Циркопредставление
Казалось бы, зачем артисту цирка специальное, а тем
более, высшее образование? Только талант, призвание и способности… Тем более,
что большинство известных циркачей — представители целых артистических
династий. Вспомните хотя бы известных еще с советских времен Кио, Дуровых,
Запашных… Но нынешний цирк — нечто большее, чем семейное искусство. Это бизнес,
незнание и несоблюдение негласных правил и законов которого не прибавят
известности и не принесут славы.
— Уверен, что в наше время цирковой артист просто обязан
быть образованным, — утверждает ректор
Киевской муниципальной академии эстрадного и циркового искусства, Заслуженный
деятель искусств Украины, профессор Александр Натанович Чунихин. — Он
должен знать музыку, живопись, хореографию, пластические формы... Ведь современный
цирк — целый механизм, спектакль, в котором нельзя участвовать, будучи
невежественным. Тем более, что с каждым днем он становится все больше
интернациональным. Сегодня ты выступаешь в Канаде, завтра — в Париже, а
послезавтра — в Австралии... Поэтому артисту нужно хорошо знать не только
иностранные языки, но и основы права, в частности, трудовое законодательство.
Не секрет, что продюсеры тяготеют заключать контракты в свою пользу. И если,
составляя проекты международного уровня, они, заботясь о репутации, никогда не
позволят себе обидеть артиста, то, к сожалению, этого нельзя сказать о мелких
заказчиках.
Кстати, об академии. На днях по решению сессии горсовета
это высокое учебное звание было присвоено… небезызвестному Киевскомуколледжу эстрадного
и циркового искусства. Более пятидесяти лет назад все начиналось с обычной
эстрадно-цирковой студии, которая сегодня «выросла» в солидный вуз, имеющий
свою историю, школу и традиции. Александр Натанович уверен, что все достижения
— заслуга педагогов и наставников, открывающих молодым талантам дорогу в
профессию.
Так становлением юных акробатов-прыгунов, эксцентриков,
жонглеров и воздушных гимнастов занимается династия Тишлеров — чемпионов мира и
Олимпийских игр по акробатике, когда-то выступавших за сборную Советского
Союза. Кафедру акробатики и гимнастики возглавляет Заслуженный мастер спорта
СССР Виктор Викторович Тишлер,
работающий в вузе более тридцати лет!
Жонглирование по праву можно считать коньком киевской
цирковой школы. Преподает его Юрий
Иванович Позняков — один из сильнейших жонглеров мира! На прошлогоднем
международном конкурсе жонглеров в США он получил поистине бесценную награду —
Большую бриллиантовую звезду лучшего мирового педагога-жонглера, а его студент
Григорий Волыгин признан лучшим жонглером мира 2005 года. Кроме непосредственно
преподавания, Юрий Иванович заведует цирковым отделением академии, а также
кафедрой жонглирования, эквилибристики, клоунады и музыкальной эксцентрики. По
количеству завоеванных наград и званий не отстает и непосредственно
эквилибристика (ведущий преподаватель — Витольд
Антонович Кувшинов). Бывшие воспитанники вуза стали лучшими эквилибристами
на многих международных конкурсах — например, в Париже, Монте-Карло… А имена
выпускников Анатолия Залевского и Виктора Кихтева уже хорошо известны далеко за
пределами нашей страны.
Тяжелый случай
Киевская муниципальная академия эстрадного и циркового
искусств — единственный отечественный вуз, который готовит цирковых артистов. А
благодаря его высокому рейтингу и уровню преподавания сюда едут учиться
абитуриенты не только со всех регионов нашей страны, но и России, Молдавии,
Японии, Германии, Франции. Стать студентом академии без специальной подготовки
очень сложно. Традиционно принимают выпускников цирковых студий, и то далеко не
всех. В вузе давно знают основные «источники» воспитания талантов. Авторитетом
пользуются цирковые студии Киева (при заводе «Арсенал»), Харькова, Белой
Церкви, Василькова, Ялты...
— Не рекламируя образовательные услуги ни на TV, ни в прессе, мы ежегодно выдерживаем просто сумасшедшие
конкурсы, — делится Александр Натанович. — Думаю, если бы нам пришла мысль
заняться рекламой, во время вступительных экзаменов вокруг циркового отделения
пришлось бы поставить кордон из конной милиции! Конкурс — в среднем 15
претендентов на место. И это — после предварительного собеседования!
Вступительные профильные экзамены очень сложные и состоят из трех туров. На
первом проверяются внешность, чувство ритма, слух, на втором — вокальные
данные, на третьем — актерское мастерство. Но, скажу откровенно, даже до
второго доходят немногие: часто «рублю» уже на первом! Почему? Считаю, что
нужны не только данные, но и голова на плечах. Разве можно поступать в вуз
искусства, не зная, кто такой Чайковский и Рахманинов?! К сожалению,
современная молодежь — очень неблагодарный с этой точки зрения «материал». Приглашаем сотрудниц высокооплачиваемая работа для девушек работа в лучшем эскорт агенстве Львова Я
намеренно ограничиваю количество мест и уверен, что артистов не должно быть
много. Ну и, конечно, куда же без призвания? Без диагноза «артист» в академию
никого не принимаю!
