Кто сказал, что «эйчарами не рождаются, ими становятся»? Убеждена — именно рождаются. Работать специалистом по персоналу можно лишь по призванию, так же, как, к примеру, педагогом. Часто наблюдаю, как HR-менеджерами пытаются стать те, кто не состоялся в какой-либо иной сфере: скажем, не люблю цифры, не продавец я, а «в эйчары бы пошел, пусть меня научат!».
Наша работа — постоянное общение с людьми и принятие самостоятельных решений. Если для вас это сложно и вы не готовы брать на себя ответственность за судьбы других, — найдите место поспокойнее. Если же вы твердо решили посвятить жизнь трудному делу управления персоналом, примите во внимание мои советы.
Совет 1
Вы хотите стать эйчаром? У вас высшее экономическое, психологическое или техническое образование, вы обладаете логическим мышлением и даже играете в шахматы — замечательно! Обязательно получите второе специализированное
образование, найдите хорошие курсы или модульные программы для того, чтобы, изучив весь кадровый менеджмент, определиться, какой участок работы выбрать:
* рекрутинг;
* оценка и аттестация персонала;
* кадровый учет;
* оплата и стимулирование труда;
* обучение и развитие персонала.
Совет 2
При поиске работы не принимайте первое попавшееся предложение. Дабы в дальнейшем не разочароваться, тщательно изучите компанию, ее место на рынке, требования работодателя к должности HR-специалиста, условия работы.
Совет 3
Отклоняйте предложения, если требования к работе сформулированы «туманно» или слишком широко: «Надо навести порядок в учете» (а там, мол, посмотрим) или «Нужен эйчар, который будет делать все». Уточните у работодателя круг своих будущих обязанностей, задайте вопрос: «Какие проблемы вы хотите решить, взяв на работу HR-менеджера?». Выслушав ответ, постарайтесь оценить общий уровень компании, ее стратегические цели, задачи и место службы по управлению персоналом.
Совет 4
Если у вас пока нет опыта, попробуйте начать с рекрутинга. Работая в кадровом агентстве, вы сможете отшлифовать коммуникативные навыки, сориентируетесь на рынке специалистов, больше узнаете о различных компаниях.
Совет 5
Поработав год-два в сфере рекрутмента, попытайтесь перейти в HR-службу, чтобы освоить процессы адаптации, оценки и аттестации персонала. Выбирайте работу в компании с отлаженной организационной структурой и бизнес-процессами, куда вас как опытного ректутера, несомненно, с удовольствием возьмут.
Совет 6
Изучайте КЗоТ — без знания трудового законодательства невозможно грамотно разрабатывать кадровую политику компании.
Совет 7
Освоив рекрутинг, процессы адаптации, оценки и аттестации персонала, досконально изучив трудовое законодательство, можно начинать участвовать в разработках компенсационных и мотивационных программ компании, программ обучения и развития.
Совет 8
Старайтесь расширять круг профессионального общения, дабы иметь возможность советоваться с менеджерами по персоналу из других компаний, обмениваться опытом и, в случае необходимости, координировать свои действия.
Совет 9
Пройдите курс ораторского мастерства и избавьтесь от страха публичных выступлений — они неизбежная составляющая работы HR-менеджера.
Совет 10
Теперь вы уже приобрели определенную стоимость на рынке труда и можете выбирать свой дальнейший путь: либо стать руководителем HR-службы, либо работать в ее подразделениях, совершенствуясь в одном из направлений.
Перед вами большой путь, и вы сможете его пройти! Главное — поставьте для себя четкие цели. И избавьтесь от иллюзий относительно работы специалиста по управлению персоналом!
Иллюзия 1. Карьера эйчара — быстрая
карьера.
Только опыт поможет вам сделать карьеру, а он накапливается с годами.
Иллюзия 2. Эйчар всегда может найти общий язык с топ-менеджерами.
Вы либо принимаете правила игры и тогда развиваете в компании свои идеи, либо ищите другую работу: борьба с ветряными мельницами бессмысленна. И не жалуйтесь на собственников, просто постучитесь в другую дверь — вас услышат!
Иллюзия 3. Эйчар должен быть хорошим по отношению ко всем работникам компании.
Эйчар должен быть справедливым по отношению ко всем работникам компании.
Иллюзия 4. Работа эйчара — легкая
работа.
В пятницу вечером посмотрите на себя в зеркало: хватит ли у вас сил на улыбку?
Желаю всем специалистам по управлению персоналом мудрости в принятии решений, оптимизма, терпения и настойчивости. Перечитайте «Чайку» Ричарда Баха — и удачи вам во всех начинаниях!