«Дорогой папа, я тебя очень люблю. Милая мама, я ценю все, что ты для меня делаешь. Я знаю, что ты хочешь для меня только добра. Но у меня своя жизнь и своя судьба. Я не могу ничего сделать ЗА тебя и не могу прожить твою жизнь, даже если сильно этого захочу. За свою жизнь вы отвечаете сами». Примерно так рекомендуется отвечать на претензии родителей, которые жаждут воплощения собственных несбывшихся надежд в жизни детей. А ведь такие ситуации не редкость. Причем удачные карьеры, как, например, у Миллы Йовович, обязанной своим успехом маме — советской актрисе, чья карьера закончилась после переезда в США, редкое исключение из общего правила.
Три сценария карьеры, сделанной родителями
«Случаи, когда родители как бы реализуют свои несбывшиеся ожидания через детей, встречаются часто, — говорит ректор Института НЛП Михаил Пелехатый. — Например, мама сама мечтала стать врачом, но не срослось и дочку заставляют поступать в медицинский. В итоге дочь не может найти себя, скучает в поликлинике на приеме пациентов и их не любит, виня весь мир в своей маленькой зарплате». По его словам, практически каждый случай неудавшейся карьеры или нелюбимой работы, на которую надо «ходить», — это «заслуга» родителей«.
Более мягким сценарием родительского «Воплоти мои мечты» может быть требование соответствия определенным стандартам. «Действительно, в нашем обществе сильны стереотипы, — говорит Михаил Пелехатый. — С одной стороны, если у родителей «высшее образование», а сын или дочь, например, не желает поступать в вуз, — это «трагедия на грани с мировой катастрофой». По его словам, многие родители требуют выбора статусных профессий в начале жизненного пути и регулярной поставки хороших новостей — о защите кандидатской, о повышении в должности и так далее. Ведь об этом так приятно рассказывать коллегам и друзьям. Что доставило бы при этом удовольствие самому «ребенку», остается за рамками.
Рассмотрение третьего сценария — ситуации, когда человек пытается что-то доказать родителю, чьего внимания не хватило в детстве, раскололо опрошенных «Известиями» экспертов на две равные части. Одни полагают, что «карьерист, чья мотивация — утвердиться в глазах родителей, — это в лучшем случае менеджер среднего звена к 40 годам». Другие считают, что в семьях, где царит душевное понимание, карьеристы не заводятся в принципе. «Иногда дети, пытаясь доказать родителям, что они достойны и заслуживают уважения, недополученного ими в детстве, достигают больших высот — становятся успешными бизнесменами, политиками, спортсменами, но гораздо больше людей отчаявшихся, сломленных, не уважающих самих себя», — считает Михаил Пелехатый.
Не хочу быть мужчиной
Отдельная ситуация и, возможно, четвертый сценарий влияния родителей на развитие карьеры — это отказ от делания карьеры. Основные персонажи этого сценария — мужчины лет 40, воспитанные авторитарными отцами. Дело в том, что на выходе из периода советской власти мы получили стереотип мужа и отца, в соответствии с которым главное для мужчины — это работа, он приносит в дом деньги, но ничего не делает по хозяйству, смотрит телевизор или читает, лежа на диване. Он «добытчик». И если папа был хорошим «добытчиком», но слишком авторитарным по отношению к сыну, то сын может просто отказываться быть таким, как отец. По сути такие «дети» просто не хотят быть мужчинами, играть мужские роли.
Ситуация с авторитарным отцом еще больше усугубляется, если он имел отношение к армии или был в возрасте, позволяющем нести на себе отблеск великой победы в Отечественной войне. При этом отказ сына быть мужчиной, «добытчиком», может вылиться в крайнюю инфантильность, сидение на шее у родителей или жены. Если же от отца ничего не принимается (или если отцу нечего дать сыну, кроме авторитарного воспитания), получаются хиппи, писатели, поэты и художники, чье творчество лишь повод как-то назвать себя, йоги и мистики. Совершенно не важно, чем такой человек будет заниматься в жизни, главное, чтобы это занятие избавило его от принятой в обществе роли мужчины-добытчика.
Ясно, что список сценариев влияния родителей на нашу карьеру можно продолжать и продолжать. Для этого достаточно лишь задуматься — а как развивается моя карьера и что происходит с людьми, которые работают вокруг.
Робота HR-спеціаліста містить чимало викликів. Трапляється так, що кандидат технічно підкований на всі сто, але із soft skills спостерігаються проблеми. Що треба знати досвідченому HR-фахівцю, щоб коректно відмовити кандидату?
Кандидати не люблять виконувати тестові завдання, факт. Цьому є цілком логічне пояснення: банально витрачений час. Якщо не візьмуть на роботу, цей час буде змарновано. Тож давайте розберемося, тестові завдання це все-таки перевірка здібностей чи безкоштовна праця на недобросовісного роботодавця?
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.