Ребят, которым посчастливилось поступить на цирковое
отделение, ждут тяжелые учебные будни. С утра — тренировки и репетиции, после
обеда — обучение в вузовских аудиториях. Кроме общеобразовательных дисциплин —
хореография, пластика, сценическая речь, история эстрады и цирка. Кстати,
предусмотрены не только групповые, но и индивидуальные занятия: например, по
вокалу, актерскому мастерству или разговорному жанру.
— Роль наставника в искусстве переоценить очень сложно, —
считает Александр Натанович. — Ведь педагог передает ученику знания, умения и
опыт. И только усвоив мастерство учителя, «впитав» стиль, студент может создать
нечто уникальное. На экзамене по вокалу я могу с закрытыми глазами определить,
чей воспитанник поет. Конечно, речь не идет о слепом копировании. Например,
наши девочки-третьекурсницы очень любят петь «под Хьюстон» или еще кого-нибудь
из западных звезд. Не спорю, получается просто здорово, но, стопроцентно
подражая первооснове, они рискуют потерять индивидуальность… Поэтому проявления
такого «творчества» строго контролируем.
Впервые — на арену!
Отдельная и, наверное, наиболее животрепещущая тема для
сегодняшних и будущих студентов — трудоустройство. Как «вписаться» в
профессиональную среду после окончания вуза, найти достойную работу для
проявления своих талантов? Интересно, что учащихся циркового отделения этот
вопрос беспокоит мало, ведь их профессиональное будущее предопределено уже с
момента поступления. Дело в том, что академия сотрудничает со многими
иностранными партнерами, которые с удовольствием подписывают контракты с ее
выпускниками. Среди самых почетных заказчиков — признанный лучшим в мире
канадский цирк Дю Солей.
— Цирковой бизнес — международный, и на нашем выпускном
спектакле, который традиционно проходит в Театре оперетты, присутствуют
продюсеры и менеджеры проектов со всех стран! — рассказывает Александр
Натанович. — Зачастую уже к концу представления становится ясно, кто из ребят
куда поедет. Так прошлогодних выпускников, братьев Ирошниковых, с их
партерно-акробатическим номером сразу же пригласили по контракту на пять лет в
«Мулен Руж». А в этом году на выпуск приезжала даже принцесса Монако — почетный
Президент самого престижного международного конкурса артистов цирка в
Монте-Карло. Несмотря на признание и достижения, стараемся держать планку на
должном уровне.
К сожалению, наши ребята, выигрывая Гран-при на
международных конкурсах, не вписываются в эстетику украинского цирка. Его залы
полупустые, а руководство умеет работать только при наличии государственных
дотаций. А где же продюсеры, для которых у нас, кстати, до сих пор нет высшей
школы?! Михаил Поплавский учит менеджменту искусства, но менеджер — это мальчик
с папкой на побегушках, а нам нужен настоящий хозяин проектов! Традиционный
украинский цирк представляет осколки советского, но никто не пытается изменить
ни его концепцию, ни эстетику. А ведь уже пятнадцать лет нет Советского Союза,
а значит, нет того конвейера, который позволял обмениваться программами между
республиками и городами! Все исчезло, а то, чем занимается государственный цирк
сегодня, — просто нафталин! Концертная система (номер за номером) уже
неактуальна, весь мир перешел на цирковые спектакли, пронизанные единой мыслью
и сюжетной линией. Для них пишется либретто, музыкальные композиции, создаются
хореографические номера и пантомимы... Этим направлением, тон в котором задает
цирк Дю Солей, мы занимаемся около шести лет. Поэтому в скором времени в
академии обязательно откроется продюсерский факультет цирка и шоу-бизнеса, а
также режиссура и сценарное мастерство цирка и эстрады.
…Как известно, судьба артиста на сцене недолговечна, и
дальше — нужно искать достойные альтернативы. Преподавание, режиссура,
продюссирование — никогда нельзя останавливаться на достигнутом, быть в
постоянном поиске.
— Практически у всех наших юных артистов есть пример в
творчестве, — резюмирует Александр Натанович. — Циркачи всегда восторженно
наблюдают, как работает Толя Залевский или Витя Кихтев. Эстрадники — с
интересом следят за развитием карьеры наших выпускников Клары Новиковой, дуэта
«Кролики», Наташи Королевой, Натальи Могилевской... Но все равно перед каждым —
собственный путь, который нужно не только выдумать и отыскать, но и достойно пройти!
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.