UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Новини України і світу
  4. Статті
  5. Зуб за зуб

Зуб за зуб

5.03.2007 27420

«Встречают по зубам». Это не просто шутка находчивых

стоматологов, красивая улыбка — одна из ярких составляющих внешности.

Преуспевающие давно это поняли, правда, с маленькой поправкой: критерии красоты

переменчивы. К примеру, в средние века эталоном считалась чернозубая улыбка.

Испорченные кариесом зубы подчеркивали статус их владельца: вот, мол, я такой

богатый, что могу вкушать сладкого, сколько душе угодно. К счастью, в наши дни

такие изыски не актуальны. Не обнаружившие у себя «семь признаков здоровых

зубов», записываются на прием к стоматологу, но… по-прежнему неохотно.

Всезнающая статистика свидетельствует, что состояние «зубного здоровья»

украинцев оставляет желать лучшего (90% взрослых страдают кариесом и более 97%

заболеваниями десен). Но при этом большинство наших сограждан попадают в кресло

дантиста, когда «держаться нету больше сил» (см. диаграмму). Результаты другого

опроса показали, что безусловным лидером по количеству вызываемых негативных

эмоций стал, как вы уже догадались, — стоматолог. И для этого есть причины.

Стоматология как отрасль стала развиваться только в 60-х годах прошлого века с

принятием соответствующего постановления партии и правительства, благодаря

которому отечественная промышленность освоила выпуск бормашин. Но впервые

манипуляции по обезболиванию стали проводиться только 10 лет назад! Вполне

понятно, страх еще не выветрился из памяти старшего поколения. Но самое

любопытное, во время упомянутого социса респондентам был задан еще один вопрос:

«Если бы вы были врачом, какую специализацию бы предпочли?» Результат был

ошеломляющим: на первом месте оказался все тот же «ужасный стоматолог»! Секрет

прост — доходы дантистов не идут ни в какое сравнение с гонорарами других

врачей.

Владельцы клиник (они же работодатели) знают: на пути к успеху современное оборудование, препараты и материалы — важное, но не единственное условие. Главный козырь — профессионализм специалиста, ведь разборчивый клиент приходит «на врача». Но чтобы дорога пациента к зубоврачебному креслу была устлана розовыми лепестками, стоит приложить немало усилий.

Честная практика

Лечение зубов — работа в команде. Первичный прием проводит терапевт, он же устанавливает диагноз, лечит зубы, ставит пломбы, удаляет зубные камни и готовит полость рта для протезирования. Непосредственно болезнями десен занимается парадонтолог, корнями зубов — эндодантист. Удаляет зубы хирург, а мосты, протезы и коронки ставят ортопеды. Но предварительно над их изготовлением трудятся зубные техники. Отличительная особенность рынка труда стоматологов — бурная коммерциализация отрасли. И немудрено: если пока не представляется возможным создание частной операционной, к примеру, для нейрохирурга или хирурга-офтальмолога, то организация приватного стоматологического кабинета — не проблема. Были бы средства, стремление и способности, ведь мечтающему о частной практике придется подобно многорукому индийскому божку Шиве самостоятельно вести бухгалтерию, заниматься рекламой услуг, в перерывах отвечая на звонки и принимая пациентов. Да и узкой специализацией, скорее всего, придется пренебречь, ведь пациент хочет получить все необходимое лечение в одном месте. Стоматологи, не желающие осваивать премудрости предпринимательской деятельности, могут найти работу в медицинских и стоматологических центрах, городских поликлиниках, школах и детсадах и, наконец, преподавателями на кафедрах стоматологии. Статистика сообщает: в Украине — свыше 8500 стоматологических организаций, как частных, так и государственных. Так что, выбор есть. Но этот выбор заставляет многих специалистов колебаться, подобно Буриданову ослу. Тут не обойтись без анализа преимуществ и недостатков частных и государственных учреждений. Многие наивно полагают, что работа в районной поликлинике — «черная дыра» для стоматолога. Мол, зарплаты немногим превышают размер установленного минимального оклада, а оборудование, материалы и инструментарий, как правило, «времен царя Гороха». Совсем иначе обстоят дела в частных стоматологических центрах. Но будем беспристрастны и развеем стереотипы. В защиту государственных медучреждений говорят предоставляемые ими социальные гарантии: оплачиваемые больничные, отпуска, «белая» зарплата, пенсия, и уверенность в завтрашнем дне, ибо не все частные центры долгожители на рынке. Специализированные государственные центры с многолетней историей — наилучшая школа, особенно для тех, кто стремится заниматься наукой. Да и сведения о низких доходах зубных врачей в поликлиниках несколько необъективны. Не секрет, что даже в государственных учреждениях большинство манипуляций платные. А значит, официально (и не очень) большинство стоматологов подрабатывают, и поэтому насчет прибыльности профессии один стоматолог-острослов высказался точно: «Плохому врачу будет мало любой зарплаты, сколько ни дай. А хорошего — прокормят пациенты». Что до частной стоматологии, одна из наибольших ее проблем — высокая конкуренция и связанные с нею высокие требования к специалистам.

