Традиционно на собеседовании звучит эта фраза, и только в редком случае соискателя минует чаша сия. Конечно, можно не стесняться и рассказать все начистоту. Чего, собственно говоря, церемониться? С другой стороны, некоторыми откровениями вы рискуете вывести работника службы персонала из умеренного расположения духа. Существует даже целая плеяда правдивых ответов, которые не будут способствовать вашему успешному трудоустройству.
Если вы не хотите спровоцировать потенциального работодателя, то не стоит вести себя следующим образом:
«Сливать негатив»
Зачастую эйчаров раздражают негативные отзывы кандидата о предыдущем работодателе. Особенно, отмечает генеральный директор кадрового агентства KPG Resources Роман Портнов, если ответ выливается подробную жалобу на тему, «как меня, любимого, злыдни притесняли». Во-первых, это чаще всего звучит неубедительно. По мнению работников кадровых служб, соискатель пользуется тем, что сторона, о которой он говорит, не может высказаться в свое оправдание. Во-вторых, потенциальный сотрудник демонстрирует излишнюю эмоциональность, помноженную на завышенную самооценку. В-третьих, потенциальный работодатель проективно переносит подобный негатив на себя и имеет все основания полагать, что в дальнейшем сотрудник начнет рассказывать то же самое и про него.
Даже если с последнего места вы действительно ушли как с поля боя, то, по крайней мере, странно будет услышать похожий отзыв и о большинстве ваших предыдущих мест работы. В таком случае, считает менеджер по подбору персонала «Агентства "Афина"» Илья Цыба, возникает вопрос: зачем же вы там все-таки работали?
Пытаться уйти от разговора
Некоторые эйчары полагают, что если кандидат неконфликтный и обладает хорошими личностными качествами, то ему не составляет особого труда внятно и открыто рассказать о причинах, по которым он хочет покинуть своего нынешнего работодателя. По мнению Ильи Цыбы, попытки уйти от разговора на эту тему свидетельствуют либо о «закрытости» человека, либо о том, что он пытается скрыть неприятные факты собственного увольнения, что уже само по себе наводит на определенные размышления.
Неудачными ответами кадровики признали следующие фразы:
«Конфликтовал с руководством-коллективом»
Даже если эта информация является правдой, то эйчар может решить, что вы конфликтная личность, не умеющая держать себя в руках. Где гарантия того, что на новом месте работы сотрудник не начнет вести себя подобным образом. И зачастую работодателю в голову приходят мысли о героине Фаины Раневской с ее коронной фразой: «Королевство маловато – разгуляться негде!».
«Долгое время не повышали зарплату»
Менеджер по персоналу ООО «Энергострой» Ирина Шевцова считает, что такой ответ означает для специалиста службы персонала следующее: скорее всего, работник этого и не заслужил.
«Слишком большой объем работы»
При таких словах эйчар призадумается и интерпретирует эту фразу двумя способами. Первый: не справлялся, следовательно, некомпетентен. Второй: не смог убедить руководство в необходимости взять помощника.
«Неинтересная работа»
И зачем вы на ней работали? Если все-таки вы там какое-то время держались, значит, что-то вас в ней прельщало. А вдруг вам любое дело кажется неинтересным? При таком ответе надо быть готовым к разговору на тему «моя интересная работа», и если вы при дальнейшем повествовании будете неубедительны, то велика вероятность, что эйчар внесет вас в «черный» список.
«По собственному желанию»
Тоже не самый лучший вариант для ответа. Такая формулировка, полагает Илья Цыба, характеризует кандидата как «закрытую» личность, поскольку вместо рассказа о причинах ухода, он отвечает о форме увольнения.
Фразы с «не»
Любые ответы, содержащие частицу «не», говорят о негативном опыте выполнения обязанностей на данном месте работы. Не следует использовать слова «мало», «далеко», «плохо», «не получилось», поскольку они служат определенными знаками для специалиста службы персонала: «внимание – опасность!».
Среди оптимальных ответов лидируют два следующих:
«Перерос свою компанию»
По мнению Романа Портнова, часто кандидаты объясняют свои переходы именно проектным характером работы, и обычно аргументы выглядят достаточно убедительно. Но в таком случае, скорее всего, будут необходимы дополнительные аргументы в пользу способности соискателя к длительной работе в компании, если от него именно это ожидается. Оптимально, если потенциальный работник может предоставить рекомендации или координаты своего непосредственного руководителя с предыдущего места для подтверждения лояльности и полюбовного расставания с компанией.
«Желание больше зарабатывать»
Специалист репутационных технологий Алексей Петров считает, что подобный ответ вызывает доверие и понимание. Вместе с тем, по мнению Романа Портнова, переходы по материальным причинам способны ослабить позицию кандидата. Будущий работодатель может решить, что вас потом переманят за лишние $100, и он опять вынужден будет искать человека на это место.
Конечно, никто не говорит, что именно эти две фразы являются кодовыми или всегда оптимально подходят. Но нужно помнить, что при ответе на подобный вопрос, лучше вместо фраз с «не» употреблять слова «больше», «развиваться», «улучшать». Пример ответа предлагает Ирина Шевцова: «Хотелось бы УЛУЧШИТЬ свое материальное положение. На прежнем месте работы я достиг практически максимума для этой фирмы в своем направлении, поэтому ХОЧУ найти работодателя, которому будут ПОЛЕЗНЫ мои знания и навыки и который сможет оценить их ПО ДОСТОИНСТВУ. А для меня, в свою очередь, смогут открыться НОВЫЕ горизонты для РАЗВИТИЯ». С одной стороны, суть ответа мало изменилась – мало платят, нет перспектив. Но звучит «тирада» гораздо позитивнее и работодателем воспринимается совсем по-другому.
Лучше всего при ответе воздержаться от сильных эмоций, а сосредоточиться на содержательной стороне ответа. По мнению директора учебного центра компании «Центр кадровых технологий – XXI век» Гули Базаровой, «важно показать, как связаны ваши знания, умения, навыки с ожиданиями от новой работы, и чего вам не хватало на прежнем месте».
Например, если вы работали на должности рядового специалиста, а претендуете на управленческую позицию, объясните, что ваши организаторские способности или навыки не находили применения на прошлой работе, но, как вы надеетесь, вы сможете их развить на новом месте.
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.