельности», «по причине смены места жительства», «в связи с сокращением». Постарайтесь уместить письмо на одну страницу и не забудьте сделать заголовок. В конце письма обязательны подпись, ФИО и должность автора. Для большей убедительности разместите письмо на фирменном бланке организации.
Как нельзя писать рекомендацииНельзя писать в рекомендательном письме неправду, это все равно выяснится в разговоре с автором рекомендации. И тогда работодатель отдаст предпочтение другому кандидату.
Нельзя брать рекомендации у людей, которые к вам негативно относятся. Казалось бы, очевидный факт. Тем не менее, порой сотрудники просят злобного руководителя подписать рекомендацию. Потом по этой рекомендательной «наводке» звонят рекрутеры и получают негативный отзыв. С другой стороны, даже если отношения на предыдущей работе не сложились, можно получить рекомендацию у другого начальника, с которым вы работали и который может написать положительный отзыв. Риск, что на предыдущее место работы будут звонить, очень велик. Так что лучше заранее заготовить положительный отзыв, а также убедительное объяснение причин, по которым не со всеми вы остались в хороших отношениях.
Кому это поможетРекомендательные письма помогут всем сотрудникам. Что любопытно, на сегодняшний день все чаще при трудоустройстве приносят рекомендации рядовые сотрудники — уборщицы, кладовщики. И это понятно, ведь качество работы уборщицы или степень безразличия к алкоголю у грузчика невозможно оценить по резюме, а вот отзыв бывшего работодателя — надежная гарантия.
Для работников интеллектуального труда рекомендательное письмо еще более важно. Принимая человека на ответственную должность, работодатель хочет получить подтверждение его благонадежности. «Нам нужны рекомендации только тогда, когда мы принимаем на работу специалистов в области безопасности, специалистов по административно-хозяйственной части, которые имеют дело с хранением и учетом материальных ценностей, и специалистов коммерческого отдела, которые отвечают за закупку и поставку дорогостоящего оборудования, сырья. То есть работников тех областей, где необходимы „железобетонные“ морально-этические установки и гиперответственность», — говорит Татьяна Ковалева.
«В большей степени запросы на рекомендательные письма практикуют иностранные компании и крупные российские с западными традициями, — отмечает Елена Коваленко. — У нас эта практика изначально получила популярность в сфере подбора домашнего персонала. Сейчас рекомендательные письма часто используют кандидаты на руководящие должности, специалисты, работающие с ключевыми клиентами».
Рекомендаций у вас может быть несколько — со всех предыдущих мест работы. Сегодня этот консервативный жанр позволит показать вашу прогрессивность. Раз есть способ повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, значит, надо его использовать. Так что, соберетесь уволиться — не забудьте попросить рекомендации.
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?