Вхождение в работу может быть стрессовым или мягким. В западных и многих украинских компаниях существует несколько основных подходов к организации работы нового сотрудника.
Самый жесткий из них – самостоятельное вхождение человека в работу. В этом случае сотруднику просто предоставляется его рабочее место, обрисовывается круг обязанностей и сразу же дается первое задание. Человек должен сам наладить коммуникации с новыми коллегами, разобраться в порядках на фирме и начать работу. Коммуникабельные, не стеснительные и активные люди, как правило, не испытывают особых затруднений и быстро входят в коллектив. Но для кого-то такая адаптация будет тяжелой, сотрудник будет чувствовать себя ненужным и оставленным на произвол судьбы.
Важен здесь и такой фактор, как род деятельности компании и сама должность сотрудника. Как пример рассмотрим компанию, торгующую отопительным оборудованием. Квалифицированный сотрудник, взятый на позицию менеджера по продажам, даже в первый день работы, скорее всего, знает, чем отличаются котлы настенные от напольных. Но в некоторых марках продукции, с которыми он раньше не работал, разобраться методом самостоятельного вхождения может быть тяжело. К примеру, информацию о том, чем отличаются радиаторы рифар от, скажем, продукции китайской компании – лучше услышать от более опытных коллег. Совсем другое дело – если сотрудник пришел на позицию, к примеру, системного администратора. Скорее всего, ничего принципиально нового для себя он не найдет и без посторонней помощи во всем разберется.
Многие компании на первое время «приставляют» к новичкам наставников – более опытных коллег, которые давно работают на фирме. Это может быть сотрудник, занимающий аналогичную кадровую позицию, может быть функциональный руководитель подразделения, а может быть даже человек, занимавший ту же должность до новичка (в этом случае происходит передача дел с попутным обучением). Наставник разъясняет новому сотруднику все нюансы работы, включая как профессиональные вопросы (те же самые радиаторы рифар), так и бытовые (некоторые стесняются в первые дни спрашивать, к примеру, где находится туалет), и корпоративные (правила поведения, дресс-код, корпоративную политику, общие этические стандарты, принятые в компании). На плечи наставника также возлагается знакомство новичка с остальным коллективом. Этот способ адаптации хорош тем, что у нового человека на фирме есть чувство, что его поддерживают, есть возможность спрашивать и учиться. Конечно, есть и негативные моменты – в первую очередь, к ним относится опасность того, что «наставник» и «ученик» не найдут друг с другом общего языка на уровне межличностных отношений.
Опыт западных компаний показывает эффективность тренингов, которые делятся на два типа: welcome-тренинг и тренинг по специальности. Многие крупные российские компании проводят welcome-тренинги сразу для всех сотрудников, проходящих в данный момент испытательный срок. Поскольку на тренинге могут присутствовать одновременно представители нескольких подразделений, то на нем затрагиваются исключительно корпоративные вопросы – в основном новичков просто знакомят с историей компании, ее деятельностью и с бытовыми вопросами. Возьмем все тот же пример с компанией по продаже отопительного оборудования. Согласитесь, ни к чему бухгалтеру или тому же системному администратору слушать лекции про котлы настенные. А вот сотрудникам отдела продаж проведут тренинг по специальности, на котором им разъяснят именно рабочие моменты. Здесь моделируют различные ситуации, новичков подробно знакомят с продуктом, который им предстоит продавать. Разъясняются методы и принципы продаж, проводятся тренинги личностного развития.
Как видим, разные компании используют различные методы вхождения новичков в работу. Все они имеют свои плюсы и минусы, а в идеале – каждый случай требует индивидуального внимания. Кто-то любит сам разбираться с новой работой, кому-то требуется совет, а кто-то нуждается во всестороннем сопровождении первые несколько рабочих дней.
Знайти ідеального працівника на важливу посаду не так уже й складно. А от переконати його пристати на вашу пропозицію — ще той квест. В цій статті вчимося ставити правильні, коректні питання кандидату, щоб він погодився на вашу пропозицію.
Ох уже ця англійська! Куди не глянь, в сучасному світі без неї не обійтися. І поки друзі та колеги вільно — чи майже вільно — знають цю прекрасну мову, ви ніяк не зберетеся її вивчити. Знайомо? Якщо так, Jobs.ua пропонує розглянути найпоширеніші проблеми, чому ми кидаємо вчити англійську на пів дорозі.
Світовий ринок праці намагається встигати за новітніми трендами, хоча в наш час все змінюється з блискавичною швидкістю. Та все ж спробуємо окреслити ключові тренди 2025-го року, які впливатимуть на робочі місця в усіх куточках світу.
Працюєте на творчій ниві і переживаєте за те, як ШІ змінить «баланс сил» у вашій професії? Продаєте товари чи послуги і хочете оптимізувати бізнес процеси з використанням штучного інтелекту? З’ясуємо, як «подружитися» з АІ, щоб не відстати в майбутньому від своїх конкурентів.
Нещодавно ми писали, як обрати навчання в магістратурі за кордоном. Сьогодні пропонуємо вашій увазі топову підбірку нагадувань, що взяти з собою, якщо плануєте навчатися в іншій країні.