Пример: наконец-то нашлась работа, о которой мечтала всю жизнь. Занимаешься любимым делом, получая за это достойную зарплату; коллектив – лучше не придумаешь, условия работы – из области мечты. Казалось бы – живи и радуйся!
Но начальник… Что бы ты ни сделала – все плохо… Вернее, не совсем плохо, а так: «Что за манера работать вполсилы! Ты могла бы сделать это гораздо лучше! Я не намерен оплачивать твою лень! Где ответственность за свой труд? Невнимание к деталям – это вопрос профпригодности!» и т. д. т. п.
И в какой-то момент работа перестает радовать. И появляются сомнения в себе. И каждое новое задание воспринимается как испытание на прочность, а тягостная неуверенность сомнения в правильности каждого слова и действия тормозят работу…
Стоп! Пришло время выстраивать «защиту от деспота». Иначе все полетит в тартары.
Первая линия защиты. Исключи эмоции
Да, легко сказать, но трудно сделать. Но сделать это необходимо.
Прими как первую и самую важную аксиому: критика твоего труда является должностной обязанностью твоего начальника. Как говорится, ничего личного. Просто каждый делает свою работу. Признание за боссом права (и обязанности!) делать тебе замечания снимает как минимум 30 % остроты ситуации. Работаем дальше.
Вторая линия защиты. Тест на вредность
Если традиция регулярного промывания начальству косточек в твоей организации не сильна, и ты не знаешь, как часто получают нагоняи твои коллеги, прояви инициативу – организуй «обмен мнениями».
Можешь скинуть с претензий босса еще процентов 30, если выяснится, что такая манера поведения – его излюбленный стиль руководства. У всех свои недостатки и это - не повод для катастрофического снижения собственной самооценки! Если же большая часть коллектива работает без этих проблем, а ты в числе «любимчиков» - собери свои силы для дальнейших действий.
Третья линия защиты. Самоанализ
Подумай, чем ты могла спровоцировать особое отношение к себе. Может быть, босса раздражает не качество твоей работы, а что-то другое?
Например, отсутствие в тебе снобизма? Найди способ подчеркнуть его значимость! (Тебе все равно, а ему приятно). Или твое желание всюду вставить свои «пять копеек»? А может быть, ты не умеешь выслушать босса от начала до конца, лишая его возможности выпустить пар, а себя – получить максимум информации для дальнейших действий? Будь самокритичной и наблюдательной. Устраняй чисто психологические причины «наездов».
Помни: хорошие отношения с боссом нужны прежде всего тебе, и трудиться над их налаживанием, увы, придется тебе, хочешь ты этого или нет. Можно, конечно, предоставить эту возможность начальству, но делать это придется параллельно с поиском новой работы… Не то, что тебе нужно? Тогда побольше гибкости и мудрости!
Не исключено, что в претензиях босса есть и конструктивное зерно. Не хочется тебя расстраивать, но в подавляющем большинстве случаев начальство все-таки обладает определенным уровнем компетенции (превосходящим твой как минимум на несколько пунктов, иначе руководящее кресло досталось бы тебе, а не ему). Добивайся максимальной четкости замечаний и работай над их устранением как можно точнее и аккуратнее: второе замечание по одному и тому же поводу возводит твои недостатки в квадратную степень.
Четвертая линия защиты. Факты и только факты
Научись оперировать фактами в ответ на упреки по поводу сделанного. Тебя обвиняют в низкой результативности? Озаботься подбором фактов, опровергающих это. Но не допускай эмоциональности, не нужно кричать: «Да? А кто сделал вот это?» И куча прилагательных вместо одного числительного.
Будь корректна, спокойна, логична, оперируй цифрами, а не восклицательными знаками.
Перед тобой ставят нереальные задачи? И это ясно даже при беглом взгляде на задание? Отказаться от его выполнения сразу же - значит опустить себя на несколько профессиональных ступенек ниже. Возьми тайм-аут и оцени порученное дело. Подбери неопровержимые факты, доказывающие нереальность задуманного. И отстаивай свое мнение, не дай начальству шансов для наезда на ровном месте!
Пятая линия защиты. Снимай важность!
Вернемся к исходным данным. Эта работа устраивает тебя на все сто. И ты не мыслишь себя вне этих стен, в отрыве от этих задач, изоляции от коллег? Вот тут-то и зарыта та самая мина, на которой в один прекрасный день может взорваться все.
Во всяком случае, именно такую оценку твоей горячей влюбленности в свою работу дает Вадим Зеланд – признанный корифей в области управления реальностью. Он утверждает, что как только ты придаешь избыточное значение чему бы то ни было, идеализируешь какое-либо событие либо обстоятельства - тут же включаются так называемые равновесные силы. Они стремятся снять избыточный потенциал важности и устраивают тебе всякие «бяки». И в качестве механизма для устранения избыточных потенциалов важности равновесные силы нередко выбирают начальников.
Босс и рад бы не ругаться, да не может! Ложка дегтя в бочке меда – это не афоризм, а закон Вселенной, которому подчиняются даже самые ответственные лица.
Запомни: чем сильнее ты хочешь работать здесь и только здесь, тем чаще будут появляться в твоей профессиональной жизни трудновыполнимые задачи, тем неожиданнее и заковыристее будут препятствия к их выполнению. «Нашла хорошую работу? Отлично! Всем довольна? Великолепно! Хотела бы работать здесь долгие годы? Превосходно! Начинай искать новую работу. Это снимет с текущего момента его важность и обезопасит тебя от увольнения» - примерно так выглядит совет Зеланда.
Хочешь – пользуйся, хочешь – нет. В конце концов, жизнь - это выбор. Ежедневный, ежеминутный. Задача – научиться делать этот выбор в свою пользу. Все просто, не правда ли?
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.