С
первого взгляда можно решить, что похвала стимулирует работника трудиться более
эффективно. Впрочем, иногда она дает и абсолютно обратный
эффект…
Слишком часто
Постоянное нахваливание может спровоцировать множество проблем. Во-первых, это может
демотивировать подчиненного. Если работникам постоянно давать пряник, то одни расслабятся,
уверовав в собственную незаменимость, а другие могут решить, что раз начальник
так ими восторгается, значит, пора просить прибавку к зарплате или думать о
повышении.
Если переборщить с похвалой, это
может вызвать то, что сотрудник перестанет адекватно оценивать свои
способности. Отдельные гордецы тут же возомнят себя умнее руководства или своих
коллег, что приведет к падению
авторитета начальника.
Манипулируете
Конечно, похвала — один из самых простых способов «подсластить пилюлю». Связано
это с одним из главных правил психологии: если хочешь сообщить что-то плохое,
обязательно упомяни и о чем-то хорошем. К примеру, такая тактика может
использоваться руководителем, который хочет загрузить сотрудника новыми обязанностями: сначала в ход идет
перечисление всех заслуг работника, а затем настойчивая просьба-приказ взять
себе дополнительные задачи. Если вы хвалите подчиненных только ради снижения
негатива, ваши сотрудники быстро поймут, что к чему, сразу перестанут радоваться
комплиментам и начнут ассоциировать не с позитивом, а с возможной дополнительной
нагрузкой.
«Я был очень польщен, когда начальник принялся меня расхваливать, —
рассказывает менеджер по работе с клиентами Валерий. — Я трудился в компании
всего месяц, и мне было очень важно услышать отзыв о своей работе. В конце своего монолога начальник
спросил, не могу ли я взять себе еще одного клиента — кто-то заболел и работа
виснет.
Я с радостью согласился — меня заметили, меня похвалили, значит, надо сделать
все, чтобы заслужить еще большее доверие! Я работал денно и нощно и добился
хорошего результата. Через месяц начальник снова вызвал меня к себе. Я надеялся
на похвалу и не ошибся. Но говорил он почему-то не о работе, а о моих качествах
— я неконфликтен, я со всеми подружился и т. п. Потом он снова попросил меня
взять еще пару клиентов. Через полгода я понял, что хвалят меня только для
того, чтобы похвалить, и стал требовать деньги за переработки».
Хвалите за очевидное
Всем ясно, что работоспособность у всех людей разная и кому-то задача дается
легко, а кому-то — гораздо тяжелее. То, что для одного работника будет являться
достижением, другой сделает за пять минут. Поэтому работника нужно хвалить соразмерно го усилиям, которые он приложил или, по крайней мере, не
злоупотреблять частыми благодарностями. У «умного» сотрудника это вызовет
недопонимание, а у его более незадачливых сослуживцев — раздражение и зависть.
Следите за сотрудниками и отмечайте
любой прогресс: ничто так не воодушевит вчерашнего «неумеху», как вовремя
сделанная похвала.
Не оправдываете ожиданий
У каждого работника хоть раз возникала мысль: «Я пахал 24 часа в сутки, принес
компании прибыль, но где благодарность?» Руководитель хвалит сотрудника за
старания, но сам работник этому не рад: он считает, что его работа стоит большего, нежели простые
слова.
Оценивайте работу подчиненного грамотно:
если он действительно сделал много, постарайтесь дать ему заслуженную награду — премию, небольшое повышение, желанный проект.
Если же сотрудник не сделал ничего выдающегося, но считает иначе, объясните
ему, почему он не получил желаемого и что он должен сделать, чтобы заработать
поощрение.
Читайте также:
«Управление коллективом через
общение с ним»
«17 способов
повысить мотивацию сотрудников»
«Колл–центр и текучка кадров»
У цьому матеріалі вашій увазі пропонується цікава й подекуди драматична історія злету й занепаду нідерландських техно піонерів, які змінили ландшафт сучасної цивілізації.
Розбираємося, які перспективи пропонує професія психолога в Україні у 2025 році.
Метод Pomodoro допомагає ефективно розподіляти час між робочими завданнями. Сьогодні розберемо «на кісточки» ті можливості, які пропонує ця чудова техніка тайм-менеджменту для ефективного виконання завдань і зосередженої праці.
Якщо кар’єра не рухається, можливо, ви щось робите не так? Причини бувають різні, тому давайте проаналізуємо, якими порадами скористатися, щоб досягати успіху в кар’єрі.
На етапі працевлаштування пошукач може передумати влаштовуватися в конкретну компанію. Як відмовити роботодавцю, сказати «ні» професійно? З’ясовуємо разом з Jobs.ua.