Встречают по зубам

Отправиться к работодателю или за получением лицензии на частную медицинскую практику вы сможете, только имея на руках документы, подтверждающие квалификацию. К их числу относятся: 1) диплом государственного образца о медицинском образовании со специализацией в области стоматологии; 2) сертификат врача-специалиста, выданный высшим медицинским учебным заведением или заведением последипломного образования III-IV уровня аккредитации; 3) свидетельство о присвоении соответствующей квалификационной категории; 4) свидетельство о повышении квалификации, выданное высшими медицинскими учебными заведениями (или последипломного образования) I-III уровня аккредитации; 5) документ, подтверждающий стаж работы по специальности. Однако не пугайтесь! В законодательном порядке установлено: чтобы засвидетельствовать соответствие квалификационным требованиям, достаточно предоставить хотя бы один из перечисленных документов. Но это только начало пути. «На собеседовании мы обязательно пытаемся выяснить истинный уровень компетентности кандидата, — рассказывает Игорь Седаков, владелец клиники «Стоматология без боли». — Например, общаясь со специалистом в области эндодонтии, задаем вопросы о работе в каналах. Если перед нами терапевт, просим принести рентгеновские снимки или фотографии, к примеру, реставрации коронок «до» и «после». По моему убеждению, наличие у специалиста такого стоматологического портфолио как нельзя лучше говорит о его профессионализме, ведь работодателю демонстрируют только те работы, которыми довольны. Если их нет, значит, хвалиться специалисту нечем. Предпочтения, касающиеся узкой специализации, могут быть обусловлены исключительно потребностями медицинского учреждения. Наша клиника приглашает врачей I и высшей категории с опытом работы не менее 5 лет. На позицию ассистента стоматолога предпочитаем принимать специалистов со средним медицинским образованием. Они обладают навыками оказания медицинской помощи любого рода. А специализации в стоматологии обучаем самостоятельно, так ассистенту легче «сработаться» с врачом». Дантисты трудятся посменно, а продолжительность рабочего дня не должна превышать 6 часов: такой график и в советские времена был только у авиадиспетчеров и стоматологов. Вознаграждение — 20-25% от выработки. Учитывая, что в большинстве клиник уровень цен на услуги таков, что врачам стоит прилагать к прайсу пузырек с валерианой, можно предположить, что в месяц сумма набегает нешуточная. В основном, стоматологи строят так называемую «горизонтальную» карьеру, совершенствуясь в мастерстве, обрастая клиентами и со временем открывая собственный кабинет. В государственных клиниках возможно и вертикальное продвижение: врач — заведующий отделением — заместитель главврача — главврач. Но, как правило, профессионалы редко тяготеют к административной работе. И на это есть причины.

Снимите маску, доктор, вас узнали!

