Мощный инструмент
Времена, когда считалось нормальным работать преимущественно из соображений самореализации, отодвигая на второе место мотивационный фактор, уже прошли.
Эксперты считают, что мотивационные программы – мощный инструмент, с помощью которого можно достичь не только улучшения различных экономических показателей в бизнесе, но и развить внутренние коммуникации в компании, укрепить корпоративную культуру, повысить уровень ответственности сотрудников. Между тем, уровень их внедрения в отечественных бизнес-структурах оставляет желать лучшего. Сегодня руководители всех компаний осознают необходимость применения такого инструмента управления персоналом, как мотивация. Однако зачастую делают это непрофессионально. Менталитет украинских управленцев сводится к тому, что директор – это хозяин, помещик, гетьман. Нередко в компаниях существует премиальный фонд, из которого исключительно на усмотрение руководителя выделяются премии тому или иному сотруднику. Выглядит это так: Царскою волею я награждаю тебя… премией.
Практика внедрения специально разработанных программ по мотивации персонала в отечественной бизнес-среде появилась не более пяти лет назад. В виду того, что качественные мотивационные программы может позволить себе не каждая украинская компания, а персонал не всегда готов адекватно воспринимать новшества, в этой сфере возникает немало мифов.
Мотивационные мифы в компаниях могут возникать по нескольким причинам. И, зачастую, источником легенд являются сами сотрудники. Одним из примеров может служить конфронтация или доля зависти между специалистами разных подразделений по причине разного подхода к их поощрениям со стороны работодателя. Подобное положение дел связано с тем, что каналы внутренних коммуникаций в компании развиты не достаточно хорошо. Так, в одной крупной телекоммуникационной компании почвой для бурного обсуждения в кулуарах стали подарки сотрудницам к Восьмому марта. Менеджеры среднего звена и руководители отделов получили от топ-менеджмента дорогие презенты – парфюмерию от Nina Ricci. Тогда как рядовые специалисты и обычные менеджеры довольствовались букетами весенних цветов. Подобная ситуация привела к возникновению накаленной атмосферы в коллективе. Около недели львиную долю рабочего времени у бизнес-леди отнимала активная переписка, в которой тема подарков обрастала легендами и обидами, что никак не способствовало эффективной работе.
Однако существуют компании, которые чрезмерной открытостью коммуникаций сознательно подогревают охотничьи инстинкты сотрудников. К примеру, в одном отечественном издании руководство решило выносить на всеобщее обозрение ежедневный заработок сотрудников в надежде на то, что спортивный интерес и стремление догнать и перегнать «лидеров рейтинга» повысит эффективность производительности труда. Между тем, эффект был двойственный. Одни – вдохновились стимулом к высоким заработкам и ударились в работу с головой, тогда как у других – работа застывала напрочь.
Деньги как стимул
Во многих компаниях разрабатывается система бонусирования и премирования сотрудников. Однако эксперты уверены, что чрезмерное применение такого мотивационного инструмента может привести к негативному эффекту демотивации персонала. Причина в том, что сотрудники рискуют попасть в зависимость от постоянных финансовых поощрений, а расходы компании – превратиться в постоянную часть компенсационного бюджета. В конце-концов сократить расходы на материальные поощрения окажется невозможным, поскольку сотрудники будут относиться к ним как к обязательной части компенсационного пакета.
Немного иначе к денежным поощрениям относятся в банковской сфере. Наиболее приемлемым поощрением эффективной деятельности сотрудников является премия. До нынешнего года начисление премий рассматривалось в индивидуальном порядке. Сегодня руководство поощряет не только принесенную прибыль банку, но и подбор новых клиентов, минимизацию расходов и рисков.
Создавай и управляй
Второй, не менее популярный миф заключается в том, что мотивацию можно создать и ею можно управлять. По мнению экспертов, работающих в сфере HR, сегодня сложно найти человека, внутренне немотивированного к работе и личностным достижениям. Если под «управлением» мы пониманием оказание соответствующего воздействия и получение определенного результата, то говорить об управлении мотивацией достаточно проблематично.
Учение – страх
Эксперты разделяют жизненный цикл человека в компании на три этапа – каждый по два года. Первые два года сотрудник изо всех сил старается показать себя с наилучшей стороны. Именно в этот период обучение новоприбывшего специалиста – жизненная необходимость и мощный инструмент мотивации. На втором этапе сотрудник достигает определенных вершин и выходит на «накатанное шоссе». Тогда мотивация в виде обучения становится менее эффективным инструментом. На последнем этапе человек серьезно задумывается о смене места работы и здесь инвестировать в его развитие просто бессмысленно.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?
Jobs.ua хоче підтримати Кращих Роботодавців і розширити можливості Шукачам роботи у важку хвилину, тому продовжує працювати в галузі працевлаштування та зберігає знижки і можливість безкоштовного розміщення вакансій для роботодавців.
Пропонуємо вам познайомитися з перспективною сучасною професією, яка допомагає компаніям приймати рішення на основі даних, а не інтуїтивно.
Jobs.ua хоче привітати вас з наступаючим Новим 2024 роком і порадувати новорічними святковими знижками!