UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Все про роботу
  4. На роботі
  5. Адаптация на новом рабочем месте

Адаптация на новом рабочем месте

28.03.2012 1249

Вхождение в работу может быть стрессовым или мягким. В западных и многих украинских компаниях существует несколько основных подходов к организации работы нового сотрудника.

Самый жесткий из них – самостоятельное вхождение человека в работу. В этом случае сотруднику просто предоставляется его рабочее место, обрисовывается круг обязанностей и сразу же дается первое задание. Человек должен сам наладить коммуникации с новыми коллегами, разобраться в порядках на фирме и начать работу. Коммуникабельные, не стеснительные и активные люди, как правило, не испытывают особых затруднений и быстро входят в коллектив. Но для кого-то такая адаптация будет тяжелой, сотрудник будет чувствовать себя ненужным и оставленным на произвол судьбы.

Важен здесь и такой фактор, как род деятельности компании и сама должность сотрудника. Как пример рассмотрим компанию, торгующую отопительным оборудованием. Квалифицированный сотрудник, взятый на позицию менеджера по продажам, даже в первый день работы, скорее всего, знает, чем отличаются котлы настенные от напольных. Но в некоторых марках продукции, с которыми он раньше не работал, разобраться методом самостоятельного вхождения может быть тяжело. К примеру, информацию о том, чем отличаются радиаторы рифар от, скажем, продукции китайской компании – лучше услышать от более опытных коллег. Совсем другое дело – если сотрудник пришел на позицию, к примеру, системного администратора. Скорее всего, ничего принципиально нового для себя он не найдет и без посторонней помощи во всем разберется.

Многие компании на первое время «приставляют» к новичкам наставников – более опытных коллег, которые давно работают на фирме. Это может быть сотрудник, занимающий аналогичную кадровую позицию, может быть функциональный руководитель подразделения, а может быть даже человек, занимавший ту же должность до новичка (в этом случае происходит передача дел с попутным обучением). Наставник разъясняет новому сотруднику все нюансы работы, включая как профессиональные вопросы (те же самые радиаторы рифар), так и бытовые (некоторые стесняются в первые дни спрашивать, к примеру, где находится туалет), и корпоративные (правила поведения, дресс-код, корпоративную политику, общие этические стандарты, принятые в компании). На плечи наставника также возлагается знакомство новичка с остальным коллективом. Этот способ адаптации хорош тем, что у нового человека на фирме есть чувство, что его поддерживают, есть возможность спрашивать и учиться. Конечно, есть и негативные моменты – в первую очередь, к ним относится опасность того, что «наставник» и «ученик» не найдут друг с другом общего языка на уровне межличностных отношений.

Опыт западных компаний показывает эффективность тренингов, которые делятся на два типа: welcome-тренинг и тренинг по специальности. Многие крупные российские компании проводят welcome-тренинги сразу для всех сотрудников, проходящих в данный момент испытательный срок. Поскольку на тренинге могут присутствовать одновременно представители нескольких подразделений, то на нем затрагиваются исключительно корпоративные вопросы – в основном новичков просто знакомят с историей компании, ее деятельностью и с бытовыми вопросами. Возьмем все тот же пример с компанией по продаже отопительного оборудования. Согласитесь, ни к чему бухгалтеру или тому же системному администратору слушать лекции про котлы настенные. А вот сотрудникам отдела продаж проведут тренинг по специальности, на котором им разъяснят именно рабочие моменты. Здесь моделируют различные ситуации, новичков подробно знакомят с продуктом, который им предстоит продавать. Разъясняются методы и принципы продаж, проводятся тренинги личностного развития.

Как видим, разные компании используют различные методы вхождения новичков в работу. Все они имеют свои плюсы и минусы, а в идеале – каждый случай требует индивидуального внимания. Кто-то любит сам разбираться с новой работой, кому-то требуется совет, а кто-то нуждается во всестороннем сопровождении первые несколько рабочих дней.

Читайте також

  • Що запитати в кандидата, щоб отримати його «так»?17 лютий, 2025

    Знайти ідеального працівника на важливу посаду не так уже й складно. А от переконати його пристати на вашу пропозицію — ще той квест. В цій статті вчимося ставити правильні, коректні питання кандидату, щоб він погодився на вашу пропозицію.

  • Чому ми полишаємо вивчення англійської на пів дорозі?14 лютий, 2025

    Ох уже ця англійська! Куди не глянь, в сучасному світі без неї не обійтися. І поки друзі та колеги вільно — чи майже вільно — знають цю прекрасну мову, ви ніяк не зберетеся її вивчити. Знайомо? Якщо так, Jobs.ua пропонує розглянути найпоширеніші проблеми, чому ми кидаємо вчити англійську на пів дорозі.

  • Ключові тренди на робочому місці, які формуватимуть 2025 рік12 лютий, 2025

    Світовий ринок праці намагається встигати за новітніми трендами, хоча в наш час все змінюється з блискавичною швидкістю. Та все ж спробуємо окреслити ключові тренди 2025-го року, які впливатимуть на робочі місця в усіх куточках світу.

  • Бізнес, творчість, штучний інтелект: вчимося зараз, щоб потім не відставати10 лютий, 2025

    Працюєте на творчій ниві і переживаєте за те, як ШІ змінить «баланс сил» у вашій професії? Продаєте товари чи послуги і хочете оптимізувати бізнес процеси з використанням штучного інтелекту? З’ясуємо, як «подружитися» з АІ, щоб не відстати в майбутньому від своїх конкурентів.

  • Що не забути взяти на навчання за кордоном? 9 лютий, 2025

    Нещодавно ми писали, як обрати навчання в магістратурі за кордоном. Сьогодні пропонуємо вашій увазі топову підбірку нагадувань, що взяти з собою, якщо плануєте навчатися в іншій країні.


Часто шукають

↑ Вгору