Исследования говорят, что 50% стоматологов испытывают сильнейшее напряжение от контактов с пациентами. А как иначе работать с теми, кто боится вас как огня? Ведь 90% пришедших на прием воспринимают манипуляции с тревогой или отвращением, это состояние названо психиатрами «dental phobia», а страх, как известно — мощнейший инстинкт, заставляющий совершать невообразимые поступки. Как усмехаются стоматологи, анекдот: «Стоматолог больному: «Сплюньте… Зачем же мне в лицо?!» не всегда шутка. Да и болезненная «стрельба» в зубе не способствует доброму расположению духа. «Многие процедуры, к примеру, пломбировка каналов, длятся до нескольких часов, — комментирует Оксана Носикова, стоматолог-терапевт. — И все это время врач проводит на ногах при максимальной концентрации внимания, ведь при малейшей ошибке возникнут осложнения и работу придется переделывать. Еще сложнее ортопеду: приходится неоднократно «подгонять» протез. Большую нагрузку испытывают суставы рук, ног, шеи и спины. При использовании фотополимерных ламп очень страдают глаза. Сложно избежать и раздражений кожи рук от частого мытья с использованием противомикробных средств». Возросшая конкуренция привела к тому, что врачи уже не могут позволить себе профессиональное общение, «как в старые добрые времена», потому что любое достижение — это способ отстройки от конкурентов, потому делиться никто не желает. Многие стоматологи называют себя «жертвами рекламы» ибо практически вся реклама… только отпугивает пациентов: с экранов теле- и радиоэфиров только и доносится, что в такой-то клинике работают врачи, прошедшие стажировку чуть ли не в Голливуде, и оборудование у них самое дорогое и ждут они не дождутся прихода VIP-клиентов. И пациент «среднего класса» («надежда и опора» любого общества) понимает, что с его кошельком там делать нечего и ищет клинику подоступнее. Особый плюс стоматологии — ее фантастическая рентабельность: при минимуме ресурсов — максимум отдачи, состоящей в немалом гонораре и возвращении больному здоровья и привлекательности. Поэтому в хороших клиниках запись к специалисту проводится на несколько дней вперед, что обеспечивает стоматолога надежным куском хлеба с маслом. И так будет всегда. Ведь у человека одно сердце, одна печень, пара легких, а зубов — целых 32.

Плюсы

Минусы

6-ти часовый рабочий день

90% пациентов боятся стоматологов

Высокий уровень доходов

Велик риск подхватить ВИЧ-инфекцию или гепатит

Возможность заниматься частной практикой

Усталость и заболевания ног и позвоночника от длительной работы стоя, перенапряжение рук и зрения

Чувство радости, присущее представителям «помогающих профессий», когда удается избавить пациента от страданий

Для профессии характерен горизонтальный карьерный рост

Безработица не грозит: у человека целых 32 зуба, не способных к самовосстановлению

Длительное обучение

Историческая справка

На звание одной из самых древнейших профессий в мире, безусловно, могут претендовать стоматологи. Ранее считалось, что первыми стоматологами были древние этруски, умевшие вырезать искусственные зубы из зубов различных животных еще в VII веке до н.э. Археологи пришли в изумление, обнаружив в захоронениях 9-тысячелетней давности черепа с зубами, которых касалось сверло древнего дантиста. Пакистанские стоматологи того времени использовали маленькую ручную дрель с кремниевым наконечником. Но вопрос об использовании анестезии остается открытым.

Первую зубную пасту изобрели египтяне 5000 лет назад — это была смесь вина и пемзы. Чуть позже (со времен римской империи и вплоть до XVIII века) основным компонентом зубной пасты стала… урина. Содержащийся в ней аммиак обладает очистительными свойствами, потому до сих пор аммиак содержится в составе многих паст.

Анекдот в тему:

Стоматолог возвращается в приемную после обеда.

— Есть кто-нибудь?

— Да, говорит ассистентка. Есть один в кабинете.

— Почему же Вы не готовите инструментарий?

— Понимаете, он заперся изнутри и никого не пускает.

***

У детского стоматолога:

— Дениска, ну будь умницей, открой ротик. Пусть дядя достанет свой пальчик.

***

— Доктор, у меня желтые зубы. Что мне делать?!

— Носите коричневый галстук!!

Читайте також

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 листопад, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 жовтень, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 вересень, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.

  • Як полегшити вихід на роботу після відпустки? 8 вересень, 2024

    Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».

  • Піднімайся і йди30 серпень, 2024

    Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?

↑ Вгору