Когда в 1950-х годах восточные немцы, уставшие от тягот жизни в первом германском социалистическом государстве, начали толпами уходить и уезжать в ФРГ, во всем западном мире их массовый побег восприняли как некую новую и абсолютно необычную форму протеста. Однако русские крестьяне использовали "голосование ногами" против невыносимых условий жизни за много веков до немцев, с тех пор как сильные мира сего стали мало-помалу лишать их права на землю. Процесс изъятия главной собственности земледельцев начинался в XIV веке, как водится, с предложения взаимовыгодного сотрудничества. Князь предлагал крестьянам защиту своей дружины от набегов разнообразных разбойников за сравнительно небольшую толику их урожаев, на что общины чаще всего соглашались. Да и выбора, по сути, не было: откажешься - и тут же станешь объектом набегов несостоявшегося благодетеля.
Еще некоторое время спустя князь предлагал темным крестьянам прекратить прения о хозяйственных и иных проблемах и передавать их на княжеский суд. Крестьяне при этом, правда, кроме справедливых приговоров получали и штрафы в пользу князя, платить которые приходилось иногда до полного разорения.
Затем наступал самый важный этап закабаления крестьян - введение налоговой системы. Людям объясняли, что на те или иные нужды - военный поход, содержание войска и прочие срочные надобности - требуются не хлеба и рыбы, а звонкая монета. И с каждого дыма нужно внести установленную князем сумму. Естественно, недовольные поборами требовали справедливости. Справедливость восстанавливалась в суде, а суд был княжеским - со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Конечно, недовольные могли "проголосовать ногами" и уйти с захваченных князем земель на север или на восток, в леса. Но для вырубки леса, корчевания пней, строительства новых домов требовалось много сил и людей, и лишь большие и крепкие семьи с достаточным числом рабочих рук могли позволить себе переселение в новые края. К тому же дани и повинности разверстывались на всю общину, так что после бегства соседей оставшимся крестьянам приходилось больше платить. Или же сниматься с насиженных мест и отправляться на поиски счастливой жизни всей деревней.
Казалось бы, все жители Руси раз в несколько лет должны были уходить куда глаза глядят. Но, как отмечали историки, массовому брожению крестьян мешали не только суровый климат и тяготы освоения новых земель, но и лень князей и вотчинников - владельцев земель, пожалованных князьями в вечное пользование. Они предпочитали сдавать землю в аренду крестьянам на оговоренный срок по твердым ставкам, чтобы получать гарантированный доход. При этом и владелец вотчины, и крестьянин при досрочном расторжении договора платили пострадавшей стороне неустойку. Так что в результате складывались действительно взаимовыгодные отношения, нарушавшиеся только поползновениями собственников-соседей, которые переманивали лучших крестьян еще более выгодными предложениями и выплачивали за них все неустойки.
Беда заключалась лишь в том, что выплаченные деньги нередко превращались в долг новому землевладельцу, который следовало вернуть или отработать. Ко всему прочему на Руси регулярно случались неурожаи, во время которых князья и вотчинники снабжали своих крестьян житом под запись, с отдачей с процентами из следующего урожая. Но неурожаи порой длились годами, и должник становился несостоятельным и из вольного крестьянина превращался в кабального, без права оставления своего владельца. Причем жаловаться, как обычно, было и некому, и незачем: кабальные записи подтверждали правоту землевладельца, так что суд мог принести крестьянину только дополнительные неприятности.
Однако вотчинники, как отмечали историки, оказались сущими ангелами по сравнению с помещиками, появившимися повсеместно в Московском государстве в XVI-XVII веках. Эти военные и чиновные люди получали землю за службу ("испомещались") и исключительно на время службы, так что старались взять от поместий все, что только можно, нагружая крестьян не только арендными выплатами, но и работой на своих собственных землях, в своем доме. Собственного капитала у помещиков, как правило, не водилось, так что любой отказ крестьян от работы наносил урон их скромному бюджету. А любая жалоба князю могла использоваться им как повод для передачи земли другому, более достойному помещику. Поэтому помещики притесняли склонных к склочности крестьян всеми способами.
Именно тогда и началось массовое бегство крестьян не только на Дон, с которого не было выдачи беглых, но и в Сибирь, и за южные рубежи. Но чаще всего крестьяне бежали на монастырские земли. Немногие сохранившиеся документы того времени свидетельствуют о том, что государи московские получали массу жалоб помещиков на монастыри, не возвращающие их беглых людей. А также на вотчинников, продолжавших сманивать у небогатых соседей лучших крестьян.
В свою очередь, великим князьям приходилось лавировать между набиравшим силу служилым дворянством, богатыми и влиятельными боярами и духовенством, заинтересованным в укреплении монастырей. Время от времени устанавливался срок оседлости для беглых на монастырских землях. Если крестьянин прожил там, к примеру, более пяти лет, то прежний владелец терял все права на него. Однако недовольные дворяне продолжали лоббировать свои интересы и срок оседлости повышали до десяти лет. В некоторые периоды, когда нужда в опытных воинах-помещиках оказывалась особенно острой, им давали бессрочные права на поимку и возвращение беглецов. А когда военная надобность ослабевала, государи шли на уступки монастырям. Постепенно традиционный переход крестьян в Юрьев день к новому землевладельцу ограничивали все новыми условиями. К примеру, при Борисе Годунове ежегодно разрешали покинуть поместье лишь двум крестьянским семьям, и перейти они могли только к помещику, а не к вотчиннику и только если помещики между собой договорятся.
Мало-помалу сложились стереотипы поведения землевладельцев и крестьян, просуществовавшие века и сменившие носителей, но не исчезнувшие и поныне. Люди властительные рассматривали любое недовольство снизу не как повод для реформ, а как личное оскорбление, на которое отвечали ужесточением наказаний. А подневольные люди, лишенные надежд на перемены к лучшему, начинали бунт, по беспощадности и бессмысленности не имевший аналогов в мире.
Евгений Жирнов, "Коммерсант"
Взято с сайта: rokf.ru
Не кожну роботу можна виконувати механічно й рутинно, не піклуючись про мотивацію, натхнення й інші високі матерії. Як діяти в ситуації, коли дійсно зник інтерес до роботи? З’ясовуємо, як підвищити мотивацію, щоб ваша професійна діяльність отримала «друге дихання».
Недавнє комплексне дослідження, яке здійснила низка університетів з усього світу, виявила цікаву річ: зв’язок між генами людини, її здоров’ям і вмінням заробляти гроші. Розбираємося разом із Jobs.ua, в чому полягає суть дослідження, і яке значення воно має для кожного з нас.
Знайти ідеального працівника на важливу посаду не так уже й складно. А от переконати його пристати на вашу пропозицію — ще той квест. В цій статті вчимося ставити правильні, коректні питання кандидату, щоб він погодився на вашу пропозицію.
Ох уже ця англійська! Куди не глянь, в сучасному світі без неї не обійтися. І поки друзі та колеги вільно — чи майже вільно — знають цю прекрасну мову, ви ніяк не зберетеся її вивчити. Знайомо? Якщо так, Jobs.ua пропонує розглянути найпоширеніші проблеми, чому ми кидаємо вчити англійську на пів дорозі.
Світовий ринок праці намагається встигати за новітніми трендами, хоча в наш час все змінюється з блискавичною швидкістю. Та все ж спробуємо окреслити ключові тренди 2025-го року, які впливатимуть на робочі місця в усіх куточках світу.